Нерезультативные серии пилотов «Формулы-1» за «МакЛарен»

02.07.2015 12:44

Нерезультативные серии пилотов «Формулы-1» за «МакЛарен»

 

Пилот команды «МакЛарен» Фернандо Алонсо в своих первых семи гонках текущего сезона не смог набрать ни одного очка. Для самого Фернандо это худшая нерезультативная серия в карьере с тех пор, как он ушёл из «Минарди». Но для «МакЛарен» такая нерезультативная серия одного из пилотов далеко не самая худшая. Ниже, в порядке убывания, приведены все случаи, когда пилоты Ф1 не набирали очков не менее чем в семи подряд гонках, проведенных на болидах марки «МакЛарен».

 

1. Серия из двадцати четырех нерезультативных Гран-При.

 

Рекорд в категории «Максимальная нерезультативная серия на болидах марки «МакЛарен» принадлежит Бретту Лангеру.

Бретт регулярно принимал участие в Гран-При Ф1 во второй половине семидесятых годов прошлого века. Мест в заводских командах Ф1 ему не находилось, так что все его старты были за частные команды, предоставляющие Лангеру свои места на коммерческой основе. В период с 1978 по 1979 год он провёл двадцать четыре Гран-При на клиентских болидах «МакЛарен».

Даже заводская команда «МакЛарен» находилась в этот период в состоянии кризиса. Что уж говорить о не самых актуальных клиентских шасси, которые, из-за небольших финансовых и технических возможностей маленьких частных команд, не подвергались даже минимальной самостоятельной модернизации. Результаты Лангера оказались соответствующими. На болидах «МакЛарен» им не было заработано ни одного очка. Дважды Бретт не прошёл предквалификацию, четыре раза отсеялся в квалификации. Лучший квалификационный результат - 13 место на стартовом поле. Правда, из восемнадцати стартов в гонке до клетчатого флага он доехал десять раз. И пять раз попал при этом в первую десятку пилотов, однажды заняв даже седьмое место в преддверии очковой зоны. Но такие результаты были получены вследствие обычного для тех лет большого числа сходов более быстрых соперников. Вот всех тех гонках, где число сходов по техническим причинам оказывалось небольшим, Бретт в итоговых протоколах обретался во вторых десятках классифицированных пилотов.

Гран-При Германии 1977 года. Бретт Лангер прошёл квалификацию, но в гонке занимал последнее место с момента старта до момента схода на 21 круге.

Гран-При Германии 1977 года. Бретт Лангер прошёл квалификацию, но в гонке занимал последнее место с момента старта до момента схода на 21 круге.

 

2. Серия из шестнадцати нерезультативных Гран-При.

 

«МакЛарен» был второй командой Ф1 для многообещающего молодого французского пилота Патрика Тамбэ. Но пришёл Патрик в эту конюшню в 1978 году, когда команду поразил глубокий спортивный кризис. Учитывая, что «МакЛарен» времён Тедди Майера была командой одного (первого) пилота, и этим первым пилотом был не Тамбэ, не удивительно, что Патрику в 1979 году удался абсолютный антирекорд в истории команды: ни одного набранного очка за полный сезон. С учётом последнего Гран-При сезона 1978 года, нерезультативная серия Патрика в «МакЛарен» составила шестнадцать гонок. За это время Тамбэ дважды не прошёл квалификацию и только один раз квалифицировался в первой десятке (девятое место на стартовом поле). Шесть раз француз добрался до финиша, пять из них в первой десятке, лучший результат - седьмое место. Но, как и в случае с Бреттом Лангером, самые высокие места в итоговом протоколе Патрик получал только с учётом схода нескольких пилотов, которые по ходу гонки уверенно его опережали.

Гран-При США (Запад) 1977 года. В своей последней гонке за «МакЛарен» Патрик Тамбэ выступал на болиде нестандартной расцветки (в цветах спонсора Lowenbrau). Стартовав с далёкого 22-го места, до финиша не добрался.

Гран-При США (Запад) 1979 года. В своей последней гонке за «МакЛарен» Патрик Тамбэ выступал на болиде нестандартной расцветки (в цветах спонсора Lowenbrau). Стартовав с далёкого 22-го места, до финиша не добрался.

 

3. Серия из одиннадцати нерезультативных Гран-При.

 

Кризис в «МакЛарен» продолжался и в начале восьмидесятых годов. Поэтому в число «призёров» по числу нерезультативных гонок за «МакЛарен» вошёл ещё один гонщик того периода времени.

