1936 год. Хроника свержения «Мерседес» с автовершины (часть 1)

13.04.2016 12:26

1936 год. Хроника свержения «Мерседес» с автовершины (часть 1).

 

Дождевой Гран-При Монако. «Мерседес» начинает с победы.

 

80 лет назад, 13 апреля 1936 года, стартовал второй Чемпионат Европы среди автомобилей класса Гран-При. Заводская команда «Мерседес» вступала в сезон в ранге действующего чемпиона Европы. Но конкуренты не дремали и готовились дать бой чемпионам.

«Мерседес» сохранил в своём составе всех трёх призёров прошлогоднего чемпионата Европы: чемпиона Европы Рудольфа Караччиолу, вице-чемпиона Европы Луиджи Фаджиоли, бронзового призёра Манфреда фон Браухича. Четвёртым пилотом немецкой команды стал опытный и сильный пилот монегаск Луис Широн.

Главным конкурентом «Мерседес» в новом сезоне считалась ещё одна немецкая команда «Ауто Юнион». В составе второй немецкой конюшни, стремящейся стать первой командой Германии, блистали ещё две немецкие звезды автоспорта того времени: Бернд Розенмейер и Ханс Штук. Компанию им составлял опытнейший итальянский легионер Акиле Варци.

Итальянская «Альфа-Ромео» сохранила в своём составе суперзвезду Тацио Нуволари и лелеяла грандиозные планы по свержению немецкой техники с высшей ступени европейского автоспортивного пьедестала.

В межсезонье в "Ауто Юнион" проделали грандиозную работу: смогли развить и улучшить конструкцию заднемоторного гоночного болида, не утратили, а, наоборот, увеличили преимущество в мощности двигателя. Команда была готова к сражению с "Мерседес".

В "Мерседес" же слишком увлеклись различными вариантами улучшения своей техники, из-за чего какая-то часть финансовых и временных ресурсов была потрачена на нереализованные в итоге направления. В результате, "Мерседес" стал единственной топ-командой (если выражаться современной терминологией), которая не успела подготовить к первой гонке сезона актуальную технику для всех своих пилотов, чем уже с самого начала сезона привычно повысила градус внутрикомандного напряжения.

Обиженными оказались сверхэмоциональный и амбициозный Фаджиоли и фон Браухич, для которых были наспех подготовлены гибриды прошлогодней и вновь разработанной моделей болидов.

Ну а в «Альфа-Ромео», несмотря на высокую мотивацию и большие возможности, были допущены некоторые просчёты в конструкции машины для нового сезона, что отрицательно сказалось на конкурентоспособности итальянской команды.

Однако, сразу продемонстрировать своё преимущество над конкурентами у «Ауто Юнион» не получилось. Гран-При Монако 1936 года стал необычной гонкой, а именно, первым в истории дождевым Гран-При Монако. И это спутало «Ауто Юнион» все карты, потому что самые крутые мастера езды в дождь выступали не в этой команде, а в «Мерседес» (Караччиола) и в «Альфа-Ромео» (Нуволари).

Именно эти два пилота вне конкуренции со стороны остальных участников боролись по ходу квалификационных заездов за поул-позишн. И Нуволари в этой борьбе одолевал лидера немецкой команды. Но совершенно неожиданно выстрелил кумир местных болельщиков Луис Широн. Счастливый обладатель второго актуального болида «Мерседес» неизвестно за счёт чего (не иначе как родные стены помогли) сумел под конец квалификации оставить позади обоих мастеров езды по мокрому асфальту и взял поул.

Победитель квалификационных заездов Луис Широн («Мерседес», стартовый номер «10») на одной из своих квалификационных попыток.

Победитель квалификационных заездов Луис Широн («Мерседес», стартовый номер «10») на одной из своих квалификационных попыток.

 

Правда в гонке Широн сразу же пропустил и Караччиолу, и Нуволари, которые с места в карьер принялись украшать дождевой Гран При своей принципиальной дуэлью с неоднократными обменами позициями. Но сначала стоит обратить внимание на другой эпизод, которым оказалась знаменита данная гонка.

Ещё во время подготовки к старту на болиде «Альфа-Ромео», принадлежащем Антонио Бривио, обнаружилась утечка масла. Оперативно устранить такую неисправность было невозможно, а снять машину с гонки означало лишиться стартовой премии, полагавшейся команде, если указанный гоночный автомобиль преодолеет в гонке хотя бы один круг.

