Превью Гра-при Японии: Сузука

24.09.2015 09:05

Легендарный автодром расположен в одноименном городе префектуры Мие. Трасса сконфигурирована в виде «восьмёрки» и разработана Джоном Хугенхольцем для тестов дорожных машин Honda – это отличает её от обычных автодромов. В Сузуке есть все виды поворотов, что позволяет оценивать характеристики «гражданской» техники, а для машин Формулы 1 становится серьёзным испытанием.

Легендарный японский автодром временно покидал чемпионат после реконструкции и возвращения в календарь трассы Фудзи, потом владельцы двух трасс договорились чередовать гонки, но в июле 2009-го в Фудзи отказались от этапа из-за финансовых проблем, и с тех пор Гран При Японии вновь проводится в Сузуке.

Европейские зрители всегда немного завидовали японцам – многие события, ставшие классикой Формулы 1 и описанные в гоночных справочниках, происходили именно в Сузуке.

 


В последние годы автодром был реконструирован – уложен новый асфальт, увеличены зоны безопасности, но конфигурация трассы осталась практически неизменной.

В Сузуке более эффективные машины всегда получают преимущество. В последние годы доминировали машины Red Bull Racing – Себастьян Феттель одержал четыре победы на японской трассе, а в 2014-м протоколы всех сессий возглавили пилоты Mercedes, но гонка закончилась досрочно после страшной аварии Жюля Бьянки.

 

Лучшие результаты сессий Гран При Японии 2014 года

Событие Погода Гонщик Команда Время
Первая практика Ясно. Сухо Н.Росберг Mercedes 1:35.461
Вторая практика Облачно. Сухо Л.Хэмилтон Mercedes 1:35.078
Третья практика Облачно. Сухо Н.Росберг Mercedes 1:33.228
Квалификация Облачно. Сухо Н.Росберг Mercedes 1:32.506
Лучший круг в гонке Пасмурно. Дождь Л.Хэмилтон Mercedes 1:51.600


При настройке машины в Сузуке важен компромисс между управляемостью в медленных шиканах и скоростью в быстрых поворотах. В ход уик-энда может вмешаться непредсказуемая и переменчивая погода. Как и в прошлом году, компания Pirelli предоставит командам "жесткую" пару составов – Hard и Medium.

 


Хеви Пухолар, гоночный инженер: «Сузука нравится гонщикам и инженерам – это одна из лучших трасс в календаре. Холмистая местность, узкая трасса, скоростные повороты – это настоящий вызов для гонщиков. В командах используют разные настройки, экспериментируют с уровнем прижимной силы. В скоростных поворотах все предпочли бы большую прижимную силу, но на последнем секторе важно добиться максимальной скорости, поэтому настройки машин отличаются.

Из-за высокой средней скорости нагрузка на шины достаточно велика, но тормоза используются относительно редко, так что в целом всё очень похоже на ситуацию в Сильверстоуне, где тоже много скоростных поворотов и мало торможений. Если сопоставлять две эти трассы, то Сузука сложнее – из-за рельефа и меньшей ширины. Можно сказать, что Сузука – одна из самых сложных трасс в календаре, а небольшое число зон безопасности требует безошибочного пилотирования».

 

Прогноз погоды

 

В 2014-м супертайфун Phanfone стал одним из ключевых факторов японского уик-энда, в этом году прогноз вновь обещает дожди – более умеренные и без сильного ветра.

В пятницу воздух прогреется до 22С при пасмурном небе и 80% вероятности осадков. В субботу будет теплее – около 25С и дождь только с утра – сейчас их вероятность оценивается в 50%.

В воскресенье воздух прогреется до 24С и вновь дожди – с вероятностью в 40% по ходу дня.

 

Круглые числа

Круглые числа перед Гран При Японии от Дмитрия Череповича. Выборка по Энциклопедии F1News.Ru...

ЧТО СБЫЛОСЬ В ПРОШЛОЙ ГОНКЕ...

Гонщики

70-й старт с первого ряда у Себастьяна Феттеля

50-й старт в 66-м Гран При у Валттери Боттаса:

- в 2012 году 15 раз работал только на свободных заездах по пятницам;
- Австралия '15 - проблемы со спиной

10-й подиум у Даниэля Риккардо

Шасси

3 000-е очко у Red Bull


ЧТО МОЖЕТ СБЫТЬСЯ...

