22.10.2015 08:28

На фоне угроз Red Bull уйти из Формулы 1 из-за отсутствия нормальной конкуренции и слабой зрелищности гонок, первые лица чемпионата никак не могут прийти к согласию. А один из самых опытных пилотов Ф1 Фелипе Масса после одной из гонок сезона поделился своим мнением о положении дел в чемпионате.
Еще в Австрии бразилец встретился с исполнительным директором Ф1 Берни Экклстоуном, генеральным директором CVC Дональдом Маккензи и своим непосредственным боссом Фрэнком Уильмсом, чтобы на основании своего 12-летнего опыта выступлений в Больших Призах поделиться мнением о том, как можно сделать спорт лучше.
«Я поделился с ними своими идеями, - рассказал о той встречи Масса. – Есть масса изменений, которые обойдутся куда дешевле, чем сложные и большие перемены, которые по факту ничего не дадут. Именно поэтому я решил высказать свои мысли».
Это выглядит очевидно, но почему никто до сих пор не додумался поинтересоваться мнением действующих пилотов Ф1? Боссы команд собирались за закрытыми дверями в рамках Стратегической Группы Ф1, провели за последние полтора года множество встреч и ровным счетом ничего не добились.
В это же время Экклстоун публично озвучивал массу идей, но ни одну из них пока так и не реализовал. Много говорили и бывшие пилоты Ф1. И к тому же проводился опрос среди поклонников автоспорта.
А что говорят сами пилоты о том, каким бы они хотели видеть спорт в будущем? Одна из главных идей Стратегической Группы Ф1 состояла в том, чтобы сделать автомобили Ф1 значительно быстрее в 2017 году, чтобы прохождение круга у них занимало в среднем на пять-шесть секунд меньше времени.
И хотя большинство пилотов поддерживают такие планы, Масса сомневается, что это позволит сделать гонки зрелищнее.
«Проблема не только в том, чтобы построить более быстрые автомобили, ведь если вы и снимите с круга три или пять секунд, то по телевизору никто не заметит этой разницы, - объяснил Фелипе. – Автомобили прибавят в темпе, так что мы начнем тормозить еще позже, а это лишь осложнит обгоны. А людям нужна конкуренция, им нравятся обгоны, они хотят наблюдать за сражениями на трассе, поэтому я думаю, им необходимо дать именно это».
Частично проблема связана с тем, что пилоты могут атаковать на пределе только в ограниченные моменты по ходу Гран При, что связано с ограничениями на расход топлива и особенностями шин, которые очень быстро разрушаются при повышенных нагрузках.
«Конечно, в момент преследования соперника вы хотите атаковать, пока его не обгоните, но вы должны следить одновременно за расходом топлива, контролировать износ резины, иначе придется делать незапланированный пит-стоп, - добавил пилот Mercedes Льюис Хэмилтон. – Столько различных вещей вы должны держать в голове, когда стоите перед необходимостью принять решение».
«Я бы изменил многое, - сказал пилот McLaren Фернандо Алонсо. - Возможно, автомобили и технологии стали слишком сложными, особенно для телезрителей. Люди хотят видеть, как пилоты гоняются, обходят друг друга в борьбе за позиции, а не берегут резину и топливо, говорят о DRS, штрафах и “жетонах”. Сидя дома на диване, очень тяжело понять, за что мы получили штрафы в той же самой Австрии. Регламенты создаются топ-менеджерами и математиками, но они не волнуют аудиторию».
Гонщик Force India Серхио Перес готов поспорить с мнением многих бывших пилотов Формулы 1 о том, что автомобилями Королевы автоспорта стало слишком легко управлять.
«Иногда я читаю комментарии, что пилотировать шасси Ф1 стало легко, но я с ними не согласен, - отметил мексиканец. - Извлечь максимум из гонки и квалификации по-прежнему очень сложно. Круг за кругом нужно сохранять концентрацию и правильно работать с электроникой для того, чтобы вовремя менять баланс автомобиля и тому подобные вещи. Это по-прежнему довольно непросто. Возможно, мы можем что-то улучшить, но шасси Ф1 всегда было сложно управлять на том уровне, которого вы ожидаете, вне зависимости от правил».
Наряду с другими пилотами и фанатами Формулы 1 Льюис Хэмилтон хотел бы вернуть рёв моторов, сотрясавший трассы в эпоху двигателей V8 и V10.
