30.05.2016 17:27
Автогоночные династии в Ф1. Взгляд в будущее.
Джолиан Палмер, дебютировавший в сезоне 2016 года в составе заводской команды «Рено», стал представителем уже тринадцатой по счёту автогоночной династии в Ф1.
Но всё дело в том, что по определению, материал, посвящённый автогоночным династиям в автоспорте вообще и в Ф1 в частности, НИКОГДА не может быть завершённым с подведённой под ним чертой. Ибо никто не сможет с полной уверенностью сказать, а сколько же родоначальников будущих автогоночных династий гоняет прямо сейчас в Ф1. Ведь когда Йос Ферстаппен (а до него, например, Кейо Росберг) только начинали свой путь в Ф1, ни Макса, ни Нико ещё на свете не было, потому даже теоретически нельзя было предположить, что в Ф1 в те конкретные времена выступали родоначальники будущих автогоночных династий. А разве кто-то мог гарантировать Грэму Хиллу, когда тот в 1962 году впервые стал чемпионом мира, что его двухлетний на тот момент сын Дэймон продолжит через тридцать лет дело отца в Ф1, а через тридцать четыре года сделает чемпионство в Ф1 семейной традицией.
Так вот, в своей нынешней статье я попытаюсь, ни много ни мало, дать прогноз, кому из нынешних гонщиков Ф1 или участников чемпионатов мира относительно недавнего прошлого, теоретически светит продолжение автогоночных традиций в Ф1 со стороны их сыновей (зачастую ещё даже не появившихся на свет, но ведь от рождения сына в будущем никто не застрахован), а кто гарантированно пролетает мимо такой возможности. Как говорится, за свои слова отвечаю, потому лет через двадцать пять готов буду по факту либо признать свою нынешнюю ошибку, либо с торжеством подтвердить свою же нынешнюю правоту.
А на основании чего я всё это сделаю? Так на основании статистики, естественно, уж кто бы сомневался ))).
Итак. Опыт всех предыдущих лет (период в шестьдесят шесть лет - не шутка) показывает, что все до сих пор состоявшиеся и, обязательное условие, успешные родоначальники автогоночных династий, являются жуткими индивидуалистами в части высоких достижений в ЛЗ и не терпят рядом с собой на пьедестале почёта по итогам чемпионата мира других династических родоначальников.
В истории Ф1 было всего два периода когда Отцы добивались призовых успехов по итогам чемпионатов мира.
Первый из этих периодов состоялся с 1959 по 1968 годы усилиями всего двух Отцов: Грэма Хилла и Джека Брэбэма. За этот десятилетний период Отцами было взято пять чемпионских титулов (трижды Брэбэмом и два раза Хиллом) и четыре вице-чемпионских титула (трижды Хиллом и один раз Брэбэмом). Но ни разу Хилл и Брэбэм не заняли два первых места по итогам одного чемпионата. Более того, за указанный отрезок времени на долю Хилла и Брэбэма пришёлся всего один-единственный «Отцовский дубль» по итогам отдельных гонок. На Гран-При Голландии 1966 года будущий чемпион мира этого сезона Джек Брэбэм победил на болиде, сконструированном силами его собственной команды, а Грэм Хилл финишировал вторым на «БРМ». И то, этот дубль смог состояться только потому, что гонщик «Лотус» Джим Кларк, лидировавший с большим преимуществом, из-за проблем с вибрацией болида и неисправностью водяного насоса вынужден был сделать два пит-стопа в завершающей стадии гонки, сначала выпустив на первое место Брэбэма, а потом и Хилла на второе.

