Великие моменты прошлого: Гран-При Монако 1933 года

13.05.2015 17:19

Великие моменты прошлого: Гран-При Монако 1933 года.

В период с 20 по 23 апреля 1933 года состоялся пятый по счёту Гран-Пи Монако. Эта гонка имеет особый статус среди автогоночных состязаний тех лет. Впервые на территории Европы тренировочные заезды, проводимые в течение двух дней перед гонкой (для Монако уже тогда это были четверг и пятница), получили квалификационный статус. Теперь позиции пилотов на стартовой решётке зависели не от слепого жребия и решения руководства команд, а от того времени, которое гонщики показывали в ходе этих квалификационных заездов.

Идея была не нова. Именно так много лет определялись позиции участников соревнований на старте в знаменитой «Инди-500».

Традиционно для Монако квалификационные заезды состоялись рано утром, с шести до семи часов утра, чтобы потом освободить дороги для обычного транспорта.

Нововведение показало себя с первой же попытки. В четверг ориентир всем прочим участникам заездов задали гонщики частной команды, использующей болиды «Альфа-Ромео»: монегаск Луи Широн и его партнёр по команде, один из фаворитов грядущей гонки, Рудольф Караччиола. Они преодолели свой лучший круг за 2 минуты 3 секунды. Время определялось с точностью до целых секунд. Преимущество на стартовой позиции в случае равенства квалификационных результатов получал тот пилот, который установил время первым. В данном случае это был кумир местных болельщиков Широн.

Преимущество более высокой стартовой позиции в Монако было очевидно. И теперь прочим гонщикам предстояло, используя данное время в качестве ориентира, не просто ехать по кругу, изучая трассу и изыскивая наиболее подходящие настройки на гонку, но пытаться сделать это на как можно более высокой скорости. И уже в четверг эта погоня за скоростью привела к двум серьёзным авариям практически в одном и том же месте трассы.

Сначала Тацио Нуволари в погоне за секундами разбил в вираже Tabac свою «Альфа-Ромео» (Нуволари был пилотом команды «Скудерия Феррари», собственных болидов в то время не строившей), но сам при этом не пострадал. А немного позже в том же вираже в аварию попал Караччиола. Для немца всё закончилось достаточно сложным переломом бедра. Первым на помощь пострадавшему пилоту пришёл Широн, остановивший свой автомобиль у места аварии Караччиолы. Потом присоединились зрители, один из которых оказался с опытом оказания первой помощи пострадавшим. Под его руководством Рудольфа усадили на стул, позаимствованный в расположенной неподалёку табачной лавке (собственно, поэтому вираж и имел «табачное» название) и осторожно отнесли в ту же самую лавку, где травмированный гонщик дождался приезда кареты «Медицинской помощи». Больше чем на год один из лучших пилотов Европы оказался вне гонок.

 20 апреля 1933 года. Квалификация перед Гран-При Монако.

20 апреля 1933 года. Квалификация перед Гран-При Монако. Рудольфа Караччиолу, получившего в аварии сложный перелом бедра, на стуле несут в табачную лавку где ему предстоит дожидаться медиков.

Время, которое успел показать Караччиола, дало бы ему право в воскресенье стартовать с первого ряда. А единственным пилотом сумевшим превзойти время, установленное ещё в четверг Широном и Караччиолой, а так же повторённое в пятницу ещё одним гонщиком «Скудерии Феррари» Марио Борзаккини, оказался Акиле Варци, пилотировавший автомобиль марки «Бугатти».

23 апреля 1933 года. Болиды выстроены на стартовом поле перед началом Гран-При Монако.

 23 апреля 1933 года. Болиды выстроены на стартовом поле перед началом Гран-При Монако. В первом ряду стоят «Бугатти» Акиле Варци (стартовый номер «10»), а так же две «Альфа-Ромео» Луи Широна (стартовый номер «16») и Марио Борзаккини (стартовый номер «26»). Дымом от двигателя болида Варци почти скрыт ещё один «Альфа-Ромео» Тацио Нуволари (стартовый номер «28»).