Андреа де Чезарис в 1981 году набрал за весь сезон в «МакЛарен» всего одно очко. Заработал он это очко на четвёртом этапе чемпионата, а оставшиеся до конца сезона одиннадцать Гран-При и превратились в указанную нерезультативную серию. Квалифицировался на этом отрезке де Чезарис порой весьма неплохо (два подряд старта с третьей линии стартового поля), но только четыре раза добрался до финиша. Дважды был классифицирован в первой десятке пилотов, в том числе один раз на седьмом месте. Но в целом в отношении лучших результатов де Чезариса полностью справедливо то, что написано выше в отношении лучших результатов Лангера и Тамбэ.

Гран-При Франции 1981 года. В начальной стадии гонки Андреа де Чезарес идёт на четвёртом месте (на заднем плане Жиль Вильнев на «Феррари»). Но из-за технических проблем до финиша доберётся только на одиннадцатом месте в двух кругах позади лидеров.

Гран-При Франции 1981 года. В начальной стадии гонки Андреа де Чезарес идёт на четвёртом месте (на заднем плане Жиль Вильнев на «Феррари»). Но из-за технических проблем до финиша доберётся только на одиннадцатом месте в двух кругах позади лидеров.

 

4. Серия из десяти нерезультативных Гран-При.

 

Данная серия принадлежит Андреа де Адамичу и с ней связана достаточно любопытная история.

В сезоне 1970 года команда «МакЛарен» не относилась к числу слабаков. И Брюс МакЛарен, до своей трагической гибели, и Денни Хьюм регулярно боролись не только за попадание в очки, но и за попадание на подиум. Однако в межсезонье, для улучшения финансового состояния команды, Брюс МакЛарен принял решение о создании на коммерческой основе третьей вакансии пилота. Концерн «Альфа-Ромео» проплатил участие в большинстве гонок сезона в третьем болиде «МакЛарен» своего протеже Андреа де Адамича. Но в комплекте с денежным пилотом шли… двигатели «Альфа-Ромео». Так что Брюсу пришлось дорабатывать один из своих болидов, проектировавшихся под двигатель «Форд-Косворт», под установку другого типа двигателя.

И в то время как болиды «МакЛарен-Форд Косворт» позволяли своим пилотам зарабатывать очки в Личный Зачёт, Андреа де Адамич на «МакЛарен-Альфа-Ромео» лишь в половине из своих десяти попыток прошёл квалификацию (лучший результат в квалификации - двенадцатый) и только два раза добрался до финиша, однажды получив аж восьмое место в итоговом протоколе, исключительно за счёт большого числа сходов более быстрых соперников.

Гран-При Канады 1970 года. В предпоследней своей гонке за «МакЛарен» Андреа де Адамич стартовал с лучшей для себя в сезоне 12-й позиции, но до финиша не добрался.

Гран-При Канады 1970 года. В предпоследней своей гонке за «МакЛарен-Альфа-Ромео» Андреа де Адамич стартовал с лучшей для себя в сезоне 12-й позиции, но до финиша не добрался.

 

5-6. Серия из девяти нерезультативных Гран-При.

 

В «МакЛарен» Питер Гетин появился в 1970 году после гибели Брюса МакЛарена. В том же 1970-м единственный раз финишировал в очках за эту команду. И дальше, вплоть до досрочного расторжения контракта в 1971 году, провёл девять нерезультативных гонок. В квалификации за этот период лучшим результатом стало седьмое место (единственное попадание в десятку лучших). В гонках до финиша добрался только три раза с лучшим результатом в виде одного восьмого места, полученного в наследство после сходов нескольких впередиидущих соперников.

Гран-При Германии 1971 года. Последняя гонка Питера Гетина за «МакЛарен». Старт с 19-го места и сход в результате гоночного инцидента. Следующую гонку Питер проведёт уже за «БРМ», где со второй попытки выиграет Гран-При.

Гран-При Германии 1971 года. Последняя гонка Питера Гетина за «МакЛарен». Старт с 19-го места и сход в результате гоночного инцидента. Следующую гонку Питер проведёт уже за «БРМ», где со второй попытки выиграет Гран-При.

 

Теперь речь пойдёт о самой растянутой во времени нерезультативной серии. Ибо началась она в 1968 году, а закончилась только в 1971-м. Йоаким Боннье в конце шестидесятых начале семидесятых годов выступал в гонках Ф1 на клиентских болидах как частный пилот своей собственной команды. По ходу сезона 1968 года Йоаким испробовал три типа клиентских болидов, одним из которых был «МакЛарен». После единственной результативной гонки за эту марку болида и стартовала отчётная нерезультативная серия Боннье, к концу 1968 года насчитывавшая только две гонки. В 1970 году Боннье вновь вернулся к использованию клиентских болидов «МакЛарен» и в периодических стартах до конца 1971 года довёл свою нерезультативную серию на болидах этой марки до девяти Гран-При. Выше семнадцатого места в квалификации по ходу этой серии Йоаким не поднимался, дважды квалификацию не прошёл вовсе. До финиша добрался всего один раз, получив десятое место в итоговом протоколе гонки.

