29.07.2015 12:29
Помощь пилотам на трассе, не повлекшая санкций.
Недавний случай с Фернандо Алонсо во втором сегменте квалификации к Гран-При Венгрии сподвиг меня на написание заметки. Поначалу она планировалась немного другой по содержанию и названию. Но «Любишь кататься, люби и саночки возить», с соответствующей подборкой фотографий и текстом, оказалось застолблено на «Tribuna.sports.ru». Так что я немного подработал исходный материал, который и предъявляю портальцам/порталчанам.
События приведены в хронологическом порядке.
Эпизод первый. Гран-При Италии 1956 года. Буксирная помощь в гонке от коллеги.
Стирлинг Мосс, пилот заводской команды «Мазерати» и один из претендентов на титул чемпиона мира, с большим преимуществом лидировал в гонке. Но вот круг заезда в боксы на дозаправку британский пилот не рассчитал и остановился с пустыми баками примерно в полукилометре от зоны боксов. Можно было попытаться дотолкать свой «Мазерати» до цели, но это поставило бы крест на возможности победить в гонке и шансы на титул упали бы почти до нуля. Незадолго до своей остановки, Мосс обогнал на трассе на очередной круг Луиджи Пионти, пилота частной команды на клиентском болиде «Мазерати», который обслуживался в гонке механиками заводской команды (за соответствующее пополнение бюджета заводского коллектива). Его-то и тормознул Мосс, попросив о помощи. Дистанцию до боксов Мосс провёл за рулём своего болида, подталкиваемый сзади автомобилем Пионти. В результате Мосс сохранил своё лидерство и довёл дело до победы в гонке. Поначалу эта победа позволила ему остаться претендентом на титул чемпиона. Но когда последнюю гонку сезона, которая должна была пройти в Испании, отменили, Мосс остался вице-чемпионом. Более того, поздние исследователи истории чемпионатов мира отказали Стирлингу Моссу даже в праве числиться претендентом на победу в чемпионате перед Гран-При Италии, так как если рассматривать эту гонку в качестве последнего этапа сезона, то математических шансов на титул Мосс действительно не имел. Такой вот парадокс истории.

Гран-При Италии 1956 года. Уникальный момент в истории Ф1: «Мазерати» Луиджи Пиотти (стартовый номер «40») буксирует в боксы методом толкания перед собой «Мазерати» Стирлинга Мосса (стартовый номер «35»).
Эпизод второй. Гран-При США 1959 года. Помощь в квалификации от организаторов.
Эта гонка завершала сезон. Перед последней квалификационной попыткой американец Гарри Шелл, занимавший десятое место в текущем протоколе квалификации, отставал от девятого места почти на две секунды, так что ему необходимо было серьёзно прибавить, чтобы улучшить свой квалификационный результат. Но на первом же секторе его развернуло. Шансы улучшиться упали до нуля. Гарри не растерялся и, когда все соседствующие на трассе пилоты скрылись за ближайшим поворотом, по одной из пересекающих автодром дорог срезал практически треть дистанции (!), предусмотрительно дождался пока все пилоты, кто мог бы увидеть его нарушение, скроются из вида и продолжил движение. Улучшение составило более шести секунд и принесло третье место в квалификации, т.е. место на первом ряду стартового поля, откуда оказался вытеснен во второй ряд пилот «Феррари» и претендент на титул Тони Брукс. В «Феррари» заподозрили неладное и подали протест против такого резкого улучшения квалификационного результата. Но организаторы гонки, вполне довольные результатом соотечественника, протест отклонили. Своё решение они аргументировали лишь тем, что у Шелла был такой же болид, что и у лидера заводской команды «Купер» Джека Брэбэма и пилота частной команды Роба Уокера Стирлинга Мосса (оба так же претенденты на титул), с которыми Шелл разделил первый ряд.
Дивидендов из своего высокого положения на старте Гарри Шелл не извлёк. Сначала он быстро откатился за пределы очковой зоны, а потом и вовсе сошёл с дистанции из-за поломки техники после всего пяти кругов. Уже задним числом, через некоторое время после завершения сезона, Шелл признался в своём мошенничестве.