Трёхкратный чемпион мира Джек Брэбэм и двукратный чемпион мира Грэм Хилл даже на фотографиях того времени редко запечатлевались вместе. На одном из редких кадров два чемпиона - родоначальника автогоночных династий (Джек слева, Грэм в центре) вместе с Брюсом МакЛареном (справа) перед стартом Гран-При Франции 1967 года. Это будет очередной Гран-При с несимметричными результатами героев заметки: Джек эту гонку выиграет, Грэм не доберётся до финиша.
Второй период состоялся с 1977 по 1987 годы усилиями уже четырёх Отцов: Марио Андретти, Жиля Вильнева, Нельсона Пике-старшего и Кейо Росберга. За одиннадцатилетний период Отцами было взято пять титулов (три на счету Пике, по одному заработали Андретти и Росберг), два вице-чемпионских титула (силами Жиля Вильнева и Пике), а также три «бронзы» чемпионата (силами Андретти, Росберга и Пике). И опять в тройке лучших гонщиков по итогам любого сезона ни разу не было хотя бы двух Отцов. А «Отцовских дублей» за этот период было аж в два раза больше, чем в предыдущем периоде. Нельсон Пике и Кейо Росберг дважды составили первую пару пилотов по итогам отдельно взятой гонки. В первый раз это произошло на Гран-При Монако 1983 года. Причём, в этой гонке должен был состояться совсем другой дубль. Пару победителю Росбергу должен был составить его партнёр по команде «Уильямс» Жак Лафит. Но у француза сломалась коробка передач, и второе место досталось будущему чемпиону мира этого сезона Пике, выступавшему в тот год за «Брэбэм», что позволило соблюсти некоторое историческое пересечение с предыдущим «Отцовским дублем». А два года спустя Пике и Росберг, не поменявшие на тот момент своих команд, поменялись местами на двух высших ступенях пьедестала почёта Гран-При Франции-1985. И только на этот раз дубль был чистым, без подарков Отцам со стороны других пилотов.

Награждение по итогам Гран-При Монако 1983 года. Слева с венком победителя Кейо Росберг. Справа на кадре второй призёр гонки Нельсон Пике-старший (только что состоялся второй в истории Ф1 «Отцовский дубль») и третий призёр гонки Ален Прост.
Ну а теперь на основании вышеприведённых исходных данных рассмотрим ситуацию дня сегодняшнего. Впрочем, нет, для дополнительного подтверждения приведённых статистических выкладок, рассмотрим день слегка вчерашний.
Те, кто серьёзно увлекаются Ф1 и одновременно следят за выступлениями потенциальных кандидатов в Ф1 в младших сериях, знают, что сыновья Михаэля Шумахера, Мики Хаккинена и Дэймона Хилла пошли по стопам отцов и до какого-то момента успешно (и со сравнительно небольшой рассинхронизацией) преодолевали младшие ступени мирового автоспорта. Но, по приведённому выше условию о не пересечении Отцов на пьедестале почёта по итогам отдельно взятых чемпионатов мира, было совершенно ясно, что минимум двоим из этих самых сыновей предстоит отсеяться на пути к Ф1. Что мы в настоящий момент и наблюдаем. Джошуа Хилл прекратил автогоночную карьеру достаточно давно, кажется, в конце прошлого десятилетия, а Хьюго Хаккинен прекратил свои выступления сравнительно недавно, отдав предпочтение футболу. Конечно, это не гарантирует Мику Бетчу (он же Мик Джуниор, он же Мик Шумхер) попадания в Ф1, но подчёркивает, что статистические династические традиции Ф1, в целом, охраняются какими то высшими силами.

На этом коллаже титулованные Отцы вместе со своими Сыновьями, чья карьера в автоспорте прервалась на дальних подступах к Ф1. Кто есть кто, наверное, пояснять не надо ))).
В эту же степь можно привести пример с Генри Сертизом, сыном чемпиона мира 1964 года Джона Сертиза. И собственного таланта у Генри хватало, и связи отца в мире Ф1 были достаточно серьёзные. В общем, числился Генри о-о-о-очень вероятным кандидатом на попадание рано или поздно в Ф1. Но в этом случае нарушалось бы статистическое условие несовпадения «медальных» успехов Отцов, ибо в 1964 году пара Джон Сертиз-Грэм Хилл стояла на двух верхних строчках ЛЗ по итогам чемпионата. И Генри трагически погиб в одной из гонок Ф2, в эпизоде, когда ему в голову попало колесо, оторвавшееся от машины одного из соперников.

