12.10.2015 14:17

До сих пор неизвестно, что ждет трассу в Монце после 2016 года. Фанаты справедливо заявляют о том, что в календаре есть более достойные кандидаты на вылет, например, венгерский Хунгароринг. Однако на этой трассе, с ее многочисленными поворотами, происходит больше обгонов, чем в той же Барселоне. И в этом году в Венгрии прошел интереснейший этап чемпионата. Ну, а мы решили составить свой рейтинг из пяти самых скучных автодромов этого сезона.
Трасса континента

Трасса построена вокруг озера Альберта, в фешенебельном районе Альбертс Парк
И начнем с Альберт-парка. На трассе в Мельбурне, проложенной по дорогам прекрасного одноименного парка, практически нет перепадов высот. Это упрощает задачу гонщикам и делает гонку довольно пресной. Но есть одно «но». Организаторы Гран-при Австралии не зря так долго тянули с продлением контракта до 2020 года. Они договорились с Экклстоуном начинать сезон именно с австралийского этапа. Ведь это — единственное, что привлекает внимание к гонке в Альберт-парке вот уже почти 20 лет.
Исключением, разве что, можно посчитать 2002 год, когда 11 из 22-х болидов вышедших на старт гонки, сошли с дистанции на первом круге гонки после серии аварий. Однако конечно же зрелищность была вызвана именно большим колличеством аварий, а отнюдь не борьбой на трассе.
Австралия стала единственной страной, которая принимала заключительную гонку одного года (1995) и первую гонку следующего сезона (1996).
В отличии от болельщиков, пилотам трасса нравится, поскольку она получилась скоростной, но плавной. Трасса имеет много медленных поворотов, связанных длинными прямыми, и преимущество получает тот, чей мотор имеет лучшие разгонные характеристики.
Улитка

Вид на трассу в Шанхае с трибуны
В такой стране, как Китай, могли построить действительно потрясающий трек. Однако 450 миллионов долларов потратили на очередной «тилькедром», попутно украв часть денег. Самая длинная прямая, возможность выбирать траекторию перед 13 виражом, два поворота-улитки, конфигурация в виде иероглифа и достойная инфраструктура – вот и все, чем могут похвастать китайцы. За 11 лет в Шанхае прошло всего две интересных гонки, и это можно поставить в заслугу дождевым условиями, да и только.
Особенность автодрома состоит в его крутых изгибах, а за ними - в достаточно длинных прямых участках, позволяющих гонщикам набрать максимальную скорость. Конфигурация трассы представляет собой семь левых и семь правых поворотов, две длинные прямые — скоростная трасса с заложенным в проект обилием мест для обгона. Но к сожалению, все это предполагалось в теории, а на практике уже несколько лет организаторы вынуждены закрывать отдельные трибуны чехлами и определенным образом расставлять видеокамеры, чтобы пустые места не бросались в глаза.
Тем не менее, с технической стороны трасса все-таки представляет определенный интерес. Автодром сочетает в себе техничные быстрые секции, требующие точного пилотирования, и длинные участки трассы, где главную роль играют технические характеристики болидов. Это по-настоящему пилотажная трасса, где хороший баланс машины даёт ощутимое преимущество.
Трасса весьма требовательна к резине. Большой износ шин связан с интенсивными торможениями, боковыми перегрузками и высоким сцеплением с асфальтом при разгоне.
Чаша песка

Bahrain International Circuit в окружении песков
Расположенный в Сахире, в 30 км к юго-западу от столицы острова, Манамы, созданный Германом Тильке автодром содержит не менее пяти вариантов трассы внутри одного комплекса. Строительство началось в ноябре 2002 года и в течение нескольких месяцев до марта 2004 года работы велись круглосуточно.
Трасса длиной 6,299 км была разработана с учетом интересов зрителя, трибуны на 50000 мест обеспечивают превосходный обзор. До 500 журналистов могут также наблюдать гонку в специально построенном медиа-центре. Трасса предлагает пилотам изменяющуюся ширину полотна. Это позволяет использовать различные варианты прохождения поворотов и обеспечивает, по крайней мере, три реальные возможности для обгона. Но это в теории.
Бахрейнскую трассу с чистой совестью также можно назвать бездушным «тилькедромом». В Сахире те же проблемы, что и в Шанхае. Длинная прямая перед медленной частью и отсутствие скоростных поворотов. Проблем добавляет песок, из-за которого команды устанавливают дополнительные фильтры на воздухозаборники болидов. Трасса, за чуть более чем десятилетнюю историю, не снискала славы трека захватывающих гонок. Автодром в Сахире не спасло даже проведение ночной гонки. Аналогичные гонки на трассах в Сингапуре или в Абу-Даби, с ее 90-градусными поворотами, выглядят куда более предпочтительно.
Открывашка

