McLaren P1: Часть 1 - Посмотрим, пощупаем

03.10.2015 13:41

 

 Сегодня McLaren представляет собой технологическую структуру, в которую помимо McLaren Automotive входят ещё пять предприятий консолидированные в рамках McLaren Group. Самой известной в этой пятёрке является компания McLaren Racing представленная в "Формуле-1" командой Vodafone McLaren Mercedes. Все остальные подразделения группы McLaren также связаны с автомобильным спортом и тесно взаимодействуют между собой.

Принадлежность к большому спорту и определяет во многом те принципы, в соответствии с которыми McLaren Automotive разрабатывает свои дорожные автомобили.

Подход "Макларена" к маркетингу уникален в целом. Большинство производителей автомобилей изучают запросы потребителей для того, чтобы затем удовлетворять их. А вот компания McLaren Automotive поступает по-другому. Разумеется, в "Макларене" также хотят угодить покупателям. И всё же, в первую очередь, суперкары из Уокинга отражают ценности самой британской компании. По-видимому, клиентами McLaren становятся те потребители, которые такие ценности разделяют. Так было двадцать лет назад, когда конструктор Гордон Мюррей (Gordon Murray) и дизайнер Петер Стивенс (Peter Stevens) разработали суперкар McLaren F1. Всё точно так же происходит и в настоящее время.

 

 Легендарный McLaren F1 (слева) и его современный преемник McLaren P1

 

Руководитель McLaren Рон Деннис (Ron Dennis) подчёркивает, что гиперкар P1 был задуман в качестве преемника легендарного McLaren F1 (год выпуска - 1992, с 1993 по 2005 года McLaren F1 считался самым быстрым спорткаром в мире), и поэтому он должен стать лучшим driver's car современности. За этим привычным термином скрывается самый быстрый (как на дороге, так и на гоночном треке), идеально сбалансированный, динамически совершенный, технологически продвинутый и комфортабельный дорожный автомобиль.

 

Легендарный McLaren F1

 

McLaren MP4-12C

Если McLaren MP4-12C является суперкаром, который подходит для повседневной эксплуатации, то McLaren P1 - гоночным болидом, позволяющим получать удовольствие и на обычных дорогах или другими словами - "настоящим "Маклареном", но с ещё большим спектром способностей". Подобный концептуальный подход можно объяснить в частности тем, что всё большее число покупателей суперкаров используют их на гоночных трассах во время так называемых "трек-дней".

Для реализации описанной выше концепции инженерам McLaren потребовалось минимизировать массу автомобиля и увеличить мощность силовой установки - удельная мощность суперкара McLaren P1 превышает 600 л.с. на тонну. Но основным приоритетом при создании P1 была аэродинамическая эффективность.

О серьёзности подхода к данной теме говорит хотя бы тот факт, что работы по ней возглавлял Саймон Лэйси (Simon Lacey), в прошлом - руководитель отдела аэродинамики McLaren Racing, а теперь - глава отдела автомобильных технологий McLaren Automotive.

McLaren P1 провёл много часов в аэродинамической трубе. А профиль заднего антикрыла суперкара был разработан при помощи тех же методов и того же программного обеспечения, что и у гоночных болидов Формулы 1 команды McLaren.

Это может показаться парадоксальным, но упомянутое антикрыло, пожалуй, является ключевым узлом всей конструкции гиперкара McLaren P1. Плотная компоновка, каплевидная кабина, низкий кузов (который в "Макларене", кажется, называют "палубой") и несколько воздуховодов - всё сделано таким образом, чтобы направить на антикрыло необходимое количество воздуха и добиться требуемого уровня прижимной силы.

 

Антикрыло работает автоматически, то есть выдвигается из кузова, поднимается на нужную высоту и поворачивается на заданный угол атаки по команде бортового компьютера - в зависимости от условий движения и, конечно, режима, выбранного пилотом.

Угол атаки антикрыла может увеличиваться до 29 градусов, а высота подъёма - до 300 миллиметров (до 120 мм - на дороге).

 

 

Вместе с задним антикрылом работают две заслонки, которые установлены под кузовом в передней части автомобиля. Угол их открытия может изменяться в пределах от 0 до 60 градусов. Гладкое днище спорткара обеспечивает "граунд-эффект".

В итоге аэродинамические элементы обеспечивают McLaren P1 прижимную силу в 600 кг даже на скорости, которая, как утверждают в британской компании, значительно ниже максимального значения. Это почти в пять раз больше, чем у автомобиля McLaren MP4-12C и примерно соответствует таким гоночным спорткарам, как McLaren MP4-12C GT3.

 

 

Не забыли создатели нового суперкара и о технологии DRS (drag reduction system), позволяющей быстро уменьшать прижимную силу и увеличивать скорость при движении по прямой. Правда, в отличие от болидов "Формулы-1", у McLaren P1 просто изменяется угол атаки антикрыла. И, вдобавок ко всему, антикрыло гиперкара может использоваться в качестве аэродинамического тормоза - точно так же, как это происходит на суперкаре MP4-12C.

Впрочем, одной работой крыла аэродинамическая эффективность истребителя из Уокинга не ограничивается. Площадь фронтальной поверхности у гиперкара McLaren P1 существенно меньше, чем и у модели MP4-12C и у любого другого серийного суперкара. А коэффициент аэродинамического сопротивления данного автомобиля равен 0,34. С учётом развиваемой прижимной силы это очень мало.

 

 

В британской компании прямо заявляют, что их новый суперкар обладает такими же аэродинамическими свойствами, как гоночный автомобиль, и способен демонстрировать на трассе ту же скорость, что и гоночные прототипы, предназначенные для Ле-Мана. И потом добавляют: таких характеристик никогда не было у серийных дорожных автомобилей. Да McLaren P1 и выглядит как ле-мановский прототип!