На фото сверху Джон Сертиз вместе со своим отцом Генри Сертизом
Внизу: кадр трагедии с молодым, подающим большие надежды, гонщиком.
В 2001 году до уровня тест-пилота команды «Ягуар» дорос Томас Шектер, сын чемпиона мира 1979 года Джоди Шектера. И отец Томаса в мире Ф1 тоже не совсем уж чужим человеком был. Но вот не пропихнул сына на ступеньку дальше. И может быть только потому, что сам стал чемпионом в год вице-чемпионства ещё одного представителя «Отцовского клана» Жиля Вильнева. В результате, Томас Шектер тихо и неприметно удалился от мира Ф1.
А вот тот же самый Джолиан Палмер, упомянутый в самом начале заметки, нынче боевой пилот Ф1. Благодаря отцовскому влиянию и связям (а в британском автоспорте Джонатан Палмер - фигура значимая и уважаемая), а также организации необходимого объёма финансирования. А ещё благодаря тому, что статистические законы не нарушены, ибо ни разу отец Палмера-младшего к вершинам ЛЗ не подбирался.
Ну а теперь, после всего вышесказанного, обратим внимание на сегодняшнюю ситуацию в Ф1.
Невооружённым глазом видно, что если даже Себастьян Феттель, Дженсон Баттон, Фернандо Алонсо и Льюис Хэмилтон обзаведутся сыновьями, и эти сыновья станут автоспортсменами высокого уровня, то единственно возможной парой этих сыновей в Ф1 могут стать только отпрыски Баттона и Хэмилтона, так как их отцы реально ни разу не пересеклись на итоговом подиуме чемпионата мира. Дополнительный бонус данной паре гонщиков, как потенциальным отцам будущих пилотов Ф1, ситуация с дублями в гонках. Как я уже писал выше, первая пара Отцов, одновременно добравшихся до двух верхних строчек итогового протокола гонки, так и осталась с единственным «Отцовским дублем». Вторая такая пара Отцов отстрелялась уже двумя такими дублями. Ну а Дженсон с Льюисом на пару постояли на двух верхних ступенях пьедестала почёта ровно три раза. Статистическая закономерность вполне видна невооружённым глазом. И нет никаких предпосылок, что Дженсон до конца карьеры вернётся на подиум, чтоб подловить там Льюиса ещё хотя бы разок.
Итак, можно рекомендовать Хэмилтону и Баттону прекратить валять дурака, повалять подруг и обзавестись сыновьями. Потом дать им первоначальный импульс в автоспорт и, вуаля, через некоторое время поклонники Ф1 с удовольствием посмотрят второй раунд противостояния семейных традиций (чемпионских традиций).

Те двое, что на кадре находятся дальше от фотографа, а также те двое, что на кадре находятся ближе к фотографу, являются потенциальными отцами продолжателей автогоночных династий, имеющих по статистике шансы вместе добраться до королевской серии автоспорта. А вот сыновьям тех двоих, что находятся по краям фото (самому дальнему, как и тому, что в центре снимка, сыновей ещё надо завести), вместе в Ф1 не выступать. Так говорит статистика.
Есть также один запасной вариант, если вдобавок к вышеперечисленным гонщикам рассмотреть ещё Кими Райкконена. Мало того, что Кими единственный из данной группы, кто уже обзавёлся сыном Роббином. Так ещё отпрыску Кимстера не заказано делить в будущем трассы Ф1 с вероятностным сыном Дженсона Баттона. Но только в случае, если не состоится пришествие в Ф1 вероятностного сына Льюиса Хэмилтона. Есть в вероятностной паре гонщиков Ф1 в лице сыновей Кими и Дженсона также некоторая статистическая закономерность в части «Отцовских дублей». Дженсон и Кими вообще никогда не стояли вместе на двух верхних ступенях пьедестала почета. И этот ноль тоже неплохо вписывается в последовательность с одним и двумя Отцовскими дублями предыдущих поколений.

