Человек, заложивший фундамент возрождения Williams.

29.12.2012 16:50

Есть люди, после первого взгляда на которых чувствуешь, что они могут изменить многое. Eсть в них какая-то энергетика, которая позволяет им брать на себя неподъемные ноши, на кого возлагают большие надежды. К числу таких я причисляю и Адама Пара, бывшего исполнительного директора и президента Williams. Его появлению в паддоке поспособствовал назревающий кризис в составе некогда самой боевой команды Формулы 1. Сэр Фрэнк давно уже сделал для себя вывод, что его усилий явно недостаточно для возврата конюшни на «топ» позиции. К своему неудовольствию, он не находил среди ближайшего окружения людей, которым он смог бы вручить ключи от всех подсобных помещений собственного гаража. С учетом тенденций развития Формулы 1 его выбор пал на Адама Пара, достаточно успешного и не совсем юного бизнесмена. Акулы бизнеса помолодели, но не всем же удается пригласить в свою фирму Цукерберга.

Момент для вливания свежей крови был выбран исходя из сложившейся ситуации. Команда Williams переживала сложный системный кризис, который грозил перерасти в крутое пике. Молодой бизнесмен взялся за дело, засучив рукава, и плоды его усилий не заставили себя ждать. Многие подразделения начинали выходить на самоокупаемость, Адам стал частым гостем на Ближнем Востоке – дела пошли на лад. Однако успехи команды на треке не стали такими сногсшибательными, как того ожидал старина Фрэнк. Конечно, команда в хвосте пелетона не плелась, но и шампанским с подиумов не была избалована. Адам Парр считал, что необходимо сначала взяться за строительство надежного фундамента в бизнесе, а уже потом развивать экономически затратные составляющие. К счастью сэр Фрэнк нашел убедительные аргументы, которые заставили Пара изменить свой подход к команде, поскольку именно она была прародителем и основным направлением бизнеса Фрэнка Уильямса. Наверное, не последней составляющей явился тот факт, что возраст основателя конюшни, да и состояние его здоровья не оставляли много времени для «налаживания» инфраструктуры. Сэр Фрэнк хотел перед заслуженным уходом увидеть возрождение конюшни в стиле птицы Феникс, победы и кубки, а не прибыли на счетах.

Новое лицо в паддоке – это всегда интересно. На первых порах Адам не утруждал себя появлением на каждом Гран При. Но времена меняются, сэр Фрэнк физически не мог выполнять обязанности витрины команды. Парр отличался от многих новичков тем, что по многим вопросам у него было свое мнение, причем, он не стеснялся его высказывать и, при необходимости, отстаивать свою точку зрения. Авторитет его рос не по дням, не многим нравилось такое положение вещей. В частности, Берни Экклстоун, нередко критически высказывался о новациях в бизнесе, которому он посвятил всю свою жизнь. Назревал конфликт «отцов и детей», но до поры эта ситуация благополучно сглаживалась тактом Парра и мудростью Берни. По мере того, как Адам изучал карту глубин террариума, его понимание бизнеса, в том виде, к которому он привык, не позволяло ему мириться с существующим порядком. Формула 1 состоит не только из Гран При. Многие вопросы решаются в тени кабинетов и остаются недоступными для болельщиков и зрителей. Помимо интересов FOM существуют еще и интересы каждой из команд, а на этом поле боя Адам не собирался уступать стычки даже такой акуле как Берни. Градус противостояния постепенно повышался, пока не вылился в неприкрытую войну Берни по отношению к команде. Парр ведь представлял не просто команду, а коллектив, который имеет в своем активе множество КК и ЧМ.

Тем временем на календаре наступил 2011 год. Конструкторский штаб Williams подготовился к сезону, мягко говоря, неудачно. И хоть в конструкции болида были определенные новации, на скорость они практически не повлияли. Уже первые гонки показали, что сезон будет провальным. Поэтому Парр принял пожарные меры по комплектации конструкторского бюро. В мае Адам пригласил в Williams Майка Кофлэна, бывшего конструктора McLaren. Тот в свою очередь привлек к сотрудничеству Джейсона Соммервиля, возглавившего департамент аэродинамики, и Марка Гиллана, занявший пост главного инженера. Концентрация под одной крышей большого количества талантливых людей не проходит бесследно. Мало того, что Адам воевал не внешнем фронте, баталии развернулись и на внутреннем. Горбатого, как известно, только могила может исправить, поэтому споры в КБ ради повышения скорости неудачной конструкции закончились первой жертвой. В отставку подал Сэм Майкл. В своей книге «The Art of the War. Five Years in Formula One» (Искусство ведения военных действий. Пять лет в Формуле 1) Адам признается, что это была серьезная потеря для команды. В своих планах Парр отводил особую роль этому человеку. Не без оснований, он считал, что Сэм именно тот специалист, с которым ему придется отражать атаки после ухода с арены старины Фрэнка. Однако в момент принятия решения Адам не смог оказать Майклу необходимой поддержки и случилось то, что случилось.