Руководство "Альфа-Ромео" приняло в высшей степени спорное решение. Бривио, имевший в команде предпоследний статус приоритетности, прямо на стартовом поле пересел в машину Марио Тадини, имевшего самый низкий статус, а Тадини в свою очередь усадили в неисправный болид с приказом проехать один круг и заехать в боксы.

Тадини исполнил волю руководства и после старта гонки медленно проехал один круг, оставляя за собой масленый след. В одной из шикан Марио немного перетормозил и масла в том месте вытекло больше, чем на любом другом участке трассы. Потом Тадини заехал в боксы и участие в гонке прекратил, но спас для команды стартовую премию.

А на втором круге в той самой шикане, где неисправный "Альфа-Ромео" потерял больше всего масла, произошёл массовый вылет пилотов. Для двух "Мерседес" под управлением Широна и фон Браухича, а также для "Альфа-Ромео" Джузеппе Фарины, гонка закончилась. Ещё один "Альфа-Ромео" под управлением Бривио и "Мазерати" Карло Тросси вернулись в гонку, потеряв на инциденте с маслом немало важного времени.

 На верхнем фото начало массовых вылетов в шикане. Справа: счастливо миновал проблем Тацио Нуволари («Альфа-Ромео», стартовый номер «24»). По центру: в ограждение из мешков с песком врезался Луис Широн («Мерседес», стартовый номер «10»). Слева: Бернд Розенмайер («Ауто Юнион», стартовый номер «6») на сей раз благополучно преодолеет шикану.

На верхнем фото начало массовых вылетов в шикане. Справа: счастливо миновал проблем Тацио Нуволари («Альфа-Ромео», стартовый номер «24»). По центру: в ограждение из мешков с песком врезался Луис Широн («Мерседес», стартовый номер «10»). Слева: Бернд Розенмайер («Ауто Юнион», стартовый номер «6») на сей раз благополучно преодолеет шикану.

На нижнем фото конечный результат: пять болидов вне трассы, три из которых уже вне гонки.

 

Массовый завал на втором круге Гран-При Монако 1936 года не был проигнорирован художниками, специализирующимися на увековечивании самых знаменитых автогоночных эпизодов.

Массовый завал на втором круге Гран-При Монако 1936 года не был проигнорирован художниками, специализирующимися на увековечивании самых знаменитых автогоночных эпизодов.

По картине Михаэля Тёрнера можно более детально, чем на фото, проследить развитие аварийной ситуации.

Первым вылетел Луис Широн («Мерседес», стартовый номер «10»). Затем к нему в мешках с песком присоединился Джузеппе Фарина («Альфа-Ромео», стартовый номер «30»). Мгновением позже Антонио Бривио («Альфа-Ромео», стартовый номер «28») счастливо избежал мешков с песком, снеся небольшой заградительный барьер и не повредив своей техники. Ещё через мгновение Манфред фон Браухич («Мерседес», стартовый номер «14») воткнулся в болид Фарины, а Карло Тросси («Мазерати», стартовый номер «32» очень удачно нашёл «свободное парковочное место» между «Мерседес» Широна и «Альфа-Ромео» Бривио.

Ну а «Мазерати» Альберто Сиены (стартовый номер «36») использован художником для дополнительного художественного драматизма (равно как и один из гонщиков «Мерседес», уворачивающийся от движущегося на него болида). Сиена припарковал свой болид в указанной шикане уже после того как Бривио и Тросси вернулись на трассу и продолжили гонку. И Сиена не поскользнулся на масле. Его болид сломался по ходу гонки, и накатом едущий гонщик просто использовал образовавшийся в шикане «карман», как удобное место парковки отказавшей техники.

 

Но самое интересное оказалось в том, что список "жертв" злосчастного разлива масла на этом не закончился. Работники трассы в промежутках между проездами пилотов бодро посыпали трассу песком для ликвидации разлива масла. И один из этих работников в монотонности труда перестал следить за трассой. В результате он швырнул очередную порцию песка прямо в лицо проезжавшему мимо него Фаджиоли. Итальянец от такого неожиданного подарка утратил контроль над своим "Мерседес" и разбил его. Таким образом, стремление руководителей "Альфа-Ромео" спасти свою стартовую премию стоила команде "Мерседес" потери трёх четвертей вышедшей на старт гонки техники.