«Я действительно скучаю по шуму моторов, - признался он. - Моим первым Гран При был Спа в 1996 году. Тогда я пришёл в паддок и услышал звук приближающегося автомобиля, прошедший через всю мою грудную клетку. Я подумал: «Ух ты! Я хочу участвовать в этом ещё больше, чем раньше». Сейчас этого рёва нет. Я скучаю по нему, по широким шинам и шасси с настоящими коробками передач».
Однако Фелипе Масса предупреждает, что вспоминать прошлые годы Формулы 1 в розовом свете – это довольно опасно.
«Тогда обстояли гораздо хуже, чем сейчас, - сказал он. - Разница во времени квалификации с третьим местом составляла 1,5 секунды. Практически в каждой гонке третий становился круговым. Об этом нельзя забывать и бездумно твердить, что прошлое было потрясающим».
Уилл Стивенс отлично подытожил дилемму, с которой пришлось столкнуться Формуле 1.
«Всё зависит от того, чего вы хотите, - заметил пилот Manor. - Вы хотите, чтобы машины больше скользили по трассе и то и дело их разворачивало? Тогда времена кругов станут еще медленнее.
Если люди хотят ехать быстрее, шасси должны стать легче управляемыми, поскольку это повысит сцепление, и найти предел станет легче».
Пилот Sauber Фелипе Наср предложил итальянским шинникам в 2017 году производить более жесткие составы шин, чтобы дать возможность гонщикам атаковать во всю силу, не заботясь об износе резины.
В 2017 году шины для Ф1 должны стать шире, что обеспечит машинам лучшее сцепление с асфальтом и как следствие приведет к росту скорости на круге.
По мнению бразильского гонщика, организаторы чемпионата должны обратить внимание на позитивный опыт Гран При России: в Сочи гонщики атаковали в полную силу на Soft и SuperSoft, практически не заботясь об износе шин, даже несмотря на то, что большинство пилотов избрали тактику одного пит-стопа. Сама гонка при этом получилась зрелищной.

Фелипе Наср : «Трасса в России отличается от других. Это была интенсивная гонка, пилоты атаковали изо всех сил с первого круга и до финиша, не берегли шины. Поэтому в Сочи после гонки было больше случаев полного износа – тормозов, двигателей. Потому что гонщики ехали со стопроцентной отдачей. Такая гонка мне очень понравилась.
Я хочу, чтобы сцепление с трассой стало лучше, чтобы машины были быстрее, и мы могли атаковать в полную силу, не думая постоянно о том, как бы сохранить шины».
Бывший пилот Формулы 1 Марк Уэббер считает, что нынешняя ситуация в «Формуле-1», когда гонщикам приходится беречь шины, не нова для королевских гонок:
«Это все еще «Формула-1» – во времена Проста тоже нужно было в определенной степени беречь топливо или шины. В «Ф-1» всегда так было, хотя у нас и была эра, длящаяся пять или шесть лет, когда все было по-другому, были дозаправки и шинные войны, и пилоты каждый круг проезжали в квалификационном режиме.
В то время на зимних тестах очень многие вылетали с трассы, потому что мы всегда пилотировали на пределе. Сейчас же на зимних тестах очень редко увидишь вылеты, а в квалификациях пилотам даже не удается заставить шины продержаться до конца круга», – сказал Уэббер.
При этом Марк считает, что сейчас в молодежных сериях пилоты получают навыки, которые не имеют большой важности в «Ф-1».
«Думаю, в определенных условиях парни на молодежном уровне получают даже больше навыков, чем им нужно, чтобы выступать в «Ф-1», потому что здесь нужен другой набор навыков, который, возможно, не совсем правильный для этой категории.
Перед каждой гонкой пилотам говорят в каких поворотах нельзя атаковать. Например, моя самая сильная сторона – это пилотирование в быстрых поворотах, но шинам «Пирелли» они не нравятся. Поэтому в них нельзя атаковать, и такое положение вещей лишило меня одного из преимуществ.
Пилоты хотят испытывать себя, как можно чаще ходить по острию ножа. Именно для этого мы тренируемся и это мы хотели бы делать. Именно поэтому некоторые парни летают в ВВС, а другие в гражданской авиации – эти люди думают по-разному. Именно поэтому кто-то мог гоняться в «Ф-1», а кто-то не мог. Пилоты способны работать на высочайшем уровне, однако когда уровень снижается, это означает, что все больше пилотов могут выступать в «Ф-1», при этом понижая планку мастерства все ниже и ниже, – сказал Уэббер.
Масса идей для боссов Формулы 1. Теперь всё, что нам нужно - это решение...