Гран-При Италии 1968 года. В этой гонке Йоаким Боннье сделал единственный результативный финиш на «МакЛарен». Со следующей гонки откроется нерезультативная серия Йоакима на болидах этой марки, растянувшаяся почти на три года.

Гран-При Италии 1968 года. В этой гонке Йоаким Боннье сделал единственный результативный финиш на «МакЛарен». Со следующей гонки откроется нерезультативная серия Йоакима на болидах этой марки, растянувшаяся почти на три года.

 

7-9. Серия из восьми нерезультативных Гран-При.

 

Наконец-то дошла очередь в заметке и до пилотов чемпионского уровня. В сезоне 1995 года «МакЛарен» проводил свой первый сезон с двигателем «Мерседес» и значительно уступал своим соседям по «Большой четвёрке Ф1» того времени («Уильямс», «Бенеттон», «Феррари», «МакЛарен»). Не на высоте была и надёжность как болида так и двигателя. Поэтому месту Мики Хаккинена в этом списке удивляться не стоит. Восемь гонок подряд по ходу сезона будущий двукратный чемпион мира оставался на голодном пайке. Семь отказов техники, в том числе три отказа двигателя, и один финиш на седьмом месте. При том, что в квалификации худшим результатом стало одно девятое место, а однажды Мика пробился на второй ряд стартового поля.

Гран-При Канады 1995 года. Фото с квалификационных заездов. Разгар нерезультативной серии Мики Хаккинена. Четвёртый подряд сход с дистанции. На этот раз техника отказать не успела. Мика разбил болид в гоночном инциденте в начале гонки.

Гран-При Канады 1995 года. Фото с квалификационных заездов. Разгар нерезультативной серии Мики Хаккинена. Четвёртый подряд сход с дистанции. На этот раз техника отказать не успела. Мика разбил болид в гоночном инциденте в начале гонки.

 

И вновь период кризиса в «МакЛарен». 1980 год. На фоне сильно дебютировавшего в статусе первого номера команды Алена Проста, более опытный Джон Уотсон не блистал и в промежутке между двумя четвёртыми местами в гонках, ставшими его единственными результативными финишами того сезона, провёл серию из восьми подряд нерезультативных гонок. Лучшим результатом в квалификации за этот период для Джона стало девятое место, один раз квалификация оказалась непроходимым препятствием. В половине гонок этого периода Уотсон до финиша не добрался, а лучшим результатом для него стало седьмое место, полученное может быть и по делу, но со значительным отставанием от шестого места.

Гран-При Голландии 1980 года. Стартовал Джон Уотсон с наиболее высокого в своей нерезультативной серии 9-го места. Но до финиша в очередной раз не добрался.

Гран-При Голландии 1980 года. Стартовал Джон Уотсон с наиболее высокого в своей нерезультативной серии 9-го места. Но до финиша в очередной раз не добрался.

 

Эмилио де Виллота, отец ныне покойной Марии де Виллоты, большинство своих попыток пробиться на старт Гран-При (восемь из четырнадцати) предпринял именно на болидах «МакЛарен», принадлежащих небольшим частным командам (семь попыток в 1977 году и ещё одна в 1978 году). И только марка «МакЛарен» дважды (оба раза в 1977 году) позволила ему преодолеть сито квалификации с лучшим результатом в виде двадцать третьего места. Оба раза Эмилио сумел классифицироваться по итогам гонки. Но его лучшим результатом стало тринадцатое место с отставанием в несколько кругов от лидеров.

Гран-При Испании 1977 года. Первое выступление Эмилио де Виллоты на клиентском «МакЛарен». В квалификации 23-й, в гонке - 13-й. Более лучших результатов у Эмилио уже не будет.

Гран-При Испании 1977 года. Первое выступление Эмилио де Виллоты на клиентском «МакЛарен». В квалификации 23-й, в гонке - 13-й. Более хороших результатов у Эмилио уже не будет.

 

10-12. Серия из семи нерезультативных Гран-При.