Жертвы не бывают напрасными, а также единичными, и Адам должен был задуматься над тем, что в его обороне пробита серьезная брешь. Сезон 2011 был провален окончательно, команда заработала всего пять очков, такого в её истории еще не бывало и пожарная команда топ-менеджеров принялась искать выход из создавшейся ситуации. Для начала решено было отказаться от услуг Рубенса Барикелло, неудовлетворенные амбиции которого частенько извергались потоками неуместной критики. Когда тонет корабль не время критиковать капитана или штурмана, надо качать воду из трюмов и заделывать пробоины – Рубиньо списали на берег, число жертв увеличилось!

Перед руководством встала дилемма. Либо пригласить топ-пилота либо середнячка, но с хорошим спонсорским пакетом. Начали с Райкконена. Кими пригласили на базу, обговорили ситуацию, показали достижения и приоткрыли занавес с планов на будущее. В теории финну все понравилось, но у него были и встречные предложения. Тут на заседании Совета Директоров разгорелись горячие дебаты: «А стоит ли приглашать ЧМ-2007?». Боевой настрой и решимость летучего финна произвели впечатление на Парра. Вопрос был только в спортивных кондициях и своеобразной манере общения – это было новостью для Адама. Не привык он к таким вещам, да и недооценил талант пилота, с которым познакомился. Один из членов Совета считал, что контракт с Кими необходимо заключать при любых условиях, но Парр решил не рисковать. У него перед глазами встал образ недавно ушедшего ветерана, и рука не поднялась подписать практически готовый контракт. Кроме того, по-прежнему оставалась неясной скорость новоиспеченного FW34, какие уж тут гарантии скорости, которых требовал Кими. Команда остро нуждалась в притоке финансов и на вакантное место взяли Бруно со звездной фамилией, как компромисс.

Между тем баталии на внешнем фронте набирали все большие обороты. Наметившийся раскол FOTA внес определенные коррективы в стратегию Парра, как исполнительного директора и президента конюшни. Его категорически не устраивала методика дележа прибыли между командами. За его спиной была звездная команда со славной историей, которая неоднократно вписывала имена своих пилотов на самые разнообразные кубки, но в деле дележа добычи Берни на Берни не производили впечатление старые заслуги. Он больше уважал крепкие зубы и стальные финансовые бицепсы сегодня, чем сказки о романтике, но вчера. Если в работе мозга Парр еще мог составить конкуренцию старому кукловоду, то в деле создания заговоров конкуренция отсутствовала напрочь. Однажды Экклстоун намекнул, что несговорчивая позиция молодого президента может негативно повлиять на заключение договора с командой и Адам понял, что угроза адресована лично ему. Выхода ему не оставили, а поскольку он был командным игроком, то не стал затягивать с заявлением об отставке.

Фрэнк Уильямс прекрасно осведомлен о методах управления, которые исповедует Берни. Но за его спиной отлаженный механизм и коллектив специалистов, который необходимо сохранить, поэтому, уговаривать Парра, поменять позицию, не стал. Так закончилась одиссея Адама в Формуле 1. Конечно, годы, проведенные в акульей стае, он не забудет ещё очень долго. Впечатлений набралось так много, что Парр решил их обнародовать своеобразным способом. В конце 2012-го на полки европейских магазинов попала книга комиксов «The Art of the War. Five Years in Formula One» (Искусство ведения военных действий. Пять лет в Формуле 1). Бывший перспективный менеджер и фаворит самого Фрэнка Уильямса в оригинальной форме описал закулисную жизнь Королевы автомобильного спорта, свидетелем и активным участником которой он был на протяжении пяти лет. К чести автора надо признать, что он попытался максимально избежать скандальности, повествование достаточно позитивно по своей сути и не содержит элементов жесткой критики. Так при описании таких мэтров Закулисья, как Берни и Флавио, он только намекает на оригинальные манеры одного и оригинальный итальянский акцент другого, но ничего более язвительного. Немного ранее Парр пытался поставить вопрос перед Еврокомиссией о механизме перераспределения средств в Формуле 1, но пока до официальных шагов не дошел. Да и неизвестно, решится ли он объявить открытую войну боссу Ф-1? Дело в том, что ни он. ни кто другой. не в силах спрогнозировать результаты этой войны. Хорошо, если она закончится только отставкой Главного Клоуна Большого Цирка, но, при определенных условиях, под угрозой может быть и само существование такого мероприятия, как Формула 1. А этого и сам Парр себе не простит.

В январском 2013 года номере журнала F1 Racing опубликовано интервью с Парром, который, уйдя со сцены, предпочел вести спокойную жизнь вдали от суеты паддока, занимаясь будущей диссертацией и сочиняя книгу мемуаров. Он, по-прежнему, с нескрываемым интересом следит за жизнью команды. Радуется победам и огорчается сходам пилотов. Все, что он мог отдать этому коллективу, он отдал. Теперь ему нужно переосмыслить многие вещи. Жизненных дорог перед ним много, но пересекутся ли они с Формулой 1 – неизвестно. Жизнь продолжается!
4 Отзыва