14.07.2015 07:57
Бельгия-1935. «Токсичная» победа «Мерседес»?
Третий этап Чемпионата Европы 1935 года состоялся ровно 80 лет назад 14 июля на почти пятнадцатикилометровой трассе Спа-Франкоршам.
Эта трасса как будто бы специально была создана для болидов команды «Мерседес». Скоростная, с незначительным числом пилотажных участков. При этом организаторы не обещали никаких антимерседесовских мер, кроме определения мест пилотов на старте при помощи жребия.
Две заводские команды проигнорировали гонку в Бельгии. «Мазерати» и «Ауто Юнион» вели на родине подготовку к намного более престижному и прибыльному для участников Гран-При Германии. Итальянцы активно тестировали свою технику в погоне за скоростью, а немцы делали то же самое в погоне за надёжностью.
«Скудерия Феррари», использующая болиды марки «Альфа-Ромео», прибыла в Бельгию без своего лидера Тацио Нуволари. Цвета команды остались защищать Луи Широн и Рене Дрейфус, а место Нуволари было продано на одну гонку Раймонду Соммеру, который получил право пользоваться технической поддержкой команды, но формально числился как частный пилот.
Десант из трёх болидов прислала команда «Бугатти». Но несмотря на весьма звёздный состав в лице Робера Бенуа, Пьеро Таруффи и Жан-Пьера Вимилля, это лишь увеличило число вероятных статистов в гонке, из-за отсталости французской техники от конкурентов.
И только «Мерседес» зявился на гонку во всеоружии и в привычном составе: Рудольф Караччиола, Манфред фон Браухич, Луиджи Фаджиоли.
Число участников гонки достигло десяти только благодаря ещё одному частному пилоту. Марсель Лехоу прибыл на гонку с собственным болидом «Мазерати» и с собственной бригадой механиков.
Лехоу стал одним из «героев» начала гонки. Будучи самым медленным пилотом по неофициальным итогам тренировочных заездов, он волей жребия попал на первый ряд стартового поля. Стремясь как можно лучше уйти в гонку, Марсель допустил фальстарт, потом опомнился, затормозил и заглох. Остальным участникам пришлось объезжать остановившийся «Мазерати», что выглядело достаточно опасно.

Гран-При Бельгии 1935 года. Старт гонки. Лидер «Мерседес» Рудольф Караччиола (стартовый номер «2») уже вырвался вперёд. За ним следуют Жан-Пьер Вимилль на «Бугатти» (стартовый номер «10»), временно пробившийся на такую высокую позицию благодаря благоприятному жребию и отличному старту, и Рене Дрейфус на «Альфа-Ромео» который не завершит гонку из-за… читайте ниже. На заднем плане хорошо просматриваются ещё два «Мерседес» (неудачный жребий), которые скоро легко пройдут пилотов всех остальных команд.
Дальше всё было весьма предсказуемо. Три «Мерседес» уже на первых километрах дистанции захватили тройное лидерство и ушли в отрыв, а три «Альфа-Ромео» так же синхронно оставили позади три «Бугатти». Лехоу тоже ушёл в гонку, но не был конкурентом даже для «Бугатти». Пелетон растянулся и на всёй его протяжённости не было даже внутрикомандной борьбы. «Бунтарь» Фаджиоли и тот спокойно ехал на третьем месте, не прессингуя своих немецких партнёров по команде. Все изменения в протоколе гонки происходили только при сходах кого-либо из участников.
Одним из сошедших оказался фон Браухич. Из-за проблем с двигателем он заехал на ранний внеплановый пит-стоп, после которого проехал ещё один круг и вернулся в боксы уже окончательно.
А вот после плановых пит-стопов двух оставшихся «Мерседес» снова началось.
Команда, учитывая полное отсутствие конкуренции со стороны соперников, выдала команду: «Сбавить темп». Караччиола темп сбавил, а Фаджиоли взвинтил, т.е всё пошло как всегда. Однако, с прошлогоднего Гран-При Испании между Караччиолой и командой существовала договорённость, что команда информирует Рудольфа, если кто-то из его партнёров (не будем показывать пальцем кто именно) не будет выполнять команду о снижении темпа. Поэтому Рудольф оказался готов к натиску Луиджи.
Здесь надо отметить, что дуэль двух пилотов в этот раз отличалась от ранее состоявшихся. Фаджиоли избегал находиться строго позади болида Караччиолы и все атаки проводил, находясь правее или левее заклятого товарища по команде. Это снижало эффективность атак итальянца. Очень быстро пилоты стали обмениваться жестами. Фаджиоли потрясал в адрес Караччиолы кулаком, а тот в ответ демонстрировал жесты, в приличном обществе не принятые.
Команда отреагировала на новую дуэль своих пилотов необычно жёстко. Фаджиоли получил приказ снова заехать в боксы. По правилам того времени игнорирование такого приказа грозило дисквалификацией, поэтому Фаджиоли подчинился, хоть и кипел от негодования. В боксах разразилась безобразная сцена, по ходу которой пилот и руководитель команды обрушили друг на друга поток разноязычной брани (Нойбауэр отчитывал Фаджиоли по немецки, а тот в ответ обкладывал шефа по итальянски). В конце концов, разъярённый до практически невменяемого состояния, Фаджиоли просто покинул расположение команды, оставив на линии обслуживания пустующий болид.

