28.07.2015 08:14
Германия-1935. Домашнее поражение немецкой техники.
Гонка, ставшая одной из легенд довоенного периода, состоялась 24 июля 1935 года на двадцатидвухкилометровом кольце Нюрбургринга. Организаторы гонки не пожалели расходов на призовой фонд и пропаганду и добились того, что Гран-При Германии стал самой представительной гонкой всего сезона. Двадцать один пилот на болидах шести производителей гоночной техники из Германии, Италии, Франции и Англии приехали для участия в этой гонке. Состав всех команд был самым, что ни на есть, боевым. А в «Мерседес» и «Ауто Юнион» даже предоставили дополнительные места в составе молодым и перспективным немецким пилотам, правда, снабдив молодёжь не самой актуальной техникой, так как в их задачу входило не бороться за победу с основными пилотами, а набираться гоночного опыта в боевых условиях.
Поначалу организаторы хотели придать пятничным и субботним тренировкам статус квалификационных заездов. Ведь никто в Германии не был против того, что немецкая техника «Мерседес» и «Ауто Юнион» займёт на стартовом поле места впереди автопроизводителей из других стран. Но в данном случае все пилоты, включая представителей немецких команд, составили петицию с просьбой определять места на старте жребием. Аргумент, приведённый пилотами, заключался в том, что на большом кольце Нюрбургринга было много мест, включая достаточно сложные изгибы трассы, где сразу за пределами гоночного полотна имелись весьма крутые склоны. В обычных гоночных условиях пилоты не переходили грань разумного риска при прохождении таких участков. Но погоня за дополнительными секундами в квалификации ради более высокой стартовой позиции могла стать стимулом к дополнительному риску при прохождении некоторых особо опасных участков трассы, например, к поиску точки максимально оттянутого торможения в некоторых поворотах с фактически отсутствующей обочиной, что могло бы обернуться трагедией.
Организаторы вняли пилотам и утвердили жребий, как способ определения мест на стартовом поле.
События пятницы показали правоту пилотов. Гонщик английской команды «ERA» Эрнст фон Делиус, пытаясь выжать максимальный результат из своего авто, являющегося некой переходной ступенью между классом «Войтюрет» и классом «Гран-При», проявил излишнюю агрессивность на трассе и только чудом остался жив, попав на единственное дерево на крутом склоне, которое и задержало дальнейшее падение вниз, наверняка, закончившееся бы фатально для пилота. Техника, к сожалению, восстановлению не подлежала, и число участников гонки сократилось до двадцати человек.
Предстоящее соревнование вызвало ажиотаж. Несмотря на непрекращающийся с ночи дождь, триста тысяч зрителей собралось на трибунах и вдоль трассы к началу гонки.
Процедура старта так же содержала в себе новшество для европейских автодромов. Сигнал к началу гонки должен был подаваться не взмахом флага, а установленным над стартовым полем светофором. Процедура старта была следующей. За две минуты до старта гонки включался красный сигнал светофора. В это время обслуживающий персонал обязан был покинуть стартовое поле, а пилоты приготовиться к проведению предстартовых операций. За пятнадцать секунд до старта включался желтый сигнал. С этого момента пилоты выводили свои двигатели на нужный режим работы и готовились начать движение. По зелёному сигналу светофора начиналась гонка. Поскольку все пилоты к этому моменту должны были быть готовы правильно начать движение, то предполагалось исключение нередких в то время ситуаций, когда разница в начале движения болидов на стартовом поле достигала нескольких секунд, а пробуксовки или сбой в динамике набора скорости создавали дополнительный риск аварий при массовом старте участников.
Единственным изъяном процедуры старта оказалось то, что человек, ответственный за включение и отключение светофора, находился там, откуда ему не было видно стартового поля. И когда события пошли по нештатному сценарию, автоматика оказалась неспособна как-то отреагировать на это, что привело к драматическим событиям в момент старта гонки.
Гонка начиналась в условиях достаточно сильного дождя и сильно мокрой трассы, что сулило резкое ухудшение видимости для тех пилотов, кто уходил в гонку с последних рядов стартового поля.
Немецкой технике по жребию досталось только одно из трёх мест в первом ряду. Досталось оно «Ауто Юнион», а на внутрикомандном собрании на это место был определён Ханс Штук. В момент зажигания красного сигнала светофора Штук допустил ошибку. Его болид тронулся с места и проехал несколько метров. Чтобы вернуться на исходную позицию Штук включил задний ход и заглох. Штук поднял обе руки вверх, сигнализируя о проблеме, а его механик вернулся на стартовое поле, чего, в принципе, не имел права делать при включённом светофоре. Но ни у кого не было сомнений, что светофор будет отключен, а процедура старта отложена. Механик сначала откатил автомобиль Штука на исходную позицию, а потом приступил к запуску мотора. На это ушли все две минуты, отведённые от момента включения светофора до момента старта гонки. Светофор никто не отключил, и зелёный сигнал к началу гонки был дан. Механик, не успевший ещё запустить мотор, в это время по прежнему был на первом ряду стартового поля рядом с болидом Штука. Видимость из-за дождя и брызг, поднявшихся за первыми проехавшими автомобилями, стала очень плохой для тех пилотов, кто стартовал из последних рядов. Партнёр Штука по «Ауто Юнион» Акиле Варци, стартовавший с пятого ряда, только в самый последний момент разглядел стоящий на месте гоночный болид и объехал его впритирку, сбив механика. Парень получил серьёзнейшие травмы головы и шеи. Будучи доставленным в больницу, он несколько дней провёл на грани жизни и смерти, но сумел выжить. При этом последний час перед началом гонки навсегда оказался стёрт у него из памяти.

