Тройная корона

21.10.2015 11:18

 

Понятие «Тройная корона» (победа в трёх различных престижных соревнованиях) зародилось в конных скачках ещё в XIX-м веке - оттуда перешло и в многие другие виды спорта (например, широко известен хоккейный Triple Gold Club). В этой заметке речь пойдет естественно об автогонках.

 

Непревзойденный успех

Тройная корона – достижение автоспорта, состоящее из побед в трех самых престижных гонках мира, а именно: Гран-при Монако, 24 часах Ле-Мана и 500 милях Индианаполиса. Триумф в одной из них уже является незаурядным достижением. Что уж говорить о тройном успехе Хилла.

Единственным, кому это удалось достичь в своей карьере, стал двукратный чемпион Ф1 Грэм Хилл - пять побед в Монако (1963, 1964, 1965, 1968, 1969) и по одной в Индианаполисе (1966) и в Ле-Мане (1972).
Большой приз Монако покорился Грэму с шестой попытки в 1963 году. На протяжении следующих шести лет он смог победить на улицах Монте-Карло еще четырежды. А в 1966 году в составе команды American Red Ball он единственный раз за свою карьеру выпил молока на финише Инди-500. При этом британец стартовал с 15 места.

 

Подиум Ле-Мана 1972 года. Грэм Хилл, руководитель команды Matra Жан-Люк Лагардер и Анри Пескароло

 

В 24-часовой гонке в Ле-Мане двукратный чемпион Формулы 1, так или иначе, принимал участие 12 раз. В 1964 году Грэм вместе с Йо Бонье был близок к победе в самой престижной гонке на выносливость за рулем Ferrari 330P, проехав 344 круга – на пять меньше победителя. Спустя восемь лет Хилл вместе с Анри Пескароло на Matra-Simca MS670 преодолел такую же дистанцию. Но их ближайшие соперники и одновременно напарники по команде Matra Франсуа Север и Ходен Гэнли отстали на 11 кругов. Таким образом, 11 июня 1972 года «мистер Монако» примерил на себя Тройную корону австоспорта.

 

Грэм Хилл на подиуме Гран-при Монако в компании князя Ренье III и принцессы Грейс (Келли)

 

Улицы Монако и изнурительный Ле-Ман

Гран-при Монако является, если можно так выразиться, самым молодым соревнованием в этой троице. Первая гонка на улочках Монте-Карло прошла в 1929 году. Тремя годами позже ее выиграл Тацио Нуволари – единственный пилот довоенной автоспортивной эпохи, в активе которого есть еще и победа в Ле-Мане в 1933 году.
Гонка на выносливость в Ле-Мане на шесть лет старше Гран-при Монако. За почти столетнюю историю триумф в обеих гонках кроме Хилла и Нуволари праздновали также Морис Тринтиньян, Брюс Макларен и Йохен Риндт. Был близок к этому и трехкратный победитель 24-часовой гонки Филл Хилл. Но в Монако американец никогда не поднимался выше второй ступени пьедестала. Все они достигли этого успеха в 50–60-х годах. В то время календарь не был насыщен автогонками так, как сейчас. Пилот мог совершенно спокойно выступить в нескольких соревнованиях, даже если они проходили почти в одно и то же время. В современных условиях это практически невозможно, ведь зачастую гонки проходят в один день.

 

Грэм Хилл празднует победу в Индианаполисе

 