«Мерседес» Луиджи Фаджиоли (стартовый номер «12») после аварии. Гонщик стоит в болиде, смотрит в сторону злополучной шиканы и отплёвываясь наверняка произносит какое-нибудь итальянское «приветствие» в адрес простофили, швырнувшего в лицо итальянцу хорошую порцию песка.

«Мерседес» Луиджи Фаджиоли (стартовый номер «12») после аварии. Гонщик стоит в болиде, смотрит в сторону злополучной шиканы и отплёвываясь наверняка произносит какое-нибудь итальянское «приветствие» в адрес простофили, швырнувшего в лицо итальянцу хорошую порцию песка.

 

Несколько кругов спустя один из лидеров "Ауто Юнион" Бернд Розенмейер неудачно объехал в указанной шикане все ещё не убранную с трассы разбитую технику, утратил контроль над болидом и также прекратил гонку.

По какой-то непонятной логике, сначала с места массового вылета гонщиков эвакуировали «Мерседес» Луиса Широна, хоть он гораздо меньше мешал проезду остальных гонщиков, чем гоночные автомобили Фарины и фон Браухича. Десять кругов спустя после массового завала в шикане, Бернд Розенмайер не смог нормально проехать мимо «искусственного заграждения» и прекратил участие в гонке.

По какой-то непонятной логике, сначала с места массового вылета гонщиков эвакуировали «Мерседес» Луиса Широна, хоть он гораздо меньше мешал проезду остальных гонщиков, чем гоночные автомобили Фарины и фон Браухича. Десять кругов спустя после массового завала в шикане, Бернд Розенмайер не смог нормально проехать мимо «искусственного заграждения» и прекратил участие в гонке.

 

На этом "маслянистые" злоключения гонщиков закончились и можно перейти к описанию красивой дуэли лидеров гонки, продолжавшейся к сожалению чуть меньше трети дистанции.

 

Со старта Нуволари захватил лидерство, но ещё до конца первого круга Караччиола опередил итальянца. "Мерседес" явно находился в лучшей форме, но Нуволари, как ни странно, сумел извлечь выгоду для себя из описанного выше "масляного" инцидента. Все пилоты проезжали злополучную шикану с крайней осторожностью из-за разлитого там масла и из-за перегородившей значительную часть трассы выбывшей гоночной техники, а также из-за работников трассы, трудящихся в непосредственной близости от проезжающих болидов.

И только Нуволари не снижал темпа на этом участке, с лихвой отыгрывая все те секунды, которые он терял по отношению к "Мерседес" Карачиолы на остальной части круга. В конце концов, Нуволари воспользовался разностью в темпах на выходе из злосчастной шиканы и вновь захватил лидерство.

Дальше была демонстрация мастерства дождевого пилотажа. Других конкурентов у Нуволари и Карачиолы не было. Преимущество этой пары над остальными нарастало по несколько секунд на каждом круге. Нуволари по ходу гонки улучшал технику прохождения мокрых и скользких поворотов, что позволяло ему немного отрываться от Караччиолы. Но тот в свою очередь или копировал действия соперника или придумывал что-то своё и вновь сокращал отрыв до минимума. Невероятная демонстрация мастерства езды в дождь в борьбе за лидерство продолжалась почти треть гонки. Окончание же дуэли было весьма обидным. Сказались просчеты в конструкции техники "Альфа-Ромео". По мере расходования топлива, баланс болида Нуволари стал ухудшаться и, в конце концов, даже такой мастер как Тацио уже не мог компенсировать ставшую отвратительной управляемость. Некоторое время Нуволари ещё удерживал за собой "Мерседес" принципиального соперника, но на 27 круге произошло неизбежное. Караччиола окончательно перехватил лидерство и легко довел дело до победы в условиях так и не стихшего до конца гонки дождя. Нуволари же к концу гонки опустился в протоколе на четвертую позицию в круге от лидера, пропустив вперёд себя двух пилотов "Ауто Юнион".

Двадцать седьмой круг гонки. Только что Караччиола («Мерседес», стартовый номер «8» окончательно перехватил лидерство у Тацио Нуволари («Альфа-Ромео», стартовый номер «24»). На фото оба лидера гонки в процессе обгона круговых на «Мазерати».