Гран-При Бельгии 1935 года. Караччиола на пути к своей очередной победе на зачётном этапе Чемпионата Европы. Кадры относятся к завершающему периоду гонки, когда Фаджиоли уже прекратил в ней участие.
Фон Браухич был немедленно вновь призван под знамёна команды и в болиде Фаджиоли отправился в гонку. К этому времени «Альфа-Ромео» Широна и Дрейфуса воспользовались простоем второго «Мерседес» и вышли на второе и третье место в гонке. Фон Браухич сумел до конца гонки настичь и обогнать сначала Дрейфуса, а затем и Широна. И каждый обгон сопровождался странными обстоятельствами. Оба пилота итальянской команды после потери позиции резко теряли в темпе. Дрейфус, которого фон Браухич обогнал за пять кругов до конца гонки, завершив свой круг заехал в боксы и... потерял сознание прямо в болиде. Гонщика достали из автомобиля и отправили в гонку запасного пилота Аттилио Мариноне. Широна же фон Браухич обогнал на предпоследнем круге. Могучий монегаск продержался до конца гонки, правда проиграв фон Браухичу на этом отрезке сорок секунд, при том что до этого был медленнее не более десятка секунд на круге. Но заехав в боксы уже после окончания гонки, сознание потерял и Широн. Медики, осмотревшие гонщиков, сделали заключение, что причина недомогания у них одинаковая, не афишируя саму причину. По некоторым данным, имеющим характер «кто-то слышал как кто-то рассказывал», Рене Дрейфус перед потерей сознания успел сообщить, что вдохнул выхлоп «Мерседес», когда после потери позиции некоторое время находился непосредственно позади болида фон Браухича. Широн же о причинах своего недомогания никогда и никому не рассказывал.
Двигатель «Мерседес» мог работать на разных типах топлива. Основу этого топлива составлял спирт, но основное изменение характеристик топлива достигалось за счёт применения специальных примесей (присадок). Для тех времён было справедливо утверждение, что чем более токсичной была присадка, тем большую мощность мог развить один и тот же двигатель на данном типе топлива. Самые токсичные виды топлива не применялись в гонках с массовым стартом участников. Они использовались в одиночных заездах на рекорд скорости или в тех соревнованиях, где практиковался раздельный старт участников со значительными интервалами времени между соседними уходами в гонку.
И в Монако и во Франции и во всех остальных гонках, в которых к этому времени приняла участие команда «Мерседес» в промежутках между зачётными Гран-При, ситуации, когда кто-то из пилотов других команд находился позади болидов «Мерседес» были нередки, хотя бы при обгонах этих соперников на очередной круг. Это даже был особый тип мастерства - войти в аэродинамический мешок за более быстрым соперником и за счёт этого самому какое-то время ехать более быстро. Да что там гонщики других команд. Тот же Фаджиоли в своих предыдущих дуэлях с Караччиолой массу времени проводил непосредственно за машиной партнёра по команде. И при этом нет никаких упоминаний в хрониках того времени о каких-либо недомоганиях кого-либо из пилотов. Гран-При Бельгии 1935 года стоит особняком.
Если допустить, что «Мерседес» привёз на бельгийскую гонку какое-то значительно более токсичное топливо, чем обычно, то становится ясно, и почему Фаджиоли так необычно атаковал Караччиолу, и почему команда впервые резко прервала дуэль своих пилотов. Только представьте, что Фаджиоли, увлёкшись борьбой, теряет осторожность, вдыхает выхлоп, теряет сознание и на неуправляемом «Мерседес» въезжает в машину Караччиолы. Тут не до проволочек в принятии решения. Но с другой стороны, в предыдущих гонках «Мерседес» доказывал своё преимущество и без таких перегибов. Так зачем же это было нужно? Особенно на скоростной трассе, максимально подходящей именно для техники «Мерседес».
Дополнительный вопрос, почему не было никаких эксцессов в начале гонки, когда все три болида «Мерседес» поочерёдно проходили всех прочих участников гонки, идущих на тот момент более-менее кучно. Впрочем, этому можно найти объяснение, если предположить, что токсичное топливо в немецкие болиды было залито на дозаправке.
Но есть ещё одна деталь. Гран-При Бельгии 1934 года команда «Мерседес» пропустила. Изначально не собиралась этого делать, но при пересечении границы Бельгии, команде запретили ввоз в страну цистерны с топливом для болидов. Состав топлива был проверен пограничниками и признан запрещённым к ввозу. Неужели всего за год таможенные законы смягчились? Или имел место какой-нибудь обманный трюк со стороны команды в отношении пограничной службы?
В общем, есть некая загадка в бельгийской гонке 1935 года. И готового ответа на эту загадку нет ни в одном из просмотренных мной источников.
Ах да, напоследок о главном спортивном итоге. Победитель гонки Караччиола перехватил у Фаджиоли лидерство в зачёте пилотов.

Команда «Мерседес» и Рудольф Караччиола отмечают победу в Гран-При Бельгии 1935 года. Рудольф Караччиола - новый лидер Чемпионата Европы. Это лидерство он сохранит до конца чемпионата.
Автор статьи: ROMAN grosjean (июль 2015 года)