Старая кирпичница

До сих пор только одному гонщику удавалось выиграть хотя бы два соревнования на протяжении одного сезона. В 1967 году Эй-Джею Фойту покорились Ле-Ман и Индианаполис. Однако ему также не суждено было примерить Тройную корону. Американец так ни разу и не вышел на старт ни в Монако, ни в каком-либо Гран-при вообще. При этом в Инди-500 Фойт стартовал 35 раз и четырежды приехал первым.
500 миль Индианаполиса – престижнейшая гонка Нового света, история которой длится вот уже 104 года. За это время на протяжении десяти лет она успела побывать в календаре Формулы 1 и обзавестись своими традициями. Cамая известная из них берет начало в 1936 году. После победного финиша Льюис Майер решил выпить молока, потому что его мать всегда советовала пить этот напиток в жаркую погоду. Через 20 лет ритуал стал обязательным для победителя, а молоко с тех пор поставляет Американская молочная ассоциация.
За 65-летнюю историю Королевы автоспорта многие ее пилоты попытали счастья по ту сторону океана. Но лишь единицы достигли успеха в Америке и, при этом, стали чемпионами Формулы 1. В 1965 году ради победы на «Старой кирпичнице» Джим Кларк пожертвовал этапом в Монако, что, впрочем, не помешало ему уже осенью завоевать второй титул чемпиона мира. На заре своей формульной карьеры Инди-500 выигрывал и Марио Андретти. А Эмерсону Фиттипальди овал покорился дважды более чем через 20 лет после второго чемпионства.

Вообще в истории автоспорта насчитывается всего 6 человек, выигрывавшие в двух гонках из трёх требуемых для «зачёта» - от Тацио Нуволари до Хуана-Пабло Монтойи

Последний на настоящий момент является единственным действующим гонщиком - колумбиец выигрывал Гран-При Монако в 2003-м и дважды побеждал в Инди 500 (2000, 2015). Правда, ничего не слышно о его желании попробовать себя в Ле-Мане. 

 

Колумбийский претендент

В сезоне-1996 ряды пилотов Формулы 1 пополнил Жак Вильнев, который годом ранее выиграл в 500-мильной гонке. Ему понадобилось всего два сезона для завоевания титула чемпиона. Однако за 10-летнюю карьеру в Больших призах канадец так и не смог победить в Монако. Не снискал славы и в Ле-Мане. Жак дважды пытался покорить кольцо Сарта, но выше второй ступени пьедестала так и не поднялся.

Хуан-Пабло Монтойя пьет молоко после второй победы на «Старой кирпичнице


Среди действующих пилотов только один гонщик как никогда близок к тому, чтобы составить компанию Хиллу. В 2000 году он выполнил первое условие – выиграл Инди-500. Чемпионом Формулы 1 этот гонщик не стал, но в 2003 году укротил узкие улочки Монте-Карло. Он стал первым за 37 лет гонщиком, который выиграл Гран-при Монако и 500-мильную гонку. Спустя три года, разочаровавшись в Королеве автоспорта, он вернулся в США. Долгое время выступал в NASCAR, а в прошлом сезоне вновь сел за руль болида IndyCar и во второй раз выиграл в Индианаполисе. Многие из вас уже догадались, что речь идет о Хуане-Пабло Монтойе. В июле колумбиец заявил, что хотел бы однажды выиграть и в Ле-Мане:
«Я трижды выигрывал 24 часа Дайтоны. Но я не из тех, кто строит долгосрочные планы, и кто знает, чем будет заниматься через два года. Обычно я не планирую дальше ближайшей гонки IndyCar. Однако в будущем хотел бы выиграть и в Ле-Мане»

Кстати! Монтойя трижды побеждал в другой довольно престижной 24-часовой гонке - в Дайтоне.

В гонках на выносливость Монтойю ждут с распростертыми объятиями. Исполнительный директор WEC уверен, что Хуан-Пабло легко подберет себе команду. Колумбиец уже заговорил о тестах Porsche 919-Hybrid. А зачем еще тестировать прототип LMP1, если не выходить на старт Ле-Мана? Гонки, победа в которой поставит «поул-мена» в один ряд с Грэмом Хиллом.

 

 

Компанию Монтойе уже в обозримом будущем может составить Марк Уэббер. Как известно, двукратный победитель Гран-при Монако (2010, 2012) после завершения карьеры в Ф1 участвует в гонках на выносливость и в минувшие выходные был весьма близок к своей цели - в Ле-Мане его Porsche пришёл к финишу вторым. Будем надеяться, что в следующем году австралийцу повезёт больше

Ещё одним «претендентом в кандидаты» стал один из триумфаторов поледнего Ле-Мана Нико Хюлькенберг. Правда, будучи пилотом скромной Force India, трудно рассчитывать на победу в Монако, но чем чёрт не шутит. Пожелаем удачи и ему!

 

По материалам

2 Отзыва