Трасса в Сочи, проложенная посреди Олимпийского парка
На этом месте мог быть автодром Яс-Марина, однако его спасли два фактора. Во-первых, Гран-при Абу-Даби — единственная вечерняя гонка, что придает ей особый шарм. А во-вторых, в календаре есть еще одна трасса, отвечающая самым высоким требованиям, но при этом имеющая такую же угловатую конфигурацию, как и арабский автодром. Это — сочинский трек. Все дело в том, что трасса проложена по территории Олимпийского парка, и поэтому в ней слишком много 90-градусных поворотов, что, в общем-то, характерно для уличных треков. Прошлогодняя гонка прошла без какой-либо борьбы, и свою лепту в это также внесли шинники. Единственным, кто хоть как-то развлекал публику, был Росберг, который исправлял свои же ошибки.
В этом году гонка прошла более живо, но опять же - разнообразили ее лишь неоднократные столкновения. Стоит отметить, что Росбергу в этот раз удалось развлечь публику весьма оригинальным способом, поскольку на первом же круге у него вышел из строя демпфер, контролирующий движение педали газа, что вызывало у болельщиков веселое оживление и многочисленные шутки насчет того, как же сильно Росберг хотел отыграться после Сузуки, где он упустил лидерство на первом же круге, что давил на педаль газа с такой силой, пытаясь не пустить вперед своего напарника, что аж сломал педаль.
Тем не менее, если не брать в расчет столкновения и ошибки, сама гонка прошла довольно-таки предсказуемо. Однако два финна в пелетоне решили напоследок все же подарить зрителям праздник, и на последнем круге произвели краш, в результате которого один из финнов еле еле доковылял на раненой машине до финиша, потеряв пару мест, а другой остался торчать в барьере, зализывая раны и обдумывая будущую месть.
Самая, самая

ГП Испании, Барселона, автодром Каталунья-Монтмелло
Этот трек не зря считают если не самым, то одним из самых скучных в чемпионате. В 1999 на трассе прошел, пожалуй, скучнейший этап за всю историю автодрома. Тогда в гонке был совершен только один обгон. Конечно, дождливые Гран-при Испании образца 1991 и 1996 годов были захватывающими, но это, скорее, исключения, подтверждающие правило. Благодаря разнообразию поворотов и требовательности к аэродинамике болидов, трек идеально подходит для их тестирования. Однако эти же характеристики являются главной проблемой трассы в гоночных условиях. Единственная возможность для обгона – первый поворот в конце прямой старт-финиш.
В 2007 году ситуация стала еще хуже. Пытаясь увеличить количество обгонов, организаторы изменили конфигурацию, построив в предпоследнем повороте шикану. К сожалению, это не сработало, и авторы идеи получили прямо противоположный результат. Причина – аэродинамика потоков воздуха в первом повороте не позволяет пилоту приблизиться к конкуренту. Не помогает даже система DRS. Поэтому по этой трассе остается только два вопроса. Не Тильке ли автор реконструкции предпоследнего поворота? И когда трасса либо изменится в лучшую сторону, либо покинет чемпионат?
Антикварный сундук

Некоторые, особенно болельщики помоложе, не задумываясь, записали бы в скучные Circuit de Monaco, резонно заметив, что трасса совершенно не пригодна к автогонкам. Да, отсутствуют длинные прямые, наличие которых не помешало трассе в Шанхае попасть в наш рейтинг. Да, трасса слишком тесная и едва соответствует современным требованиям безопасности. Да, как правило, на улицах Монте-Карло проходят скучные Гран-при. Но! Эти Гран-при имеют право на существование хотя бы потому, что это — Монако. Эта гонка — самая престижная в календаре чемпионата и входит в «Тройную корону автоспорта» – достижение, которое покорилось только Грэму Хиллу.
У гонки в Монако своё особенное место в календаре соревнований, так как она является ровесницей чемпионата. По сей день, даже после небольшой реконструкции в 2005 году, трасса остается узкой и опасной, что не соответствует современным требованиям безопасности. В Монако, кстати, у граждан практически нет своих машин. Некоторые остряки даже придумали шутку, что иметь машину в Монако равнозначно приобретению газонокосилки в Венеции.
Все это превращает трассу с Монако в наиболее противоречивую и загадочную из всех ныне существующих трасс, что придает особую важность победе в этом соревновании.

Современные болиды с трудом вписываются в эту шпильку
На протяжении многих лет наблюдений стало очевидно, что определить победителя на данной трассе практически невозможно. Ведь на данной трассе такие характеристики машины, как мощность мотора, практически не влияют на результат, так как разогнаться негде. Негде и обогнать соперника. Приходится рассчитывать только на мастерство пилота, что в разы увеличивает цену малейшей ошибки.
В 1950 году, в год рождения Формулы 1, трасса в княжестве Монако была включена в список трасс, где будут проходить гонки. Тот этап чемпионат мира завершился бесспорной победой Хуана-Мануэля Фанхио. После того этапа сразу стали возникать дебаты касательно опасности данной трассы, что, в итоге, повлияло на решение об исключении трассы в Монако из календаря соревнований. Гибель в 1952 году на тренировке итальянского гонщика Луиджи Фаджиоли ещё раз доказала не соответствие трассы требованиям безопасности. Несмотря на многочисленные споры, уже в 1955 году трасса в Монако опять числилась в календаре событий. За всю свою более чем пятидесятилетнюю историю погибло четверо пилотов, двое из которых вылетели в воду. По данному показателю трасса в Монако, как ни странно, входит в одну из безопасных трасс календаря. Это также связано с тем, что средняя скорость здесь ниже, чем на других трассах, что ставит определенные требования к показателям мягкости резины.
Если вы все еще считаете трассу в Монте-Карло медленной и скучной, советуем посмотреть один из онбордов Айртона Сенны.
Текст: Роман Расюк, Crunch
Фото: Crunch
За основу взята статья
![]()