Гран-При США 1959 года. Стрелками показано как срезал Гарри Шелл по ходу своей решающей квалификационной попытки немалый кусок трассы и получил в итоге место на первом ряду стартового поля.
Эпизод третий. Гран-При Европы (Нюрбургринг) 2003 года. Помощь в гонке от хорошего знания правил.
На эту гонку премьер «Феррари» Михаэль Шумахер впервые в сезоне приехал в ранге лидера общего зачёта. Главный конкурент в чемпионате Кими Райкконен из «МакЛарен» уверенно лидировал в гонке, но сошёл из-за технической неисправности, и теперь Михаэлю надо было обязательно набирать очки для упрочнения своего лидирующего положения.
В завершающей части гонки пилот «Уильямс» Хуан-Пабло Монтойя атаковал и прошёл Михаэля в борьбе за третье место. При этом «Уильямс» и «Феррари» соприкоснулись и Шумахера развернуло. Передние колёса «Феррари» остались на гоночном полотне, а задние надёжно увязли в песчаной ловушке. Михаэль не заглушил мотор и не покинул болид, поэтому оперативно подъехавший к месту вылета эвакуатор задействован не был, а маршалы вытолкали «Феррари» на трассу, и Михаэль продолжил гонку, получив в ней пятое место и четыре очка в ЛЗ.
После гонки Михаэль проявил углублённое знание правил перед стюардами, расследовавшими инцидент. Несмотря на то, что посторонняя помощь на трассе находится под запретом, в исключительных случаях (а случай с Михаэлем полностью подпадал под это исключение) она допускается. Стюардам не оставалась ничего другого как утвердить результат Михаэля в гонке.
По итогам сезона Шумахер опередил Райкконена всего на два очка, так что указанный эпизод можно считать одним из ключевых событий того чемпионата.

Гран-При Европы 2003 года. Коллаж из видео с youtube.
Вверху слева: инцидент между Хуаном-Пабло Монтойей и Михаэлем Шумахером.
Вверху справа: Михаэль жестами активно призывает маршалов.
Внизу слева: к месту вылета Михаэля подъехал эвакуатор, и подбежали маршалы.
Внизу справа: маршалы выталкивают Михаэля на трассу.
Эпизод четвёртый. Гран-При Европы (Нюрбургринг) 2007 года. Помощь в гонке от эвакуатора.
Гонка началась в условиях сильного дождя. В начале второго круга в первом повороте трассы вылетело сразу пять болидов, одним из которых был «МакЛарен» Льюиса Хэмилтона. Хэмилтон не заглушил мотор и не покинул «МакЛарен». В результате, подъехавший эвакуатор просто возвратил болид Хэмилтона обратно на трассу, и Льюис продолжил гонку с отставанием в круг от всех остальных. Через один круг гонка была остановлена из-за погодных условий. Возникла полемика по поводу легитимности участия Хэмилтона в гонке после её возобновления. Предыдущий эпизод с Шумахером был почему-то рассмотрен как прецедент, хоть на самом деле ни по ситуации с вылетом с трассы, ни по значимости действий эвакуатора таковым не являлся.
Тем не менее, Льюис не только получил разрешение выйти на повторный старт гонки, состоявшейся под пейскаром, но ему так же позволили обогнать пейскар и вернуться в один круг со всеми прочими участниками гонки. Ни один из тех пилотов, кто вылетел вместе с Льюисом во время первого старта, на повторный старт не вышел.
Впрочем, очков Льюис в той гонке так и не получил. Чуть-чуть, но не хватило.

Гран-При Европы 2007. Эвакуатор возвращает «МакЛарен» с Хэмилтоном на трассу.
Автор статьи: ROMAN grosjean (июль 2015 года)