Но как раз подобного сходства директор по дизайну компании McLaren Automotive Фрэнк Стефенсон (Frank Stephenson) и добивался. "Я стремился сделать действительно красивый и по-настоящему спортивный автомобиль, в соответствии с традициями McLaren, но при этом также старался, чтобы он находился на передовых рубежах автомобильного дизайна, - рассказывает Фрэнк о своей работе и продолжает, - я хотел, чтобы он выглядел как болид Ле-Мана - с низким кузовом, длинной задней палубой и…".

 

 

Если смотреть на работу дизайнера с общепринятой точки зрения, то, по правде говоря, Стефенсону не позавидуешь. В "Макларене" на первом месте всегда находится функциональность, то есть инжиниринг, а дизайну отводится второстепенная роль. Но в том то и дело, что Фрэнку такой подход нравится. Ещё во время работы над проектом McLaren MP4-12C Стефенсон отметил, что свою задачу он видит в придании стиля инженерным решениям и, кроме того, подчеркнул, что именно целесообразность дизайна делает его долговечным.

 

Два воздуховода интегрированные в дверь автомобиля

 

Вот и на этот раз директор по дизайну Фрэнк Стефенсон работал в тесной связке с главным конструктором Парри Уильямсом (Parry-Williams). Первый стремился всё сделать красивым и современным, второй же решал задачи аэродинамики, включая забор воздуха для питания двигателя и вопросы охлаждения, а также занимался разработкой кузовных панелей. Точнее, как следует из рассказов обоих специалистов - все проблемы решались совместно, а решения принимались по обоюдному согласию.

Кстати, все панели кузова изготовлены из углепластика, а сам кузов сконструирован таким образом, чтобы свести число деталей к минимуму. Несущий монокок тоже сделан из карбона. Узел, получивший название MonoCage, представляет собой развитие конструкции MonoCell, используемой в автомобиле MP4-12C, с той разницей, что MonoCage включает в себя силовую структуру крыши. Вторая его особенность как раз и состоит в отверстии для забора воздуха, питающего двигатель, расположенном на крыше.

Судя по всему, Фрэнк Стефенсон остался доволен совместной работой. Дизайнер с удовлетворением отмечает, что McLaren P1 выглядит так же смело как концепткар, с той разницей, что именно в таком виде автомобиль и пойдёт в серийное производство. Фрэнк полагает, что дизайн стеклянной кабины, навеянный колпаком истребителя, должен давать водителю схожие ощущения. Тем не менее, создаётся впечатление, что больше всего ему нравится задняя часть автомобиля - низкая вытянутая палуба и самый агрессивный диффузор, когда-либо встречающийся на дорожном автомобиле.

 

 

Шасси P1 состоит из углепластика и весит 100 кг. Кузов автомобиля разрабатывался гоночным подразделением компании — Vodafone McLaren Mercedes — на основе конструкции McLaren MP4-12C, он имеет активное антикрыло, аналогичное DRS у гоночных автомобилей, способное увеличивать коэффициент аэродинамического сопротивления на 23% при торможении или специальном активировании. Также оно может изменять свою высоту со 120 до 300 мм, увеличивая при этом угол атаки до 29 градусов и соответственно прижимную силу до 600 килограмм при 300 км/ч. Активная подвеска, регулирующая коэффициент жёсткости, высоту и степень крена, имеет гидравлическую систему RaceActive Chassis Control, следящую за каждым колесом отдельно, а также стабилизаторы поперечной устойчивости. Она имеет 3 режима высоты, из-за чего автомобиль может изменять свой дорожный просвет. Карбоно-керамические тормоза для автомобиля разрабатывала компания Akebono, а хорошее замедление обеспечивают покрышки Pirelli P Zero Corsa.

Размерность колёс — 19' спереди, 20' сзади
Рулевое управление — электро-гидроусилитель
Передние тормоза — 391 мм
Задние тормоза — 381 мм

Автомобиль оснащается гибридной установкой из 3,8-литрового битурбобензинового двигателя массой около 200 кг, электромотора и блока аккумуляторных батарей, расположенных позади салона. На батареях, масса которых составляет 96 килограмм, P1 может проехать до 10 километров. Кроме того, электромотор имеет системы рекуперативного торможения KERS, подзаряжающую батареи, и Instant Power Assist, позволяющую получить всю мощность электродвигателя мгновенно. Для обычной зарядки аккумуляторов через обычную розетку нужно 2 часа, а на специальных станциях большую часть заряда можно получить уже через 10 минут подзарядки.

В качестве трансмиссии используется 7-ступенчатая роботизированная коробка передач.

Разгон до 100 км/ч — 2,8 с
Разгон до 200 км/ч — 6,8 с
Разгон до 300 км/ч — 16,5 с

 

Для максимального снижения веса интерьер P1 лишён шумоизоляции и изготовлен из углеволокна. Сиденья расположены как можно ближе к друг другу для большей концентрации массы, регулировки их расположения задаются заранее и впоследствии могут быть изменены только у дилера. Информацию водитель получает от трёх TFT-дисплеев — один 6,8-дюймовый посередине и 2 поменьше слегка позади. Из систем безопасности автомобиль имеет электронный контроль устойчивости и систему контроля тяги.

В отличие от предшественника, P1 имеет 2 сидения, а не три, а разгон до 300 км/ч он выполняет на 5 секунд быстрее; концепт автомобиля почти не отличался от серийной версии. Светодиодныефары автомобиля выполнены в виде значка компании. Кроме того, автомобиль имеет небольшой багажник спереди.

 

McLaren P1: Часть 2 - Поездим, испытаем. 

 

 


* Отредактировано автором 3.10.2015 в 16:47
3 Отзыва