Авторская статья: Автогоночные династии в Ф1. Взгляд в будущее

30.05.2016 17:27

Автогоночные династии в Ф1. Взгляд в будущее.

 

Джолиан Палмер, дебютировавший в сезоне 2016 года в составе заводской команды «Рено», стал представителем уже тринадцатой по счёту автогоночной династии в Ф1.

 

Но всё дело в том, что по определению, материал, посвящённый автогоночным династиям в автоспорте вообще и в Ф1 в частности, НИКОГДА не может быть завершённым с подведённой под ним чертой. Ибо никто не сможет с полной уверенностью сказать, а сколько же родоначальников будущих автогоночных династий гоняет прямо сейчас в Ф1. Ведь когда Йос Ферстаппен (а до него, например, Кейо Росберг) только начинали свой путь в Ф1, ни Макса, ни Нико ещё на свете не было, потому даже теоретически нельзя было предположить, что в Ф1 в те конкретные времена выступали родоначальники будущих автогоночных династий. А разве кто-то мог гарантировать Грэму Хиллу, когда тот в 1962 году впервые стал чемпионом мира, что его двухлетний на тот момент сын Дэймон продолжит через тридцать лет дело отца в Ф1, а через тридцать четыре года сделает чемпионство в Ф1 семейной традицией.

 

Так вот, в своей нынешней статье я попытаюсь, ни много ни мало, дать прогноз, кому из нынешних гонщиков Ф1 или участников чемпионатов мира относительно недавнего прошлого, теоретически светит продолжение автогоночных традиций в Ф1 со стороны их сыновей (зачастую ещё даже не появившихся на свет, но ведь от рождения сына в будущем никто не застрахован), а кто гарантированно пролетает мимо такой возможности. Как говорится, за свои слова отвечаю, потому лет через двадцать пять готов буду по факту либо признать свою нынешнюю ошибку, либо с торжеством подтвердить свою же нынешнюю правоту.

 

А на основании чего я всё это сделаю? Так на основании статистики, естественно, уж кто бы сомневался ))).

 

Итак. Опыт всех предыдущих лет (период в шестьдесят шесть лет - не шутка) показывает, что все до сих пор состоявшиеся и, обязательное условие, успешные родоначальники автогоночных династий, являются жуткими индивидуалистами в части высоких достижений в ЛЗ и не терпят рядом с собой на пьедестале почёта по итогам чемпионата мира других династических родоначальников.

 

В истории Ф1 было всего два периода когда Отцы добивались призовых успехов по итогам чемпионатов мира.

Первый из этих периодов состоялся с 1959 по 1968 годы усилиями всего двух Отцов: Грэма Хилла и Джека Брэбэма. За этот десятилетний период Отцами было взято пять чемпионских титулов (трижды Брэбэмом и два раза Хиллом) и четыре вице-чемпионских титула (трижды Хиллом и один раз Брэбэмом). Но ни разу Хилл и Брэбэм не заняли два первых места по итогам одного чемпионата. Более того, за указанный отрезок времени на долю Хилла и Брэбэма пришёлся всего один-единственный «Отцовский дубль» по итогам отдельных гонок. На Гран-При Голландии 1966 года будущий чемпион мира этого сезона Джек Брэбэм победил на болиде, сконструированном силами его собственной команды, а Грэм Хилл финишировал вторым на «БРМ». И то, этот дубль смог состояться только потому, что гонщик «Лотус» Джим Кларк, лидировавший с большим преимуществом, из-за проблем с вибрацией болида и неисправностью водяного насоса вынужден был сделать два пит-стопа в завершающей стадии гонки, сначала выпустив на первое место Брэбэма, а потом и Хилла на второе.

Трёхкратный чемпион мира Джек Брэбэм и двукратный чемпион мира Грэм Хилл

Трёхкратный чемпион мира Джек Брэбэм и двукратный чемпион мира Грэм Хилл даже на фотографиях того времени редко запечатлевались вместе. На одном из редких кадров два чемпиона - родоначальника автогоночных династий (Джек слева, Грэм в центре) вместе с Брюсом МакЛареном (справа) перед стартом Гран-При Франции 1967 года. Это будет очередной Гран-При с несимметричными результатами героев заметки: Джек эту гонку выиграет, Грэм не доберётся до финиша.

