Авторская статья: Статистическая значимость успеха в Баку

15.06.2016 17:41

Статистическая значимость успеха в Баку.

 

Дебют новой автогоночной трассы - событие в Ф1 всегда значимое и волнующее. С чистого листа начинает писаться новая история. И любой гонщик Ф1, сделав обычную, в принципе, работу, может оказаться в статистическом разряде "самый первый" в этой новой истории.

Автогоночная трасса, проложенная по улицам Баку - одиннадцатая по счёту трасса-дебютант Ф1 в двадцать первом веке. И если не считать двух первых трасс в Бахрейне и Китае, дебютировавших в далёком уже 2004 году и ставших добычей гегемонов того сезона Михаэля Шумахера и Рубенса Баррикелло, то во всех остальных премьерных гонках на новых трассах нового века побеждали действующие гонщики Ф1. Четверть современного пелетона ездит в ранге самого первого жениха той или иной автогоночной трассы. Фернандо Алонсо, Себастьян Феттель и Льюис Хэмилтон по два раза срывали самый первый плод, вызревший на каком-либо новом автодроме, и по одному подобному успеху на счету Кими Райкконена и Фелипе Массы.

Ну а теперь, собственно, немного статистики в нескольких подразделах.

 

1. Вероятностный третий успех на новом автодроме.

Доступен для Фернандо Алонсо (условно), Себастьяна Феттеля (чем чёрт не шутит) и Льюиса Хэмилтона (наиболее вероятно).

Есть четкая статистическая закономерность для всех трёх случаев: с каждым новым успехом на новой трассе итоговое место в личном зачёте повышается.

Фернандо не без скандальной истории первым "окучил" Сингапур в 2008 году (пятый в ЛЗ по итогам сезона), а затем стал самым первым у южнокорейского автодрома в 2010 (вице-чемпион).

Льюис первым победил в Остине в 2012 году (четвёртый в ЛЗ по итогам сезона) и в Сочи в 2014 (чемпион).

Себастьян правильно подобрал ключи к первым победам в Эмиратах в 2009 году и в Индии в 2011. В первый раз ключ оказался серебряным (вице-чемпион), а во второй раз - золотым (чемпион).

По такому закону, тот из вышеперечисленной тройки, кто одержит победу в Баку, и станет чемпионом. Фернандо - по закону поступательного движения вверх, остальные - по принципу "выше гор могут быть только горы". Ну а степень вероятности успеха каждого из этих гонщиков я уже привёл выше в скобках (исключительно личная оценка).

Потенциальные победители бакинского Гран-При Европы и потенциальные чемпионы мира нынешнего сезона. Причём потенциал справа налево уменьшается в геометрической прогрессии.

Потенциальные победители бакинского Гран-При Европы и потенциальные чемпионы мира нынешнего сезона. Причём потенциал справа налево уменьшается в геометрической прогрессии.

 

2. Династическо-статистический закон в паруса Нико Росберга.

В данном случае речь идёт о том, что каждый сын гонщика Ф1, кто становился первым победителем на одной из дебютирующих в чемпионате мира гоночных трасс, обязательно побеждал, в итоге, в текущем сезоне Ф1.

Сначала таким героем стал Дэймон Хилл, "распечатавший ворота" мельбурнского "Альберт парка" в 1996 году. А годом позже Жак Вильнев, в преддверие своего титула, первым познал вкус победы в австрийском Шпильберге.

Что характерно, отцы обоих вышеперечисленных сыновей тоже вошли в список первооткрывателей успеха на отдельно взятых трассах своего времени. Грэм Хилл в чемпионском для себя 1962 году стал победителем в первом зачётном Гран-При ЮАР в Ист-Лондоне. А Жиль Вильнев открыл в 1978 году список победителей гонок на монреальском автодроме, ныне носящем имя самого Жиля. Жиль, к слову, установил в том году своеобразный рекорд в виде девятого места в ЛЗ по итогам сезона. Это самое низкое место, которое занимал по итогам сезона гонщик, выигравший в тот год первую гонку на новой трассе чемпионата мира.

Теперь о Нико Росберге. Его отец Кейо, подобно Грэму и Жилю, также поработал первооткрывателем успеха на новых автодромах. Причём дважды. В 1984 году Росберг-старший выиграл первую и последнюю гонку по улицам Далласа, а год спустя стал победителем первого в истории Ф1 Гран-При Австралии, прошедшего на трассе в Аделаиде. И по итоговым местам в ЛЗ Кейо оказался близок в те годы к результатам отцов-предшественников: в 1984 году стал восьмым в ЛЗ (почти как Жиль), в 1985 году - третьим (ну, примем, что почти как Грэм).

Так что Нико Росбергу остаётся поднапрячься, взять бакинский Гран-При и получить статистически гарантированное счастье в конце нынешнего сезона.

На данном коллаже три сына гонщиков Ф1, один из которых включён сюда авансом. Пока авансом. Бакинская гонка скоро всё расставит по местам. Вопрос в том, где будет место Нико Росберга. В указанном ряду или на задворках статистических выкладок.