Гонщики

300-е очко у Валттери Боттаса, если он финиширует не ниже 5-го места

80-й подиум у Кими Райкконена

50-й поул у Льюиса Хэмилтона

10-й хет-трик (поул быстрый круг победа) у Льюиса Хэмилтона

Шасси

500-е очко у Sauber, если гонщики наберут 8 очков на двоих

50-й хет-трик (поул лучший круг победа) у Ferrari

40-я победа Mercedes

Двигатели

50-й хет-трик (поул лучший круг победа) у Ferrari

30-й хет-трик (поул лучший круг победа) у Renault

Страны

200-й старт с первого ряда у французов

100-й подиум у испанцев

 

ОБ ОЖИДАНИЯХ ОТ УИК-ЭНДА…

Сузука – одна из лучших трасс в календаре, а Япония – одно из самых интересных мест, куда приезжает Формула 1, так что команды и пилоты с нетерпением ждут этот этап. Но на этот раз они будут испытывать смешанные чувства – из-за печальных воспоминаний о прошлогодней гонке…

Сейчас Гран При Японии кажется неотъемлемой составляющей Формулы 1, хотя гонка в Сузуке появилась в календаре относительно недавно – в 1987-м. До этого чемпионат лишь дважды, в 1976 и 1977 годах, посещал Японию – трассу в Фудзи. Обе гонки вышли, так скажем, скомканными, особенно для Ники Лауды – в первой он из-за сильнейшего ливня остановил машину в боксах и потерял титул, а на вторую вообще не приехал, рассорившись с Энцо Феррари, хотя чемпионом всё же стал.

В Японии много гоночных трасс, но на сегодняшний день конкурировать с Сузукой не может ни одна из них. Это очень интересный, сложный, скоростной автодром, с множеством запоминающихся отрезков – длинная серия быстрых поворотов со 2 по 7-й, «Ложка», 130R... А чего стоит только тот факт, что трасса пересекается, напоминая восьмёрку.

 

 Ставки букмейкеров

В целом по характеру Сузука близка к Спа и Сильверстоуну, так что команды, показавшие там хорошую форму, должны блеснуть и в Японии. В Великобритании и Бельгии пилоты Mercedes завоевали дубль, в Сингапуре они были далеки от борьбы за победу, но многие считают, что в этот уик-энд ситуация вернётся к прежней.

Их главным конкурентом, безусловно, станет Ferrari, а с Red Bull Racing ситуация неоднозначная – первый сектор трассы словно специально создан для RB11, а третий, напротив, совершенно ей не подходит. Похожей была ситуация в Спа, где самым подходящим был второй сектор, но в команде нашли компромисс в настройках, добившись неплохих результатов.

Букмекеры британской конторы William Hill, которых мы традиционно цитируем перед началом гоночного уик-энда, опубликовали курс ставок на победу в Гран При Японии.

Фаворитом предстоящий гонки букмекеры считают Льюиса Хэмилтона – ставки на его победу принимаются с коэффициентом 1,83, но после победы в Сингапуре на втором месте сейчас Себастьян Феттель – его шансы оцениваются выше шансов Нико Росберга.

 

Ставки букмекеров: Победа в Гран При Японии 2015  
Хэмилтон 1.83
Феттель 4.33
Росберг 4.50
Райкконен 15.00
Риккардо 26.00
Боттас 34.00
Масса 41.00
Квят 51.00
Хюлкенберг, Перес 251.00

 

 

В ставках на победу в личном зачете по-прежнему лидирует Льюис Хэмилтон, но оценка его шансов немного снизилась после схода в Сингапуре – с 1,07 до 1,17. Зато выросли ставки на титул Себастьяна Феттеля – с 51 перед Сингапуром до 8 перед Сузукой.

Ставки букмекеров: Титул в личном зачёте  
Хэмилтон 1.17
Феттель 8.00
Росберг 13.00

 

О ТРАССЕ…

Сузука, Япония. 53 круга по 5,807 км = 307,471 км. 18 поворотов. Аэродинамика настраивается на высокий уровень прижимной силы. Максимальная скорость – 324 км/ч с системой DRS и 312 км/ч без неё. С полностью нажатой педалью газа гонщики проезжают 70% дистанции круга. Время на торможении – всего 10%, 9 зон торможения, износ тормозов – низкий.

Время, необходимое для проведения пит-стопа – в среднем 22 секунды, что немного. Однако на японском автодроме необычный пит-лейн, идущий под уклон, иногда гонщики промахиваются, поэтому разброс времени, затраченного на проведение пит-стопов, более заметный, чем на других трассах.

Сузука расположена недалеко от побережья, где всегда возможны дожди, а иногда и настоящие ливни, которые порой сопровождаются сильными ветрами. Температура воздуха может варьироваться в широком диапазоне, и в тёплую погоду деградация резины идёт более интенсивно. Несмотря на одну зону DRS, обгоны на Сузуке затруднены, хотя и возможны в шикане, расположенной после знаменитого поворота 130R.

