21.09.2015 10:52

В прошлом сезоне, который стал для команды Mercedes первым чемпионским, практически все болиды страдали от низкой надежности новых силовых установок. Кардинальная смена регламента иногда приводит к таким последствиям, поэтому особо никто и не удивлялся. даже чемпионская конюшня, которая была на две головы выше всех не могла позволить себе 100% результата. Проблемы начались с первой гонки и закончились сравнительным паритетом между пилотами – по три схода за сезон. В это число я включил и "героические" усилия Росберга в последней гонке.
В нынешнем сезоне ситуация заметно улучшилась. Количество сходов по техническим причинам у команд первой четверки заметно уменьшилось. По моим подсчетам, первые восемь пилотов пелетона сошли с дистанции за 13 гонок всего десять раз. Согласитесь достаточно нормальный показатель. Однако в этом сезоне есть другая интересная напасть, которая посетила потенциально первую команду чемпионата. Попытаюсь разобраться с причинами.
Первый сбой ждал команду Mercedes в Малайзии (резина Hard и Medium). Нет, началось все достаточно прогнозировано. Пусть и на мокрой трассе, но Льюис и Нико уверенно забрали первый ряд стартового поля. И даже после нормального старта Мерсы не смогли удержать лидерства. После откровенной ошибки команды с внеплановым пит-стопом, лидерство захватил Феттель и довел гонку до победы.
Меня могут упрекнуть в предвзятости, мол, Ferrari заслуженно победила. Не буду спорить, но у меня возникло чувство какой-то недосказанности. Команда, которая победила на предыдущем Гран При с подавляющим преимуществом выглядела, как минимум - бледно. Чудес на белом свете, а тем более в Формуле 1 - не бывает. Отыграть за две недели 40 с лишним секунд в условиях выездных гонок просто нереально. Но это был первый неприятный звоночек для Mercedes.
Далее чемпионат покатился как по заранее написанному сценарию. Льюис всех громил, Нико был тут как тут, если лидер оступится. Однако грянул Будапешт (резина Medium и Soft), а за ним, вскорости, и Сингапур (резина Soft и Super Soft). Если в Венгрии пилоты Mercedes провалили старт и тем, практически, предопределили результат гонки, то в Сингапуре уже была провалена и квалификация. Главные оппоненты последних лет Ferrari и Red Bull оставили «серебряных стрел» на третьем ряду стартового поля. Результаты повторять не буду, но хочу разобраться в некоторых, на мой взгляд, закономерностях.
Что объединяет эти Гран При, на которых команда Mercedes получила ощутимую затрещину от своих главных соперников? Правильно – температура окружающей среды. А именно температура воздуха и, соответственно, трека достигает максимальных значений в сезоне. Мне могут возразить, что был еще и Бахрейн. Да, был, но там на старте температура воздуха 26…25С, трассы 30…29С. В Малайзии эти показатели были: Воздух 33…34С, трасса 62…54С. В Будапеште: Воздух 22…25С, трасса 41…47С. В Сингапуре: Воздух 30...28С, трасса 37...34С.
Я недаром обратил Ваше внимание на типы резины, которые применялись в отмеченных мной гонках. От Малайзии к Сингапуру жесткость сликов постепенно снижалась и достигла самых мягких составов, и, что самое интересное, и той же последовательности, снижались результаты команды Mercedes. Случайность или совпадение? выводы делать Вам, я лишь выскажу свои предположения.
Для начала я сравнил результаты Mercedes и Ferrari по абсолютным показателям в гонке. Итоги таковы: Малайзия – 33 : 37; Будапешт – 12 : 25; Сингапур – 12 : 40. Приведенные цифры даже комментировать просто - вывод напрашивается один: в условиях высоких температур и снижения твердости составов резины, конкурентоспособность болидов команды Mercedes падает. И даже высокая эффективность силовой установки не может компенсировать заметное снижение результатов. Тут меня посетила крамольная, на первый взгляд, мысль: «А может именно повышение эффективности силовой установки и влияет на снижение скорости?»
Чтобы развеять свои сомнения я перечитал отзывы пилотов по результатам проваленных Гран При, и вот что интересно. После каждого провала на перечисленных Гран При, на свободных заездах, в квалификации или гонке, пилоты жаловались на повышенную деградацию резины, а также на проблемы с тормозами. Иными словами, в жарком климате, чем больше пилот выжимает из болида, тем быстрее резина перегревается и подвергается повышенному износу, т.е. попросту умирает. С карбоновыми дисками тормозов происходят аналогичные метаморфозы. Льюис и Нико просто вынуждены сбрасывать обороты свои силовых установок, чтобы хоть как-то добраться до финиша.
Конечно, когда воздух и трек имеют значительно более низкие температуры, проблемы не успевают проявляться. Системы охлаждения тормозов позволяют эффективно снижать их температуру, и даже реализация максимального крутящего момента не приводит к перегреву и дальнейшей повышенной деградации резины. Пилоты легко контролируют рабочие «промежутки» резины за счет резервов мощности силовой установки.
Однако сделанные мной выводы лежат, как говорится, «на поверхности» и я сомневаюсь, что руководство конюшни и технический штаб не знают об этих тенденциях. Знают наверняка, но обсуждать в СМИ «стесняются». Вот почему в предыдущих комментариях я предположил, что команда прекрасно осведомлена о причинах своих не самых лучших выступлений. Да и стоит ли поднимать шум, если жарких гонок в календаре гораздо меньше, чем относительно прохладных.
