15.10.2015 15:01

– Это Moskvich Elite, мне его из Франции пригнали, – хвастался мне в далеком детстве сосед своим 412-м «Москвичом». В Западной Европе его и правда продавали под именем Elite: сначала фирма Peugeot заставила переименовать модель 408, а когда появился 412-й, «Элитным» его назвали уже по традиции.
Я помню «Москвич-2141», доставшийся по наследству моему однокласснику. Сначала, пытаясь поднять машину домкратом, мы проломили гнилое днище. А потом решили проверить максималку. Уставившись на спидометр, мы вслух отсчитывали цифры: 142, 145, 147… есть 150 км/ч! Подняв глаза, мы увидели пологий поворот с отбойником. Визг тормозов, занос, серия ударов… Выбравшись из машины, обнаружили, что по кузову словно со всех сторон прошлись кувалдой. Остатки того «Москвича» удалось продать за 300 долларов.
Я помню, как пил пиво с другим своим другом в «сарае» «Москвич-427». Это были 90-е, в то время на ночь из машины вынимали аккумулятор, «чтобы не украли». Так вот, мы его поставили, чтобы можно было слушать музыку. А когда собрались уходить, вынули батарею и долго не могли закрыть капот – пришлось залезть на него с ногами и натурально прыгать.
Про «Москвичи» ходили анекдоты. Например такой. Теща очень не любила зятя. Она хотела, чтобы он был всегда грязный, замученный, злой и без денег. Поэтому она подарила ему автомобиль «Москвич». Или еще. Мужик покупает «Москвич» и приносит домой свежую книгу с инструкцией по ремонту. «Папа – это теперь наша Библия?» – спрашивает сын. «Нет сынок – это теперь наша камасутра!».
В начале 90-х, когда с рынка ушел «Запорожец», именно «Москвич» занял место самого плохого нового автомобиля. Если 412-й покупали из-за невозможности приобрести дефицитные «Жигули», то следующий «Москвич-2141» стал машиной для тех, кому почему-то не повезло приобрести что-то иное.
«Откуда я так хорошо знаю устройство автомобиля? Да просто моей первой машиной был сорок первый «Москвич». Я движок перебрал после первых же 200 километров пробега!», – рассказывал один именитый ныне телевизионный автожурналист. Не верите? Почитайте подшивку журнала «За рулем» за 90-е годы – у них был редакционный 41-й с собственным именем Ерёма.
Последний «Москвич» сошел с конвейера 15 лет назад, а в 2006-м предприятие окончательно было признано банкротом. И вот, спустя десятилетие, «Москвич» вдруг оказался кому-то нужен. И не просто кому-то, а двум крупным мировым автоконцернам. Сначала Volkswagen зарегистрировал в Роспатенте торговую марку Aleco и старую эмблему «Москвича», а на днях уже Renault запатентовали собственно бренд «Москвич», а также последнюю эмблему со стилизованной под зубья Московского кремля буквой «М».
Возникает вопрос: зачем все это знаменитым фирмам? Зачем «Фольксвагену», у которого в загашниках есть такие имена как Horch и NSU? Зачем Renault, которому и так принадлежит бренд Lada?
В поисках ответа я решил поспрашивать своих знакомых помоложе – тех, кому на момент прекращения производства и продаж «Москвичей» еще не было 18 лет.
"Князь Владимир" - звучит гордо! А как ездит никто уже наверно и не помнит...
И тут я был не просто удивлен – ошарашен. Да-да, в начале 2000-х, когда у меня появились водительские права, на «Москвич» я смотрел как покупатель. Более того, «Святогор» (модернизированный 2141) с более-менее надежным «жигулевским» мотором от ВАЗ-2106 был мне в принципе по карману. Но все, что я узнавал об этой машине, вызывало только одну мысль: чур-чур-чур меня.
Вот поколение людей, перед которыми никогда не стоял выбор: «Жигули» или «Москвич». Большинство из них ездит на машинах классом не хуже Hyundai Solaris. Это те самые люди, которые на Lada Granta и Daewoo Nexia смотрят с одинаковым презрением. Так вот они – восхищаются «Москвичами».
Раньше мы Гагарина в космос первыми запустили. И Енисей перекрыли. И в области балета. А какие мы делали машины! Умели потому что! А в 90-е все потеряли. Жаль. Эх, какие были машины…
Так вот, дорогие мои, знайте: не были эти машины хорошими. Не были. И фраза «по совету друзей» из кинофильма «Бриллиантовая рука» именно тем и смешна, что никакого совета друзей при покупке «Москвича» никто не спрашивал: в условиях тотального дефицита брали то, что дают.
Но в концернах Renault и Volkswagen сидят прагматики. Скучаете по прежним временам, о которых вы сами ничего помнить не можете? Хотите машину как у легендарных дедов? Нет проблем! Volkswagen Aleco и Renault Moscvich скоро будут к вашим услугам!