На фото сверху запасная пара потенциальных отцов будущих гонщиков Ф1. Как и на предыдущем фото, один из фотографируемых уже обеспечен наследником мужского пола. И этот наследник по имени Роббин запечатлён на нижнем снимке.
Но всем вышеперечисленным вариантам есть серьёзная угроза. В лице Мика Бетча (Джуниора, Шумхера). Дженсон Баттон по молодому недомыслию в 2004 году отметился «бронзой» чемпионата на фоне последнего титула Михаэля Шумахера. А ещё более молодой Кими Райкконен отметился «серебром» годом ранее и также на фоне титула великого немца. Так что, если пробьётся Мик в Ф1, то никаких Роббина Райкконена и вероятностного Баттона-младшего в Королевской серии гарантированно не будет.
При попадании Мика Бетча (Джуниора, Шумахера) в Ф1, планировать для своих будущих отпрысков (а для кого-то уже появившихся на свет) какие-то другие сферы деятельности придётся также Фернандо Алонсо, Рубенсу Баррикелло, Дэвиду Култхарду, Хуану-Пабло Монтойе, Фелипе Массе, Эдди Ирвайну, Риккардо Патрезе и Найджелу Мэнселлу.

Да. Судьба очень многих вероятностных автогоночных династий зависит от поступи этого молодого человека. Мик Бетч (он же Мик Джуниор, он же Мик Шумахер). Если этому парню всё-таки не удастся пробиться в Ф1, для потенциальных представителей многих других автогоночных династий всё станет потенциально намного проще.
Не суждено болельщикам Ф1 понаблюдать в будущем за дуэлью на трассах Ф1 сыновей Себастьяна Феттеля и Марка Уэббера (если они вообще случатся когда-нибудь на планете Земля).
Может быть, было бы жутко интересно посмотреть, как боролись бы когда-нибудь в будущем сыновья Нико Росберга и Льюиса Хэмилтона (а самый младший Росберг был бы уже гонщиком Ф1 в третьем поколении!). Но не судьба нашим с вами, Портальцы, сыновьям и внукам, а также дочерям и внучкам, наблюдать за такими фортелями судьбы. Статистика против. А статистика штука не только точная, но и сильная. Говорю как статистик!
Вот истинный крест! Ежели через 25-30 лет в Ф1 будут ездить одновременно сыновья Себастьяна Феттеля, Дженсона Баттона, Фернандо Алонсо, Льюиса Хэмилтона, Кими Райкконена, Марка Уэббера, Нико Росберга и Фелипе Массы (или не все скопом, а в любой произвольно выбранной паре (или тройке), отличающейся от рассмотренных выше «разрешённых» пар), то я (но обязательно напомните, мало ли, вдруг старческий маразм ударит в мою голову) распечатаю несколько экземпляров своей нынешней статьи (ведь никуда не денется она из архива Портала?) и съем прилюдно без воды и соли. Но если в то время будет изобретена какая-нибудь съедобная бумага, то не обессудьте, съем с удовольствием и буду считать условие спора соблюдённым!!!
Ну а сыновьям Хейкки Ковалайнена, Пастора Мальдонадо, Шарля Пика, Адриана Сутиля, Пола ди Ресты, Гидо ван дер Гарде, Виталия Петрова и многих-многих прочих не особо успешных пилотов Ф1 (как уже родившимся, так ещё даже и не планирующимся), МИЛОСТИ ПРОСИМ в Ф1 в любом количестве. Статистика совсем не против новых автогоночных династий. Этих самых династий за первых сорок лет истории Ф1 всего одна была, а за следующие двадцать шесть лет аж ещё целых двенадцать нарисовалось! Отпрыски подросли, что называется! А сколько их будет ещё через двадцать шесть лет? Вот и тема для ещё одной авторской статьи через такой вот срок! Надеюсь, что таковая статья, особенно после съедения/не съедения нескольких экземпляров нынешней, позитивно скажется на рейтинге постаревшего автора на Портале того времени. )))
Вот на этой оптимистичной ноте позвольте закончить отчётную заметку.

Хоть нынче мы и являемся свидетелями одного из самых мощных вливаний свежей династической крови в истории Ф1, автогоночных династий в Королевской серии много не бывает.
Гонщики Ф1! Плодитесь и размножайтесь! Прививайте имеющимся и будущим сыновьям любовь к автоспорту! Делайте всё возможное во имя заполнения протоколов отдалённо грядущих чемпионатов мира в классе Ф1 знакомыми фамилиями.
Автор статьи: ROMAN grosjean (май 2016 года).