Вероятность появления автомобиля безопасности на этой трассе весьма высока – более 60%. Аварии на Сузуке чаще происходят на высоких скоростях, поэтому с асфальта приходится убирать обломки. Шесть из восьми предыдущих гонок на этом автодроме сопровождались выездом автомобиля безопасности.

 

О РЕЗИНЕ…

Шины в Сузуке сильно изнашиваются, поэтому в Pirelli выбрали самоё жесткое сочетание: шины Medium (белая полоска) и Hard (оранжевая полоска). В этом году такие состав использовались в Малайзии, Барселоне и Сильверстоуне. Разница в скорости между двумя составами, вероятно, будет на уровне 0,8 секунды на круге в режиме квалификации, а в гонке немного уменьшится.

В прошлом году итальянские шинники привозили в Сузуку те же составы, но гонка проходила под дождём, а в 2013-м для большинства более предпочтительными в гонке оказались жесткие шины, в том числе и потому, что состав Hard вел себя более стабильно.

Классической тактической схемой представляется гонка с двумя пит-стопами: старт на Medium, пит-стоп на 12-14 круге и переход на более жёсткую резину, чтобы оставшиеся 40 кругов поделить на два отрезка на свежих комплектах Hard. В то же время команды столкнутся с таким фактором, как температурная деградация, особенно от этого будут страдать передние шины. Это повлияет на выбор тактики: команды будут проводить пит-стопы, реагируя на первые признаки деградации.

 

ГОД НАЗАД В СУЗУКЕ…

Прошлогодняя гонка в Сузуке стала чёрной страницей в истории Формулы 1 – впервые с 1994 года на трассе по ходу Гран При гонщик получил травмы, которые через несколько месяцев привели к его гибели. Авария пилота Marussia Жюля Бьянки стала следствием цепочки несчастливых обстоятельств, первым из которых стал супертайфун Phanfone, пришедший в Японию как раз в дни Гран При. Конечно, если бы Сузука в итоге оказалась в центре супертайфуна, то гонка была бы отменена. Но так как он лишь краем задел трассу, старт всё же был дан, хотя, из-за сильного дождя, и в режиме автомобиля безопасности, правда уже через три круга гонка была остановлена – воды оказалось слишком много.

Вскоре дождь стих, и после 20-минутной паузы машины продолжили движение за автомобилем безопасности. О состоянии трассы в этот момент были разные мнения – одни считали, что воды слишком много, другие, в том числе Льюис Хэмилтон, просили дать старт, так как ситуация заметно улучшилась. Фактически же гонка началась лишь на 9-м круге.

Лидерство сохранил начинавший гонку с поула Росберг, за ним следовал Хэмилтон. Практически сразу после того, как сэйфти-кар покинул трассу, пилоты один за другим стали сворачивать на пит-лейн за промежуточной резиной – что косвенно подтверждало мнение Хэмилтона о том, что давать старт можно было раньше. Свернув в боксы первым, Дженсон Баттон отыграл много позиций, опередив пилотов Williams и Ferrari и выйдя на третье место.

 

Дождя почти не было, пилоты продолжали ехать на промежуточной резине, асфальт постепенно просыхал. На 24-м круге дирекция гонки разрешила использовать DRS, и Хэмилтон немедленно приступил к атакам на Росберга. Первые несколько попыток успехом не увенчались, но на 29-м круге Льюис опередил напарника на торможении перед первым поворотом, возглавив гонку.

Однако к 40-му кругу дождь вновь усилился – до такой степени, что несколько пилотов вновь перешли на дождевую резину. На 41-м круге Адриан Сутил не удержал машину в седьмом повороте, вылетел с трассы и врезался в барьер из шин. Удар был сильным, но пилот не пострадал. В районе аварии появились двойные жёлтые флаги, требующие снижения скорости, и для эвакуации разбитой машины в зону безопасности выехал тяжёлый трактор.

В этот же момент отстававший на круг Жюль Бьянки не справился с управлением, вылетел в том же месте, что и Сутил, и на огромной скорости врезался в эвакуатор. Удар оказался настолько сильным, что тяжёлый трактор отбросило на два метра, а перегрузки достигли 92G.

 

К сожалению, почти вся энергия удара пришлась в верхнюю часть кокпита, где находилась голова гонщика. Дирекция остановила гонку, Бьянки срочно отправили в госпиталь префектуры Миэ. Он так и не пришёл в сознание и оставался в коме, пока 17 июля 2015 года не было официально объявлено о его смерти.

Что касается итогов гонки, то после красных флагов её решено было не возобновлять, и победителем был признан Хэмилтон. Росберг стал вторым, а третье и четвёртое места заняли пилоты Red Bull Racing, Себастьян Феттель и Даниэль Риккардо.

На подиуме не было брызгов шампанского.
 

По материалам f1news


* Отредактировано автором 24.9.2015 в 09:31
0 Отзывов