Двадцать седьмой круг гонки. Только что Караччиола («Мерседес», стартовый номер «8») окончательно перехватил лидерство у Тацио Нуволари («Альфа-Ромео», стартовый номер «24»). На фото оба лидера гонки в процессе обгона круговых на «Мазерати».

 

Победитель гонки Рудольф Караччиола на пути к бесспорной победе в дождевом Гран-При Монако 1936 года.

Победитель гонки Рудольф Караччиола на пути к бесспорной победе в дождевом Гран-При Монако 1936 года.

 

С гонщиками «Ауто Юнион», опередившими Нуволари, связан последний любопытный эпизод рассматриваемого Гран-При.

Итальянский легионер "Ауто Юнион" Акиле Варци был одной из самых известных автогоночных звёзд своего времени. И подобно своему соотечественнику Фаджиоли считал себя лучшим гонщиком своей команды. И подобно Фаджиоли был уверен в том, что руководство команды многие решения принимает в пользу немецких пилотов исключительно по национальному признаку. Не раз из-за этого и в "Мерседес", и в "Ауто Юнион" возникали "очаги напряженности". Про причины недовольства Фаджиоли в отчетной гонке уже сказано выше, а в конце гонки показал свой норов и Варци.

Гонщики "Ауто Юнион" столкнулись в дождевой гонке с проблемой перерасхода топлива. Изначально никаких дозаправок не планировалось, но ближе к концу гонки Ханс Штук и Акиле Варци, державшиеся близко друг к другу и ведущие борьбу за второе место, синхронно сигнализировали о нехватке топлива. В команде вывесили таблички, призывающие Штука на пит-стоп для дозаправки, а для Варци последовал приказ снизить темп и дотянуть до финиша на имеющихся остатках топлива. Так как Варци почти вплотную преследовал Штука, он прочитал оба приказа и натурально решил, что для него выбран самый неблагополучный вариант, лишающий возможности бороться за второе место.

Варци демонстративно взвинтил темп и, не заботясь больше о расходе топлива, легко обошёл Штука. Затем, пока Штук стоял на дозаправке, Варци проехал в ураганном темпе ещё один круг и как ни в чём ни бывало, с чихающим от недостатка топлива двигателем, заехал в боксы на дозаправку.

К чести команды «Ауто Юнион» надо отметить, что хоть руководство команды готово было справлять малую нужду крутым кипятком, на качестве работы технической бригады это никак не отразилось. Незапланированная дозаправка болида Варци была проведена оперативно и качественно. Варци даже вернулся на трассу впереди Штука и сохранил второе место до финиша гонки.

Акиле Варци («Ауто Юнион», стартовый номер «4») в ходе Гран-При Монако 1936 года. Неподчинение в конце гонки командному приказу позволило Варци занять второе место, став лучшим из пилотов «Ауто Юнион» в этой гонке.

Акиле Варци («Ауто Юнион», стартовый номер «4») в ходе Гран-При Монако 1936 года. Неподчинение в конце гонки командному приказу позволило Варци занять второе место, став лучшим из пилотов «Ауто Юнион» в этой гонке.

 

А на следующий день за закрытыми дверями для Акиле Варци была прочитана лекция о том, что такое командная дисциплина и как надо этой дисциплине подчиняться. В ответном слове Варци рассказал о том, куда может быть послана или засунута командная дисциплина, если речь идёт конкретно о Варци. Конфликт разгорелся нешуточный. Правда, в то время этот конфликт умудрились скрыть от широкой общественности. О том, какие на самом деле пылали страсти, стало известно позже из мемуаров, написанных участниками тех событий. И немудрено. Как показало дальнейшее развитие сезона, от расстановки приоритетов внутри «Ауто Юнион» зависела в 1936 году ни много ни мало судьба титула чемпиона Европы.

Однако сильно вперёд забегать не будем.

По итогам первого зачётного этапа второго чемпионата Европы действующий чемпион Европы Рудольф Караччиола захватил лидерство в личном зачёте. Главными преследователями немецкого чемпиона стали гонщики другой немецкой команды Акиле Варци и Ханс Штук. Партнёр Варци и Штука Бернд Розенмайер из-за раннего схода с дистанции оказался в глубине текущего протокола ЛЗ. Но для Розенмайера всё только начиналось.

Продолжение следует...

 

Автор статьи: ROMAN grosjean (апрель 2016 года)

1 Отзыв