 

Не обойтись в этой заметке без отца-основателя команды «МакЛарен». На второй год существования (1967 год) дела у команды шли не очень. Брюс МакЛарен даже был вынужден временно приостановить её участие в чемпионате и в качестве пилота некоторое время защищал цвета англо-американской команды «Игл». Нерезультативная серия гонок Брюса за рулем собственного болида собственной команды началась ещё до того как Брюс приостановил её участие в чемпионате, продолжилась после возобновления выступлений в 1967 году и плавно перетекла в сезон 1968 года, набрав в сумме семь нерезультативных гонок. И дело было не в слабости, а в ненадёжности техники. В квалификации Брюс стабильно занимал места не ниже девятого, регулярно уходя в гонку со второго и третьего рядов стартового поля. А вот в гонках техника так же стабильно подводила. Даже в той единственной за весь нерезультативный период гонке, в которой МакЛарен добрался до финиша, классифицировавшись седьмым, он потерял четыре круга на ремонте в боксах, а до начала проявления технических проблем шёл на втором месте. Зато прервалась нерезультативная серия Брюса триумфально – первой в истории команды победой в Гран-При, что только подчеркнуло потенциал сильного, но ненадёжного болида «МакЛарен» того времени.

Гран-При Канады 1967 года. Единственная гонка нерезультативной серии Брюса МакЛарена, в которой он добрался до финиша после долгого ремонта в боксах.

Гран-При Канады 1967 года. Единственная гонка нерезультативной серии Брюса МакЛарена, в которой он добрался до финиша после долгого ремонта в боксах.

 

Джон Уотсон стал единственным героем заметки, представленным сразу в двух её разделах. Ибо последний финиш Джона в очках в сезоне 1980 года разделил собой две нерезультативных серии североирландца в «МакЛарен». Вторая серия началась в том же 1980-м и продолжилась в 1981 году, растянувшись в итоге семь гонок. В квалификации Джон в это время более-менее регулярно пробивался в первую десятку пилотов с наивысшим достижением в виде пятого места на стартовой решётке, в гонках же дела обстояли хуже: помимо трёх сходов Джон добился только одного седьмого места не без помощи обстоятельств в виде сходов более быстрых конкурентов.

Гран-При Монако 1981 года. Завершающая гонка второй нерезультативной серии Джона Уотсона в «МакЛарен». В трёх последующих гонках Джон последовательно постоит на всех трёх ступенях подиума, от самой низкой до самой высокой.

Гран-При Монако 1981 года. Завершающая гонка второй нерезультативной серии Джона Уотсона в «МакЛарен». В трёх последующих гонках Джон последовательно постоит на всех трёх ступенях подиума, от самой низкой до самой высокой.

 

Ну и на последней строчке данного печального рейтинга стоит нынешний пилот «МакЛарен» Фернандо Алонсо. В ходе своего первого пришествия в «МакЛарен» Фернандо лишь в одной гонке остался без очков, когда утратил контроль над своим болидом и разбил его, находясь до этого на уверенном втором месте. За время второго же пришествия провёл на текущий момент семь гонок. Лучший результат в квалификации – тринадцатое место. Лучший результат в гонке – одиннадцатое место. Пять сходов по техническим и не только причинам.

Останется ли Фернандо на этой «почётной» последней строке или с каждым новым этапом текущего сезона станет подниматься всё выше и выше, оставляя позади себя всё больше и больше «исторических серийных неудачников», покажет время.

Гран-При Австрии 2015 года. Седьмая подряд гонка без очков для Фернандо Алонсо, завершившаяся ранним сходом из-за того, что испанец «просто, оказался не в том месте».

Гран-При Австрии 2015 года. Седьмая подряд гонка без очков для Фернандо Алонсо, завершившаяся ранним сходом из-за того, что испанец «просто, оказался не в том месте».

 

Ну и напоследок об абсолютных величинах. Всё-таки, по современной категории начисления очков, почти все герои моей текущей заметки, кроме Эмилио де Виллоты и Фернандо Алонсо, свои нерезультативные серии серьёзно бы укоротили. И если взять нынешние результаты Фернандо за абсолют и подсчитать, а какие же были серии в истории «МакЛарен», когда пилоты заводской команды или частных команд с клиентскими болидами данной марки несколько Гран-При подряд не попадали даже в десятку лучших ни в квалификации, ни в гонке (сюда засчитывается и непрохождение квалификации), то Фернандо окажется гораздо ближе к вершине рейтинга, располагаясь в нём на второй строке. Делить с ним это второе место будут Йоаким Боннье и Андреа де Адамич с такими же сериями в семь гонок. А выше них будет только тот же Эмилио де Виллота, с его не изменившейся серией из восьми Гран-При. И в этом печальном рейтинге Фернандо до «вершины» остался всего один шаг. Будет ли этот шаг сделан в Великобритании? Поживём, увидим. Ждать недолго.

«…в этом печальном рейтинге Фернандо до «вершины» остался всего один шаг. Будет ли этот шаг сделан…»

«…в этом печальном рейтинге Фернандо до «вершины» остался всего один шаг. Будет ли этот шаг сделан…»

 

Автор статьи: ROMAN grosjean (июнь 2015 года)

3 Отзыва