Гран-При Германии 1935 года. Старт гонки. На заднем плане у противоположной стороны трассы виден болид, к которому бегут люди. Это «Ауто Юнион» Ханса Штука. А люди бегут к тяжело раненому механику. Многие зрители повернули голову в сторону стартового инцидента.
Но всё это станет ясно потом, а на момент начала гонки этот эпизод, по сути, выключил из борьбы за победу сразу два болида «Ауто Юнион». Штук, несмотря на высокое итоговое место (это я чуть-чуть забежал вперёд), в борьбе непосредственно за победу участия так и не принял, слишком много потеряв на старте (его двигатель запустили только через пару десятков секунд после того как весь пелетон покинул стартовые позиции) и в процессе постепенного возврата утерянных позиций по ходу гонки. А Варци слишком сильно переживал, что сбил человека. На седьмом круге он не выдержал и заехал на пит-стоп. Не для обслуживания, а чтобы узнать о состоянии сбитого им механика. Новости были на тот момент не утешительные, и в момент заезда на штатный пит-стоп Варци попросил заменить его запасным пилотом команды, так как моральных сил продолжать гонку у него уже не было. С автодрома Акиле немедленно отправился в ту больницу, куда увезли пострадавшего механика. При этом запасной гонщик Херманн Лейнинген оказался совершенно неравноценной заменой Варци и был статистом в оставшейся части гонки.

На фото трио основных пилотов «Ауто Юнион» в 1935 году. Слева Акиле Варци, который сбил механика на старте Гран-При Германии и не смог в итоге продолжать гонку из-за моральных терзаний. В центре Ханс Штук, чья оплошность при включении светофора стала отправным пунктом в инциденте на старте гонки. Справа Бернд Розенмайер, совершивший несколько пилотажных ошибок по ходу Гран-При Германии, исключивших его из числа претендентов на победу в гонке.
Между тем, несмотря на то, что дождь по ходу первого круга прекратился, немецкая техника на мокрой трассе не могла в полной мере реализовать свой потенциал на скоростных участках. А вот Нуволари в полной мере раскрыл и свой гонщицкий потенциал и потенциал своей «Альфа-Ромео» на пилотажных участках. На втором круге Нуволари попытался обогнать «Мерседес» Караччиолы, захватившего лидерство со старта, но допустил ошибку и его развернуло против движения гонки. Развернуться обратно на том участке, где произошёл инцидент, было очень сложно из-за узости трассы и фактического отсутствия обочин. К тому же в непосредственной близости достаточно кучно шли несколько преследователей, которым развернувшийся Нуволари был не виден из-за изгиба трассы. Поэтому Нуволари пришлось оперативно отъехать на самый край гоночного полотна и проехать некоторое расстояние против хода гонки, чтобы успеть заблаговременно показать себя преследователям и не заглушить мотор своего автомобиля. Опасная ситуация разрешилась благополучно, и Нуволари возобновил гонку в правильном направлении, но уже на шестом месте.
Одну позицию Тацио отыграл, когда пилот «Ауто Юнион» Бернд Розенмайер, ставший на определённом этапе гонки главным преследователем Караччиолы, глубоко заехал на обочину, повредил колесо, насобирал большое число травы и земли в радиатор своего автомобиля, и медленно отправился на внеплановый пит-стоп.
Ещё одну позицию Нуволари получил в подарок от партнёра по команде Луи Широна, прекратившего гонку по техническим причинам.
Теперь впереди Тацио были только три пилота «Мерседес». Караччиола, казалось, был вне досягаемости, лидируя более чем с полуминутным отрывом от партнёров по команде. А вот те ехали кучно и, на подсыхающей, но всё ещё мокрой трассе, уступали в темпе Нуволари, который вскоре их настиг.

