Короли и капуста. Почему «Формула-1» превратилась в ширпотреб

07.07.2015 09:01

Берни и Тодт

Торжество электроники

Человек – главное, вокруг чего крутится спорт. Пока между собой сражаются люди и результат зависит только от них – соревнования популярны. Иначе происходит ситуация, подобная проблемам фигурного катания, где новая система оценок окончательно отпугнула зрителей от экранов. Боссы «Формулы-1» забыли об этом, лишив гонщиков индивидуальности. Педали газа, тормоза и руль – рычаги приложения усилий гонщика, которые рождают уникальное поведение машины на трассе. По нынешним правилам ни одна из систем не контролируется пилотом на 100%. Усилитель руля – меньшее из зол, лишь помогает тратить меньше сил за время гонки и точнее контролировать машину на высокой скорости.

Педаль газа живет своей жизнью. Трекшн-контроль официально запрещен, но есть гибридный двигатель, которым управляет программа. В 70-е пилот нажимал педаль, в двигателе открывались заслонки, и воздушно-топливная смесь подавалась в цилиндры. Прямая связь. Сегодня ДВС болида напрямую связан с педалью, но выдает лишь часть общей мощности. Еще 162 л/с добавляет электромотор, и то, как сработают в тандеме эти устройства, решают инженеры, заранее настраивая реакцию программы на педаль газа в той или иной ситуации.

Тормоза по проводам – тренд «Формулы-1». Система рекуперации (ERC) получает тепловую энергию от задних тормозов, изменяя их баланс, причем нелинейно, в зависимости от режима работы (забирается энергия или нет). Адекватным решением стало создание системы, в которой тормоза управляются электроникой (вносящей нужные коррективы). Вот только такой подход еще больше отдалил пилота от его машины. И дело даже не в опасных сходах из-за отказа brake-by-wire (для экстренных случаев есть резервный гидроцилиндр, работающий механически), сколько в потере индивидуального стиля. Торможение – важнейший параметр, отличающий одного пилота от другого, теперь работает шаблонно, заставляя гонщиков ехать в одном стиле.

Игорь Ермилин (экс-президент Федерации автоспорта и туризма России): «С моей точки зрения, Федерация ведет непрофессиональную техническую политику. Несколько лет назад команды и FIA получили больше прав и решили поиграть в научный прогресс и передовые технологии. Начали придумывать новые требования, которые привели к таким тратам и ненадежности новых силовых агрегатов. Исследования и разработки привели к росту затрат на силовые установки, и это легло непомерным грузом на бюджеты многих команд. При этом системы не отличаются надежностью. А главное, это все практически привело к исключению гонщика из процесса». (Известия)

Деньги решают

Маньи-Кур, Имола, Нюрбургринг, кто следующий? «Формула-1» теряет исторические автодромы быстрее, чем люди забывают Проста, Лауду, Вильнева. Трассу Сильверстоун, принимавшую текущий этап, едва сохранили в календаре. Причем модернизация вовсе не проблема, та же немецкая трасса отвечает всем требованиям. Непомерные взносы, доходящие до 40 миллионов евро в год, – вот главная причина. Например, Монца, чтобы сохранить гонку, должна платить 20 миллионов евро, а Экклстоун считает, что потеря легендарной трассы не станет проблемой.

Окупить постройку, ежегодный ремонт и обслуживание с помощью одних билетов не могут даже часто используемые немецкие автодромы, помогает реклама. Но кусок в 40 миллионов непросто отпилить от бюджета. Интересно, что ради привлечения новых трасс Берни Экклстоун снижает для них размер взносов. А трассы, возобновляющие контракт, платят по полной. И посему зрители наблюдают, как вереница машин едет по очередному безликому тилькедрому, безопасному и безвкусному, как картон.

Бюджет «Формулы-1» достигает огромных значений – еще в 2013 году он немного недотягивал до 2 миллиардов долларов. Зарабатывают эти деньги команды, которые создают машины, обслуживают их, нанимают пилотов (те работают на трассе и за ее пределами) и самостоятельно несут ответственность за финансовые риски (все команды). А схема распределения доходов более чем спорная: значительную часть денег получает управляющая организация, остальное уходит командам-лидерам, аутсайдерам перепадают сущие крохи.

Распределение доходов Ф-1

Богатые опытные команды с огромными возможностями зарабатывают много, а все остальные получают крохи. Это мешает выживать скромным частникам, не имеющим многомиллионных спонсорских контрактов и поддержки автопроизводителей. Перед новичками встает сразу три барьера на пути к успешной интеграции в пелотон. Первый – поставщики комплектующих, второй – инженерная база, третий – источник дохода. Отсюда и очевидные провалы всех новых команд.А ведь шоу создают не только лидеры – без проигравших не будет победителей, и справедливое распределение доходов никак не снизило бы конкурентоспособность Ferrari, Mercedes или Red Bull, зато вдохнуло бы жизнь в Manor, Lotus, Sauber. Марк Хьюз уверен, что огромные деньги только портят «Формулу-1», с ним соглашаются многие действующие лица.

