Статья: Максимальный результат турбодвигателя «Хонда»

13.07.2015 07:58

Максимальный результат турбодвигателя «Хонда»

 

В прошедшее воскресенье 12 июля исполнилось ровно 28 лет с момента проведения Гран-При Великобритании 1987 года. В этот день пилоты болидов, оснащённых турбодвигателями «Хонда», добились максимально возможного результата: четыре первых места в итоговом протоколе гонки.

В 1987 году клиентами «Хонда» были две команды Ф1: «Уильямс» и «Лотус». В «Уильямс» Нельсон Пике-старший и Найджел Мэнселл имели равный статус. В «Лотус» делали ставку на Айртона Сенну, а Сатору Накаджима просто прилагался в нагрузку к моторам «Хонда», причём сами японцы ничего не имели против второстепенного статуса их подопечного.

Гран-При Великобритании был седьмым этапом чемпионата, но уже пятым этапом, на котором пилоты с двигателями «Хонда» занимали три первые строчки итоговых протоколов квалификации, на этот раз в порядке: Пике, Мэнселл, Сенна. Ну а для Накаджимы двенадцатое место на стартовом поле британского этапа стало повторением лучшего квалификационного результата в сезоне.

Ни на одном из предыдущих этапов клиентам «Хонда» не удалось заполучить в своё распоряжение весь подиум, а тут, наконец-то, всё сложилось. И даже более чем удачно.

Старт гонки остался за Аленом Простом. Чемпион двух последних лет, выступающий за «МакЛарен-ТАG Порше», проураганил с четвёртой стартовой позиции, но сохранял лидерство недолго, к концу первого круга уступив обоим пилотам «Уильямс».

Гран-При Великобритании 1987 года. Старт гонки выиграл Ален Прост на «МакЛарен-ТАG Порше»

Гран-При Великобритании 1987 года. Старт гонки выиграл Ален Прост на «МакЛарен-ТАG Порше»

Борьба за третье место с Сенной складывалась для Проста поначалу успешно, но проблема с шинами, заставившая француза совершить пит-стоп в неоптимальное время, отбросила его на четвёртое место.

Гран-При Великобритании 1987 года. На втором круге трио клиентов «Хонда» занимало первые три места. Но скоро оба «Уильямс» уйдут вперёд, а Сенна уступит третью позицию Просту и получит её обратно только после несвоевременного пит-стопа француза.

Гран-При Великобритании 1987 года. На втором круге трио клиентов «Хонда» занимало первые три места. Но скоро оба «Уильямс» уйдут вперёд, а Сенна уступит третью позицию Просту и получит её обратно только после несвоевременного пит-стопа француза.

На этот раз техника никого из конкурентоспособных клиентов «Хонда» не подвела, и дело закончилось заслуженным попаданием в полном составе на подиум. Дополнительный клиент «Хонда» Накаджима с самого старта гонки ехал как обычно далеко за пределами зачётной шестёрки, но тут японцу подфартило немного больше чем обычно. Один за другим прекратили гонку располагавшиеся на более высоких позициях Андреа де Чезарес из «Брэбхэм-БМВ», Стефан Йоханссон из «МакЛарен-ТАG Порше», партнёр де Чезареса Риккардо Патрезе, Микеле Альборето из «Феррари», а затем и Ален Прост. Так Накаджима стал четвёртым. С двухкруговым отставанием от пилотов «Уильямс» и с отставанием в круг от Сенны.

Гран-При Великобритании 1987 года. Второму пилоту «Лотус» Сатору Накаджиме в этой гонке везло. Потенциальное девятое место превратилось в четвёртое из-за технических проблем у более быстрых соперников.

Гран-При Великобритании 1987 года. Второму пилоту «Лотус» Сатору Накаджиме в этой гонке везло. Потенциальное девятое место превратилось в четвёртое из-за технических проблем у более быстрых соперников.