Картина Джеймса Дагдейла. На ней изображён эпизодиз первой половины гонки, когда Нуволари на «Альфа-Ромео» (стартовый номер «12») вплотную преследовал автомобили «Мерседес» Манфреда фон Браухича (стартовый номер «7») и Луиджи Фаджиоли (стартовый номер «6»).
Между Нуволари и фон Браухичем завязалась красивейшая дуэль, по ходу которой итальянец дважды опережал немца на пилотажных участках трассы и дважды уступал позицию обратно на скоростных прямых. В конце концов, фон Браухич истрепал в этой борьбе шины и уступил позицию в третий раз без контратакующих действий.
Фаджиоли сдался без боя. На его машине возникли проблемы с амортизаторами. На долгом пит-стопе эта проблема так и не будет решена полностью, так что итальянский легионер «Мерседес» и главный возмутитель спокойствия в своей команде перестал быть одним из главных действующих лиц в этой гонке.
К тому моменту, как Нуволари вышел на второе место в гонке, от былого преимущества Караччиолы не осталось почти ничего. Караччиола потерял темп, а привычная прямая посадка пилота сменилась на скрюченное положение за рулём. Уже после гонки выяснилось, что на старт Гран-При Германии Рудольф вышел, имея в своём кишечнике огромного ленточного червя, ранее своего присутствия никак не обозначавшего. Именно этот биологический сосед стал причиной плохого самочувствия немецкого пилота, начиная с восьмого круга гонки, и, по сути, вывел его из числа претендентов на победу, ибо главным достижением Караччиолы в этой гонке стало то, что он вообще смог доехать до финиша.
Нуволари легко прошёл Караччиолу и возглавил гонку. А позади него так же легко одного за другим пилотов «Мерседес» (одного на неисправной технике, второго на истрёпанных шинах, третьего заболевшего) обошёл Розенмайер на своём «Ауто Юнион».
После одиннадцатого круга, ровно на середине дистанции, гонщики, занимающие первые четыре места в гонке, с интервалом в девятнадцать секунд, в порядке: Нуволари, Розенмайер, фон Браухич, Караччиола, заехали на свои плановые пит-стопы для дозаправки и смены шин.
Главная трибуна стадиона в этот момент уподобилась футбольной трибуне в решающий момент матча. К ликованию трибуны, механики немецких команд работали чётко, слаженно и быстро, а вот механик «Альфа-Ромео» сломал пистолет заправочного шланга и вынужден был заправлять автомобиль Нуволари через большую железную воронку, носясь с канистрой от цистерны с топливом к гоночному болиду и обратно.
Один за другим немецкие пилоты вернулись в гонку (в порядке: фон Браухич, Розенмайер, Караччиола), а «Альфа-Ромео» продолжал стоять, ожидая окончания медленной заправки.
Нуволари выскочил из болида и, то ругая, то подбадривая механика, возбуждённо ходил вокруг своего автомобиля, размахивая руками.

Гран-При Германии 1935 года. Инцидент на пит-стопе Нуволари. Все немецкие пилоты, заехавшие на свои пит-стопы после Нуволари, уже вернулись в гонку. Нуволари в отчаянии выскакивает из болида.

Разворот журнала, поместившего отчёт о Гран-При Германии 1935 года. Статья идёт на фоне фотографии, зафиксировавшей инцидент с «Альфа-Ромео» Нуволари на пит-стопе.
Потеряв более минуты по отношению к соперникам, Нуволари отправился в гонку вновь лишь на шестом месте. Но на самом деле это было для итальянца не так уж и критично. Двум из пяти соперников он уступал только потому, что они ещё не были на своих плановых пит-стопах, а после пит-стопов Фаджиоли и Штук оказались на значительном удалении за спиной Тацио. Спустя пару кругов на очередной внеплановый пит-стоп, ставший следствием очередной ошибки в пилотаже, заехал Розенмайер, окончательно утратив шансы на победу. Ещё круг спустя Караччиола по понятным причинам не оказал Нуволари сопротивления. И после пятнадцати из двадцати двух кругов, вопрос о победителе стоял так: фон Браухич или Нуволари.