Пэт Симондс (технический директор Williams): «Сегодняшняя бизнес-модель нежизнеспособна. У команд нет желания сесть и все изменить, многое происходит без должной прозрачности, хотя я считаю, что те, кто вкладывает много усилий в защиту своих завоеваний, должны ее обеспечить. Невозможно представить, чтобы в Ferrari сказали: «Парни, мы получили слишком много денег и поделимся с вами». Это нереально». (Autosport International Show)

Эдди Джордан (основатель команды Jordan): «Меня не устраивает, как организована современная «Формула-1». Это абсолютно несправедливо. В этом бизнесе главное – соревнование, он должен быть честным и восприниматься именно так. Но ничего этого нет. Без маленьких команд будет утрачен характер «Формулы-1». К ним относятся нечестно. Им лгали, их вводили в заблуждение, поскольку обещанное им ограничение бюджетов никогда не соблюдалось. Никто не обращал на это ни малейшего внимания». (Reuters)

Контролируемый застой

В стремлении сделать гонки максимально безопасными, а также искусственно сократить расходы команд, FIA установила правила, в итоге уничтожившие свободную конкуренцию. 20-30 лет назад из сезона в сезон появлялись новейшие технические решения, а отстающие команды прямо по ходу чемпионата меняли шасси, моторы, КПП и прочие детали, прибавляя и догоняя лидеров. Сейчас в «Формуле-1» действует правило пятилетней омологации двигателей. Фактически это означает, что представленные в 2014 году силовые агрегаты проработают до 2019 года. И если Renault сделал кусок ерунды вместо двигателя, то доводить до ума нужно именно этот агрегат, его нельзя заменить абсолютно новым.

Шасси тоже загнали в жесткие рамки. Его размеры и даже очертания во многом определены правилами, отсюда появление одинаковых машин с одинаковыми фаллическими недостатками в 2014 году.

Чудеса Ф-1

У инженеров по аэродинамике осталось минимум пространства для маневра, создание шедевра в стиле Коллина Чепмена сегодня попросту невозможно, машину следующего года легко нарисует даже ребенок – все предсказуемо и стабильно. Но сами команды не в силах что-то изменить, слишком малое влияние они имеют.

Кими Райкконен: «В «Формуле-1» слишком много вещей, которые важнее самих гонок. Слишком много политики, и никто не говорит, что он думает, потому что опасается, что слова могут вырвать из контекста» (spox.com).

Главный принцип автоспорта: «Подготовился лучше другого – побеждай». «Формула-1» окончательно потеряла его, отказавшись от свободы инженерной мысли, тестовых программ и параметров болида. Сезоны, в которых выступали машины с двумя-тремя типами двигателей, оказывались едва ли не самыми интересными и напряженными. Равенство не нужно спорту, а вот свобода и поощрение прогресса – просто необходимы.

Кристиан Хорнер, руководитель Red Bull, всерьез обеспокоен проблемой технического тупика: «Я бы сказал, что «Ф1» находится в критическом состоянии. «Формула-1» – это все еще фантастический продукт с огромным количеством фанатов и зрителей, для которых мы неспособны устроить хорошее шоу. Автомобили стали простыми в пилотировании, так что они уже не такие зрелищные на трассе. Нужно посетить Гудвуд (место проведения ежегодного фестиваля скорости с участием старых машин «Формулы-1»), чтобы понять, к чему мы пришли и с чего все начиналось» (F1news.ru).

Дорогая экономия

Искусственное ограничение бюджетов – строгий ошейник, раздражающий всех. С одной стороны, правило, по которому за сезон используются четыре двигателя, а КПП разрешено менять лишь после аварии или шести полных Гран-при, позволяет экономить на производстве важнейших и крайне дорогостоящих узлов. С другой – потери позиций при штрафах, затраты на разработку и стендовые испытания усложненных агрегатов приводят к дополнительным тратам, нивелирующим выгоду.

В борьбе за время на круге топовые команды нанимают новых специалистов, разрабатывают виртуозные схемы обмана правил и выжимают максимум из миллиметров свободного пространства. Все это стоит денег, которые вылетают в трубу после неудачных поисков. То же с тестами. Их объемы сократили до минимума, заставив команды работать над сложнейшими симуляторами, которые бесплатно никто не выдает.

Отмена дозаправок – единственное решение, сократившее расходы. Но какой ценой. Раньше зрители видели пилотов, выжимающих максимум из легких, скоростных болидов, настоящую погоню друг за другом с остановками на дозаправки. Теперь же гонщики больше похожи на водителей грузовиков или экомобилей, экономящих топливо и сохраняющих ровный темп на всей дистанции. «Формула-1» приближается к гонкам на выносливость, не имея главного их достоинства – продолжительности. Новые правила со 100 килограммами топлива и средним расходом в 100 кг/час – еще один ошейник, убивающий зрелищность. Экономия не к лицу «Королевским гонкам», которые не уничтожил даже топливный кризис 70-х.

«Формула-1» неотвратимо движется к революции. Уничтожить главную мировую автогоночную серию вряд ли возможно, но встряска неотвратима, иначе сама финансовая система быстро даст сбой. Необходимо кардинально менять финансовые условия, перерабатывать регламент и повышать привлекательность серии для производителей. А значит, нужно давать свободу конструкторам и вместо безопасности – повышать опасность гонок. Не дело, когда 17-летние парни без страха садятся в гоночный автомобиль и не стесняются идти в прямой контакт с машиной соперника. «Формула-1» не смертельные гонки, но без риска она никому не нужна.

Кристиан Хорнер

Источник

2 Отзыва