15.09.2015 12:04
Победа на движке «Феррари», но не за заводскую команду.
Одной из актуальных и насущных тем Ф1 на данный момент, является вопрос: с движком какой марки проведёт следующий сезон команда «Ред Булл». Похоже, что ответ на этот вопрос, официально пока не озвученный, будет в пользу двигателя «Феррари». И тогда возникает (и уже заранее начинает обсуждаться) второй вопрос: насколько успешным может быть выступление команды «Ред Булл» в чемпионате мира с движком «Феррари». Вопрос не праздный, учитывая наличие в чемпионате заводской команды «Феррари», которая может отнестись к потенциальным успехам нового клиента с определённой «ревностью», которая может отразиться на спецификации поставочных клиентских движков.
В задачу данной статьи не входит обсуждение вышеуказанной темы. Но этот вопрос дал импульс написать историческую статью про эпизод из истории Ф1, когда впервые двигатель марки «Феррари» позволил победить в зачётной гонке Ф1 пилоту, не являвшемуся членом заводской команды «Феррари». И это вовсе не случай с «Торо Россо» Себастьяна Феттеля на Гран-При Италии 2008 года.
Перед историей небольшая предыстория.
В начале 60-х годов в Италии стартовала программа поддержки молодых пилотов. Итальянская автоспортивная федерация мониторила гонки низших автоспортивных классов и предоставляла наиболее отличившимся пилотам этих категорий возможность попробовать свои силы в нескольких гонках на более высоком уровне. В отношении класса Ф1 речь шла только об участии во внезачётных гонках, которые, однако, в то время ещё не успели утратить своей престижности.
Техническую поддержку данной программе в категории Ф1 обеспечивал Энцо Ферррари, подготовив для будущего лауреата модель D156 (бывший болид категории Ф1, переклассифицированный на тот момент в категорию Ф2, но доработанный под требования текущего регламента Ф1).
По итогам выступлений в младших формульных классах в 1960 году право принять участие в двух внезачётных гонках Ф1 сезона 1961 года получил Джанкарло Багетти. 25 апреля и 14 мая он принял участие в Гран-При Сиракуз и Неаполя, выиграв обе эти гонки. Несмотря на триумфальность результатов, Багетти вряд ли мог рассчитывать на большее. Программа поддержки молодых пилотов выполнила все свои обязательства перед ним. Но помог случай. Команда Энцо Феррари выступала в чемпионате мира Ф1 тремя пилотами, но к каждой гонке готовила дополнительный болид для какого-либо местного пилота, ради дополнительных финансовых бонусов в свой адрес от организаторов гонок. На Гран-При автомобильного клуба Франции (в просторечии Гран-При Франции) таким дополнительным пилотом «Феррари» должен был стать бельгиец Оливье Жендебьен, но он по состоянию здоровья не смог этого сделать. Никакого местного (читай - французского) пилота на замену не нашлось. И тогда Итальянская автоспортивная федерация, памятуя об успехах Багетти во внезачётных гонках, взяла этот свободный болид в аренду, заявившись на Гран-При Франции частной командой с Багетти в качестве пилота.
Энцо Феррари и здесь обеспечил определённую техническую поддержку. Принимая во внимание малоопытность молодого итальянца, на его болид установили двигатель такой же модели, что и у пилотов заводской команды, но с углом развала цилиндров 60, а не 120 градусов. При этом обеспечивалась бОльшая лёгкость в управлении техникой, хоть и с нескольким, но не очень существенным, снижением гоночных характеристик.

25 апреля 1961 года. Внезачётная гонка Ф1 за Большой приз Сиракуз. Первая гонка Джанкарло Багетти («Феррари» стартовый номер «32») за рулём болида Ф1. За Багетти следует Дэн Герни (Порше, заводской номер «30»). Их пути пересекутся чуть больше чем через месяц на Гран-При Франции.
А теперь, собственно, история.
Гран-При Франции, состоявшийся 2 июля 1961 года, стал одной из лучших гонок сезона и десятилетия, хоть изначальных предпосылок для этого не было. Всё начиналось с достаточно предсказуемого доминирования заводской команды «Феррари» в квалификации и начальной стадии гонки. Но один за другим все три её пилота (Вольфганг фон Трипс, Фил Хилл и Ричи Гинтер) по самым разным причинам выбыли из борьбы за победу.
И тогда на первый план вышли другие персонажи, ранее боровшиеся за место не выше четвёртого. Это были два гонщика заводской команды «Порше» Дэн Герни и Йо Боннье, а также Джанкарло Багетти. Их борьба за лидерство, продолжавшаяся на протяжении десяти заключительных кругов, сопровождалась стабильно плотным относительно друг друга расположением болидов и частыми обменами позиций. Покруговка гонки зафиксировала восемь смен лидерства на данном отрезке.

2 июля 1961 года. Гран-При Франции. Три героя завершающей части гонки: Джанкарло Багетти («Феррари», стартовый номер «50»), Йо Боннье («Порше», стартовый номер «10») и Дэн Герни («Порше», стартовый номер «12»).
Однако личные воспомининия Багетти замечательно дополняют сухие цифры статистики и дают представление о том, что представляла собой борьба на гоночной трассе в этой гонке.
«…Они (Герни и Боннье, прим. авт.) знали, что я неопытный водитель, и пытались напугать меня. Постоянно перемещались вокруг меня очень близко от моей машины, резко маневрировали. А я в это время учился. Ведь если они могли делать это без каких-либо последствий, значит и я смогу. Потом они стали держаться всё время позади меня. Когда у меня поднялась температура в радиаторе, я понял, что лучше находиться позади них. Они мешали мне, но иногда мне всё-таки удавалось пристроиться за кем-нибудь из них…»
За два круга до финиша мотор на «Порше» Боннье отказал. На последних кругах за победу боролись только Багетти и Герни. Вот как вспоминает об этом Багетти.
«…К этому времени мы оба поняли, что для победы нужно выйти из последнего поворота сразу за соперником и провести решающую атаку на финишной прямой. На последнем круге впереди был Герни. Он несколько раз пытался пропустить меня вперёд, но мне удавалось оставаться позади него. При выходе из последнего поворота я был сразу за ним. Он занял место посередине трассы, не зная с какой стороны я буду атаковать. Я следил за ним и как только понял по движению головы, что он посмотрел в левое зеркало заднего вида, немедленно переложил руль резко вправо. Он ничего уже не мог поделать…»
На финише Багетти и Герни разделила одна десятая секунды.

2 июля 1961 года. Гран-При Франции. Победный финиш Джанкарло Багетти. Вплотную за ним следует Дэн Герни. При выходе на прямую старт/финиш порядок двух болидов был обратным. Как видно на фото, длина финишной прямой вполне достаточна для проведения рокировки пилотов.
Победа Джанкарло Багетти в первой же зачётной гонке Ф1 (а всего это была уже третья подряд победа за рулём болида Ф1) дала столь необходимый импульс для продолжения карьеры в Ф1. До конца сезона он ещё дважды выходил на старт зачётных Гран-При за рулём клиентской «Феррари» частной команды, а со следующего года стал пилотом заводской команды «Феррари». Но повторить свой первый успех, и даже просто подняться ещё хоть раз на подиум, Багетти было не суждено. Но это уже совсем другая история.
Автор статьи: ROMAN grosjean (сентябрь 2015 года).