 

Второй период состоялся с 1977 по 1987 годы усилиями уже четырёх Отцов: Марио Андретти, Жиля Вильнева, Нельсона Пике-старшего и Кейо Росберга. За одиннадцатилетний период Отцами было взято пять титулов (три на счету Пике, по одному заработали Андретти и Росберг), два вице-чемпионских титула (силами Жиля Вильнева и Пике), а также три «бронзы» чемпионата (силами Андретти, Росберга и Пике). И опять в тройке лучших гонщиков по итогам любого сезона ни разу не было хотя бы двух Отцов. А «Отцовских дублей» за этот период было аж в два раза больше, чем в предыдущем периоде. Нельсон Пике и Кейо Росберг дважды составили первую пару пилотов по итогам отдельно взятой гонки. В первый раз это произошло на Гран-При Монако 1983 года. Причём, в этой гонке должен был состояться совсем другой дубль. Пару победителю Росбергу должен был составить его партнёр по команде «Уильямс» Жак Лафит. Но у француза сломалась коробка передач, и второе место досталось будущему чемпиону мира этого сезона Пике, выступавшему в тот год за «Брэбэм», что позволило соблюсти некоторое историческое пересечение с предыдущим «Отцовским дублем». А два года спустя Пике и Росберг, не поменявшие на тот момент своих команд, поменялись местами на двух высших ступенях пьедестала почёта Гран-При Франции-1985. И только на этот раз дубль был чистым, без подарков Отцам со стороны других пилотов.

Награждение по итогам Гран-При Монако 1983 года. Слева с венком победителя Кейо Росберг. Справа на кадре второй призёр гонки Нельсон Пике-старший (только что состоялся второй в истории Ф1 «Отцовский дубль») и третий призёр гонки Ален Прост.

Награждение по итогам Гран-При Монако 1983 года. Слева с венком победителя Кейо Росберг. Справа на кадре второй призёр гонки Нельсон Пике-старший (только что состоялся второй в истории Ф1 «Отцовский дубль») и третий призёр гонки Ален Прост.

 

Ну а теперь на основании вышеприведённых исходных данных рассмотрим ситуацию дня сегодняшнего. Впрочем, нет, для дополнительного подтверждения приведённых статистических выкладок, рассмотрим день слегка вчерашний.

Те, кто серьёзно увлекаются Ф1 и одновременно следят за выступлениями потенциальных кандидатов в Ф1 в младших сериях, знают, что сыновья Михаэля Шумахера, Мики Хаккинена и Дэймона Хилла пошли по стопам отцов и до какого-то момента успешно (и со сравнительно небольшой рассинхронизацией) преодолевали младшие ступени мирового автоспорта. Но, по приведённому выше условию о не пересечении Отцов на пьедестале почёта по итогам отдельно взятых чемпионатов мира, было совершенно ясно, что минимум двоим из этих самых сыновей предстоит отсеяться на пути к Ф1. Что мы в настоящий момент и наблюдаем. Джошуа Хилл прекратил автогоночную карьеру достаточно давно, кажется, в конце прошлого десятилетия, а Хьюго Хаккинен прекратил свои выступления сравнительно недавно, отдав предпочтение футболу. Конечно, это не гарантирует Мику Бетчу (он же Мик Джуниор, он же Мик Шумхер) попадания в Ф1, но подчёркивает, что статистические династические традиции Ф1, в целом, охраняются какими то высшими силами.

На этом коллаже титулованные Отцы вместе со своими Сыновьями, чья карьера в автоспорте прервалась на дальних подступах к Ф1. Кто есть кто, наверное, пояснять не надо ))).

На этом коллаже титулованные Отцы вместе со своими Сыновьями, чья карьера в автоспорте прервалась на дальних подступах к Ф1. Кто есть кто, наверное, пояснять не надо ))).

 

В эту же степь можно привести пример с Генри Сертизом, сыном чемпиона мира 1964 года Джона Сертиза. И собственного таланта у Генри хватало, и связи отца в мире Ф1 были достаточно серьёзные. В общем, числился Генри о-о-о-очень вероятным кандидатом на попадание рано или поздно в Ф1. Но в этом случае нарушалось бы статистическое условие несовпадения «медальных» успехов Отцов, ибо в 1964 году пара Джон Сертиз-Грэм Хилл стояла на двух верхних строчках ЛЗ по итогам чемпионата. И Генри трагически погиб в одной из гонок Ф2, в эпизоде, когда ему в голову попало колесо, оторвавшееся от машины одного из соперников.

 

На фото сверху Джон Сертиз вместе со своим отцом Генри Сертизом

 

На фото сверху Джон Сертиз вместе со своим отцом Генри Сертизом

Внизу: кадр трагедии с молодым, подающим большие надежды, гонщиком.