На данном коллаже три сына гонщиков Ф1, один из которых включён сюда авансом. Пока авансом. Бакинская гонка скоро всё расставит по местам. Вопрос в том, где будет место Нико Росберга. В указанном ряду или на задворках статистических выкладок.

 

3. Если хочется убойной интриги в конце сезона…

… то надо молиться на успех… Фелипе Массы. Вот, убей Бог, не представляю, что, кроме вмешательства высших сил, может помочь Фелипе выиграть эту гонку. Но если чудо произойдёт, то нас всех ждёт простое болельщицкое счастье. На протяжении оставшейся части сезона и, самое главное, в его концовке. Ибо, как показывает практика, если Фелипе выигрывает самую первую гонку на какой-либо трассе (а в последний раз, он же единственный раз, это произошло в 2008 году в Валенсии), то чемпион определяется не просто в последней гонке сезона, но в последнем повороте последней гонки сезона за считанные секунды до финиша, в результате чего в паддоке несколько долгих мгновений одновременно ликуют сразу два конкурирующих лагеря, для одного из которых по истечении этих мгновений наступает горькое отрезвление суровой действительностью. Кто хочет подобной концовки чемпионата?! Поднять руки! Единогласно! Всем молиться за успех Фелипе Массы в Баку! Иначе (с нарастающей зловещестью в голосе), кто-то из гонщиков Мерса станет чемпионом досрочно-предосрочно, скучно-прескучно…

Были же времена… Фелипе Масса массово побеждал в гонках. Вот и на этом кадре он радуется победе на трассе-дебютанте чемпионатов мира. Валенсия-2008.

Были же времена… Фелипе Масса массово побеждал в гонках. Вот и на этом кадре он радуется победе на трассе-дебютанте чемпионатов мира. Валенсия-2008.

 

4. Не забыть про Кими Райкконена.

Да. Ничего особенного про Кими написать не получается, в отличие от предыдущих подразделов. Просто Кими выиграл в 2005 году самую первую гонку в Турции, став по итогам того сезона вице-чемпионом мира. И если закон повышения результатов в ЛЗ, приведённый в первом подразделе заметки, реально работает, то Кими, в случае успеха в Баку, должен стать чемпионом. Но уровень оценки вероятности такого события лично я оценил бы на том же уровне, что и у Фернандо Алонсо. Т.е.: словом "условно". И, да, в предыдущем подразделе я ничего не написал про тот же закон повышения результатов в ЛЗ, потому что для Кими на "Феррари" хоть уровень "условно" можно применить, а в отношении Фелипе на "Уильямс" даже помощь высших сил не способна помочь ему стать чемпионом, пусть он даже каким-то каком вдруг возьмёт главный приз в Баку.

Кими Райкконен на подиуме Гран-При Турции 2005 года. Только что добыта премьерная победа на новом автодроме, этапы чемпионата мира на котором больше не проводятся, но о котором так часто вспоминается болельщикам Ф1.

Кими Райкконен на подиуме Гран-При Турции 2005 года. Только что добыта премьерная победа на новом автодроме, этапы чемпионата мира на котором больше не проводятся, но о котором так часто вспоминается болельщикам Ф1.

 

5. Общая статистика успехов гонщиков во всех первых гонках всех трасс в истории Ф1.

Гоночная трасса в Баку уже семьдесят вторая в общем счёте, которой доведётся принять на себе зачётный этап чемпионата мира в классе Ф1. И в предыдущих семидесяти одной премьерной гонке успех между различными категориями гонщиков распределился на удивление ровно. Двадцать четыре раза победили гонщики, ставшие по итогам сезона, в котором им удался такой статистический подвиг, чемпионами мира. Двадцать четыре раза победили предстоящие вице-чемпионы мира. И двадцать три раза победили люди из категории "Все остальные".

Так что, статистика не отказывает в праве на успех в первой гонке в Баку практически никому, кто подобно Жилю Вильневу в 1978 году, рассчитывает на место ну хотя бы в девятке лучших по итогам нынешнего сезона. Так что, Карлосы Сайнсы и Даниилы Квяты, Серхио Пересы и Нико Хюлкенберги, вооружайтесь теми почти полутора процентами шансов на успех (один случай из семидесяти одного), что дан вам на четверых статистикой, и вперёд на штурм вершины Гран-При Европы в Баку! И, может быть, гимн на церемонии награждения сыграет в вашу честь, вашу мать! Хоть это и крайне маловероятно.

В центре кадра стоит мистер Антистатистик. Ему абсолютно фиолетово кто и в каком порядке из тех двух, кто стоит рядом с ним, будет стоять на двух верхних ступенях Гран-При Европы в Баку и всего чемпионата в целом. Ему важно чтоб они были вдвоём. На двух верхних ступенях. Везде. А статистика всё норовит перейти на личности, пыжится, предрекает…

В центре кадра стоит мистер Антистатистик. Ему абсолютно фиолетово кто и в каком порядке из тех двух, что стоят рядом с ним, будет стоять на двух верхних ступенях Гран-При Европы в Баку и всего чемпионата в целом. Ему важно чтоб они были вдвоём. На двух верхних ступенях. Везде. А статистика всё норовит перейти на личности, пыжится, предрекает…

 

Автор статьи: ROMAN grosjean (июнь 2016 года).

0 Отзывов