Украшением гонки стала борьба за первое место между Пике и Мэнселлом. Мэнселл в районе 29-31 кругов (из 65-ти) предпринял несколько агрессивных атак на лидирующего партнёра, жёстко отбитых бразильцем. В этих атаках Мэнселл настолько повредил свои шины, что начавшаяся вибрация едва-едва позволяла управлять болидом. Мэнселл заехал на пит-стоп за свежим комплектом шин и был теперь позади Пике примерно в 28-29 секундах. Команда предоставила Пике самому принять решение заезжать на пит-стоп за свежими шинами или же провести гонку нон-стоп, на удержание лидерства. Темп Мэнселла резко возрос, и на принятие решения у Пике было не больше одного круга, так как более поздний заезд в боксы гарантированно отбросил бы его на второе место. Пике решил ехать нон-стоп. И прогадал. Оставшейся дистанции Мэнселлу хватило на то, чтобы догнать Пике и, учитывая сильную изношенность шин у бразильца, иметь неоспоримое преимущество в скорости. Но и здесь Пике не сдавался и первый наскок Мэнселла отбил. Тогда Найджел провёл красивейший манёвр. Резко уйдя влево относительно Пике, он не менее резко переложил курс вправо. Пике среагировал на первое движение Мэнселла, а потом просто потерял его в зеркалах заднего вида. Для Пике Мэнселл визуально проявился, когда оба «Уильямс» уже ехали бок о бок. Пике попытался выдавить британца с трассы. Мэнселл не поддался. Уступить пришлось Пике. Так Мэнселл выиграл свой домашний этап.

Гран-При Великобритании 1987 года. После захвата лидерства в гонке Мэнселл сбавил темп и не стал отрываться от Пике в том же темпе, в котором догонял его.

Гран-При Великобритании 1987 года. После захвата лидерства в гонке Мэнселл сбавил темп и не стал отрываться от Пике в том же темпе, в котором догонял его.

Ликующие болельщики запрудили трассу сразу же после отмашки клетчатого флага перед парой пилотов «Уильямс». Так что и Мэнселл, и Пике круг почёта делали буквально посреди моря людей. А некоторым пилотам посреди этого моря людей пришлось даже завершать гонку.

Гран-При Великобритании 1987 года. Пике с достоинством воспринял поражение и на подиуме тепло поздравил Мэнселла с победой.

Гран-При Великобритании 1987 года. Пике с достоинством воспринял поражение и на подиуме искренне поздравил Мэнселла с победой.

За всё время первой турбоэры в Ф1 только двигателистам «Хонда» и только один раз удалось добиться такого результата: четыре первые места своих клиентов в итоговом протоколе гонки.

Гран-При Великобритании 1987 года. Впервые с момента прихода «Хонда» в Ф1 в качестве поставщика двигателей, весь подиум заняли их клиенты, а протеже двигателистов дополнил торжественный момент четвёртым местом.

Гран-При Великобритании 1987 года. Впервые с момента прихода «Хонда» в Ф1 в качестве поставщика двигателей весь подиум заняли их клиенты, а протеже двигателистов дополнил торжественный момент четвёртым местом.

А вот в прошлом году это достижение сначала повторил в Австрии и Италии, а потом перекрыл в России турбодвигатель «Мерседес». В Сочи сразу пять первых классифицированных болидов были оснащены двигателями этой марки. Правда и клиентов у прошлогоднего «Мерседес» было побольше: восемь пилотов из двадцати двух. А результат турбированной «Хонда» 1987 года обеспечили все до единого имеющиеся в наличии клиенты.

Гран-При России 2014 года. На подиуме только клиенты «Мерседес». А ещё два клиента немецких двигателистов, финишировавшие на четвёртом и пятом местах, позволили марке «Мерседес» установить рекорд для турбодвигателей.

Гран-При России 2014 года. На подиуме только клиенты «Мерседес». А ещё два клиента немецких двигателистов, финишировавшие на четвёртом и пятом местах, позволили марке «Мерседес» установить рекорд для турбодвигателей.

Вспоминай «Хонда» былые достижения. И стремись, стремись, стремись… Клиентов должно быть больше, а их результаты выше.

 

Автор статьи: ROMAN grosjean (июль 2015 года)

1 Отзыв