 

В 2001 году до уровня тест-пилота команды «Ягуар» дорос Томас Шектер, сын чемпиона мира 1979 года Джоди Шектера. И отец Томаса в мире Ф1 тоже не совсем уж чужим человеком был. Но вот не пропихнул сына на ступеньку дальше. И может быть только потому, что сам стал чемпионом в год вице-чемпионства ещё одного представителя «Отцовского клана» Жиля Вильнева. В результате, Томас Шектер тихо и неприметно удалился от мира Ф1.

А вот тот же самый Джолиан Палмер, упомянутый в самом начале заметки, нынче боевой пилот Ф1. Благодаря отцовскому влиянию и связям (а в британском автоспорте Джонатан Палмер - фигура значимая и уважаемая), а также организации необходимого объёма финансирования. А ещё благодаря тому, что статистические законы не нарушены, ибо ни разу отец Палмера-младшего к вершинам ЛЗ не подбирался.

 

Ну а теперь, после всего вышесказанного, обратим внимание на сегодняшнюю ситуацию в Ф1.

 

Невооружённым глазом видно, что если даже Себастьян Феттель, Дженсон Баттон, Фернандо Алонсо и Льюис Хэмилтон обзаведутся сыновьями, и эти сыновья станут автоспортсменами высокого уровня, то единственно возможной парой этих сыновей в Ф1 могут стать только отпрыски Баттона и Хэмилтона, так как их отцы реально ни разу не пересеклись на итоговом подиуме чемпионата мира. Дополнительный бонус данной паре гонщиков, как потенциальным отцам будущих пилотов Ф1, ситуация с дублями в гонках. Как я уже писал выше, первая пара Отцов, одновременно добравшихся до двух верхних строчек итогового протокола гонки, так и осталась с единственным «Отцовским дублем». Вторая такая пара Отцов отстрелялась уже двумя такими дублями. Ну а Дженсон с Льюисом на пару постояли на двух верхних ступенях пьедестала почёта ровно три раза. Статистическая закономерность вполне видна невооружённым глазом. И нет никаких предпосылок, что Дженсон до конца карьеры вернётся на подиум, чтоб подловить там Льюиса ещё хотя бы разок.

Итак, можно рекомендовать Хэмилтону и Баттону прекратить валять дурака, повалять подруг и обзавестись сыновьями. Потом дать им первоначальный импульс в автоспорт и, вуаля, через некоторое время поклонники Ф1 с удовольствием посмотрят второй раунд противостояния семейных традиций (чемпионских традиций).

Те двое, что на кадре находятся дальше от фотографа, а также те двое, что на кадре находятся ближе к фотографу, являются потенциальными отцами продолжателей автогоночных династий, имеющих по статистике шансы вместе добраться до королевской серии автоспорта.

Те двое, что на кадре находятся дальше от фотографа, а также те двое, что на кадре находятся ближе к фотографу, являются потенциальными отцами продолжателей автогоночных династий, имеющих по статистике шансы вместе добраться до королевской серии автоспорта. А вот сыновьям тех двоих, что находятся по краям фото (самому дальнему, как и тому, что в центре снимка, сыновей ещё надо завести), вместе в Ф1 не выступать. Так говорит статистика.

 

Есть также один запасной вариант, если вдобавок к вышеперечисленным гонщикам рассмотреть ещё Кими Райкконена. Мало того, что Кими единственный из данной группы, кто уже обзавёлся сыном Роббином. Так ещё отпрыску Кимстера не заказано делить в будущем трассы Ф1 с вероятностным сыном Дженсона Баттона. Но только в случае, если не состоится пришествие в Ф1 вероятностного сына Льюиса Хэмилтона. Есть в вероятностной паре гонщиков Ф1 в лице сыновей Кими и Дженсона также некоторая статистическая закономерность в части «Отцовских дублей». Дженсон и Кими вообще никогда не стояли вместе на двух верхних ступенях пьедестала почета. И этот ноль тоже неплохо вписывается в последовательность с одним и двумя Отцовскими дублями предыдущих поколений.

На фото сверху запасная пара потенциальных отцов будущих гонщиков Ф1. Как и на предыдущем фото, один из фотографируемых уже обеспечен наследником мужского пола. И этот наследник по имени Роббин запечатлён на нижнем снимке.

На фото сверху запасная пара потенциальных отцов будущих гонщиков Ф1. Как и на предыдущем фото, один из фотографируемых уже обеспечен наследником мужского пола. И этот наследник по имени Роббин запечатлён на нижнем снимке.