Гран-При Германии 1935 года. Кадр с одного из последних кругов гонки: Тацио Нуволари в погоне за единственным оставшимся конкурентом в лице Манфреда фон Браухича.
Тут следует сделать отступление. Команда «Мерседес» была предупреждена накануне гонки представителями шинного производителя «Континенталь», снабжавшего команду своей продукцией, о том, что агрессивный стиль вождения фон Браухича приводит на данной трассе к более раннему и более сильному износу шин, чем у Караччиолы и Фаджиоли. Директор «Континенталь» даже предложил выбрать для Манфреда персональную тактику с двумя пит-стопами для смены шин. Однако, руководство команды «Мерседес» находилось под сильным прессингом высокопоставленных покровителей команды, настаивающих, что оба основных немецких пилота команды должны иметь равные шансы в этой гонке. Тактика с двумя пит-стопами по ряду причин считалась наименее предпочтительной, и руководители команды всерьёз опасалось обвинений в фаворитизме в пользу Караччиолы, поэтому рекомендации шинников не были приняты к реализации.
Впоследствии, на разборе проигранной гонки, представители «Континенталь» утверждали, что если бы руководство команды «Мерседес» смогло оперативно изменить тактику для фон Браухича и после пятнадцатого или шестнадцатого круга, когда преимущество немецкого пилота ещё было достаточно велико, чтобы сохранить лидерство, зазвали бы его в боксы во второй раз, то шансы Нуволари на победу устремились бы к нулю.
Но команда, обеспокоенная слишком рано проявившимися признаками износа шин, лишь вывешивала для своего пилота таблички «Сбавить темп». А между тем, Нуволари стабильно имел теперь гораздо более высокий темп и стремительно сокращал своё отставание от фон Браухича.
Система голосового и сигнального оповещения о положении пилотов в гонке, была на Нюрбургринге абсолютно лучшей в Европе. Поэтому фон Браухич был в курсе сокращения своего отрыва от Нуволари и темпа, которым шло это сокращение, и он никак не мог увязать это с постоянными командными приказами сбавить темп. Элементарный расчёт показывал, что лидерство при невысоком темпе он не удержит. Поэтому фон Браухич регулярно игнорировал командные приказы, от чего состояние шин на его «Мерседес» становилось всё хуже и хуже, а Нуволари был, тем не менее, всё ближе и ближе, а команды из бокса были всё те же и те же.
В заключительной стадии гонки фон Браухич пошёл вразнос. На правом заднем колесе состояние шины было уже в высшей степени плачевное. Уезжая на предпоследний круг фон Браухич жестом показал команде на эту шину. Альфред Нойбауэр принял этот жест за решение пилота заехать на пит-стоп перед последним кругом и приказал готовиться к экстренному и предельно оперативному пит-стопу. Ещё оставалась надежда, что фон Браухич в каком-нибудь безумном темпе сможет навязать на свежих шинах борьбу Нуволари на длинном двадцатидвухкилометровом кольце.
А фон Браухич в это время... предельно взвинтил темп. Это было невероятно, но он не только не проиграл Нуволари очередную порцию секунд, но увеличил свой отрыв на целых пять секунд. И ушёл на последний круг без заезда на пит-стоп. Правая задняя шина не выдержала нагрузки и на завершающем отрезке последнего круга взорвалась.
Путь до финиша на трёх колёсах занял у Манфреда фон Браухича пять с половиной минут. За это время мимо него проехал Тацио Нуволари к своей легендарной победе при гробовом молчании трибун. Затем Ханс Штук, с самого старта утративший, казалось бы, все шансы на хороший результат, но ставший в итоге лучшим из немецких пилотов на немецкой технике. Затем Рудольф Караччиола, для которого это третье место было огромным подвигом, если учесть, что три последних круга из-за предельно плохого самочувствия он решал только одну задачу: удержать болид в пределах трассы. И, напоследок, Бернд Розенмайер, по уровню мастерства и техники способный бросить вызов любому сопернику, но совершивший несколько серьёзных ошибок в гонке, которые, впрочем, по влиянию на итоговый результат оказались менее критичными, чем неумение фон Браухича беречь шины. Ну а Манфреду фон Браухичу, доковылявшему до финиша лишь на пятом месте, трибуны, за искренние слёзы, устроили овацию.
На последовавшем разборе полётов оваций в адрес фон Браухича уже не было. Но это отдельная история.

Картина Диона Пирса. На ней изображён момент, когда Нуволари на последнем круге выходит в лидеры гонки, объехав фон Браухича, на «Мерседес» которого взорвалось правое заднее колесо.

Гран-При Германии 1935 года. Знаменитый эпизод довоенных гонок: победный финиш Тацио Нуволари на «Альфа-Ромео» под гробовое молчание битком забитого стадиона.

Гран-При Германии 1935 года. Победитель гонки Тацио Нуволари перед награждением. Период потрясённого молчания закончился и окружающие воздали должное подвигу пилота.

Гран-При Германии 1935 года. Церемония награждения победителя гонки.
Из турнирных итогов Гран-При Германии с точки зрения чемпионата Европы, самым главным событием стало упрочнение на один пункт лидирующего положения Рудольфа Караччиолы перед Луиджи Фаджиоли, а так же резкий рывок вверх Тацио Нуволари, который своей первой (и единственной) победой в сезоне вознёс себя с девятого на четвёртое место в Зачёте пилотов, что стало объективным потолком для всех, кто не входил в число трёх основных пилотов «Мерседес». Но зато уж эту строку Тацио впоследствии, благодаря именно победе на Гран-При Германии, оборонит от наскоков со стороны пилотов «Ауто Юнион».
Автор статьи: ROMAN grosjean (июль 2015 года).