 

Но всем вышеперечисленным вариантам есть серьёзная угроза. В лице Мика Бетча (Джуниора, Шумхера). Дженсон Баттон по молодому недомыслию в 2004 году отметился «бронзой» чемпионата на фоне последнего титула Михаэля Шумахера. А ещё более молодой Кими Райкконен отметился «серебром» годом ранее и также на фоне титула великого немца. Так что, если пробьётся Мик в Ф1, то никаких Роббина Райкконена и вероятностного Баттона-младшего в Королевской серии гарантированно не будет.

При попадании Мика Бетча (Джуниора, Шумахера) в Ф1, планировать для своих будущих отпрысков (а для кого-то уже появившихся на свет) какие-то другие сферы деятельности придётся также Фернандо Алонсо, Рубенсу Баррикелло, Дэвиду Култхарду, Хуану-Пабло Монтойе, Фелипе Массе, Эдди Ирвайну, Риккардо Патрезе и Найджелу Мэнселлу.

Да. Судьба очень многих вероятностных автогоночных династий зависит от поступи этого молодого человека. Мик Бетч (он же Мик Джуниор, он же Мик Шумахер).

Да. Судьба очень многих вероятностных автогоночных династий зависит от поступи этого молодого человека. Мик Бетч (он же Мик Джуниор, он же Мик Шумахер). Если этому парню всё-таки не удастся пробиться в Ф1, для потенциальных представителей многих других автогоночных династий всё станет потенциально намного проще.

 

Не суждено болельщикам Ф1 понаблюдать в будущем за дуэлью на трассах Ф1 сыновей Себастьяна Феттеля и Марка Уэббера (если они вообще случатся когда-нибудь на планете Земля).

Может быть, было бы жутко интересно посмотреть, как боролись бы когда-нибудь в будущем сыновья Нико Росберга и Льюиса Хэмилтона (а самый младший Росберг был бы уже гонщиком Ф1 в третьем поколении!). Но не судьба нашим с вами, Портальцы, сыновьям и внукам, а также дочерям и внучкам, наблюдать за такими фортелями судьбы. Статистика против. А статистика штука не только точная, но и сильная. Говорю как статистик!

 

Вот истинный крест! Ежели через 25-30 лет в Ф1 будут ездить одновременно сыновья Себастьяна Феттеля, Дженсона Баттона, Фернандо Алонсо, Льюиса Хэмилтона, Кими Райкконена, Марка Уэббера, Нико Росберга и Фелипе Массы (или не все скопом, а в любой произвольно выбранной паре (или тройке), отличающейся от рассмотренных выше «разрешённых» пар), то я (но обязательно напомните, мало ли, вдруг старческий маразм ударит в мою голову) распечатаю несколько экземпляров своей нынешней статьи (ведь никуда не денется она из архива Портала?) и съем прилюдно без воды и соли. Но если в то время будет изобретена какая-нибудь съедобная бумага, то не обессудьте, съем с удовольствием и буду считать условие спора соблюдённым!!!

 

Ну а сыновьям Хейкки Ковалайнена, Пастора Мальдонадо, Шарля Пика, Адриана Сутиля, Пола ди Ресты, Гидо ван дер Гарде, Виталия Петрова и многих-многих прочих не особо успешных пилотов Ф1 (как уже родившимся, так ещё даже и не планирующимся), МИЛОСТИ ПРОСИМ в Ф1 в любом количестве. Статистика совсем не против новых автогоночных династий. Этих самых династий за первых сорок лет истории Ф1 всего одна была, а за следующие двадцать шесть лет аж ещё целых двенадцать нарисовалось! Отпрыски подросли, что называется! А сколько их будет ещё через двадцать шесть лет? Вот и тема для ещё одной авторской статьи через такой вот срок! Надеюсь, что таковая статья, особенно после съедения/не съедения нескольких экземпляров нынешней, позитивно скажется на рейтинге постаревшего автора на Портале того времени. )))

 

Вот на этой оптимистичной ноте позвольте закончить отчётную заметку.

Детишки - потенциальные пилоты Ф1

Хоть нынче мы и являемся свидетелями одного из самых мощных вливаний свежей династической крови в истории Ф1, автогоночных династий в Королевской серии много не бывает.

Гонщики Ф1! Плодитесь и размножайтесь! Прививайте имеющимся и будущим сыновьям любовь к автоспорту! Делайте всё возможное во имя заполнения протоколов отдалённо грядущих чемпионатов мира в классе Ф1 знакомыми фамилиями.

 

Автор статьи: ROMAN grosjean (май 2016 года).

3 Отзыва