 

23 апреля 1933 года. Старт Гран-При Монако. Акиле Варци и Марио Борзаккини вырываются вперёд. Луи Широн старт провалил. За спиной Варци на некотором удалении Тацио Нуволари.

23 апреля 1933 года. Старт Гран-При Монако. Акиле Варци и Марио Борзаккини вырываются вперёд. Луи Широн старт провалил. За спиной Варци на некотором удалении Тацио Нуволари.

О самом Гран-При Монако 1933 года написано немало статей как на иностранных языках, так и на русском. Почти непрерывная на протяжении всей гонки дуэль за победу между «Бугатти» Акиле Варци и «Альфа-Ромео» Тацио Нуволари, сопровождаемая двадцать одной сменой лидера, по праву считается одним из самых ярких бриллиантов в истории довоенных автогонок класса Гран-При.

В своей статье я бы хотел отдать должное ещё одному герою, значительно украсившему эту гонку своей боевитостью. Речь идёт о Филиппе Этанселине (том самом, что два года спустя, здесь же в Монако испортит гонку пилоту «Мерседес» Рудольфу Караччиоле, о чём я уже писал в своей статье «80 ЛЕТ первой победе «Мерседес» в зачётном Гран-При»).

В этой гонке Этанселин, как и многие другие пилоты, выступал за рулём «Альфа-Ромео». Но он не был членом ни одного более-менее крупного гоночного коллектива, имеющего возможность нанимать нескольких пилотов и большую бригаду механиков, платя им зарплату помимо призовых за участие в гонках. Филипп представлял самого себя. А готовить к гонкам приобретённый на собственные деньги гоночный автомобиль ему помогала небольшая группа друзей.

Тем не менее, если не считать захватывающей дух дуэли за первое место, именно Филипп был чуть ли не единственным светлым пятном среди остального пелетона.

Непосредственно после старта гонки, он какое-то время провёл на пятом месте. Потом пробился на третью позицию.

23 апреля 1933 года. Первые круги Гран-При Монако.

23 апреля 1933 года. Первые круги Гран-При Монако. На фотографии представлена группа пилотов, занимающих места с третьего по пятое: Марио Борзаккини, Марсель Лехоу («Бугатти», стартовый номер «20»), Филипп Этанселин (стартовый номер «18»). Этанселин вскоре возглавит эту группу, которая, после отказа техники у Лехоу, превратится во второй достаточно примечательный дуэт этой гонки.

Долгое время он поддерживал темп двух лидеров Варци и Нуволари, которые в это время уже писали историю своего знаменитого противостояния в этой гонке. Любопытно, что Филипп подобно буксиру тащил за собой ещё одного участника гонки Марио Борзаккини. В самом деле. Какое-то время четыре автомобиля Варци и Нуволари (регулярно меняющихся местами), а так же Этанселина и Борзаккини (сохраняющих стабильность своих текущих позиций) шли достаточно плотной группой. Но стоило Этанселину ошибиться и в одном из поворотов вылететь в ограждение из мешков с песком, как Борзаккини тут же отстал от пары лидеров и вскоре проигрывал им около двадцати секунд. Филипп же под одобрительные возгласы публики освободил правое переднее колесо от мешка с песком, ручным стартёром завел двигатель своего автомобиля и, потеряв на этом около пятидесяти секунд, продолжил гонку на четвёртом месте. Через какое-то время он догнал и обогнал Борзаккини и снова приблизился к лидерам (!). Это какой же темп надо было иметь! При этом Борзаккини за спиной Этанселина так же прибавил в темпе и, в конце концов, четвёрка пилотов снова была сформирована в достаточно плотную группу.

Но, к исходу седьмого десятка кругов, на «Альфа-Ромео» Этанселина полетел подшипник карданного вала, и Филипп выбыл из гонки. После этого вновь «сдулся» и Борзаккини (а может стал сохранять ресурс техники), окончательно отстав от пары Варци-Нуволари и проигрывая им под конец гонки около двух минут.

Нельзя совсем уж обойти вниманием в этой статье дуэль Варци и Нуволари. Но о ней действительно столько написано, что я от себя добавлю следующее. Эта захватывающая спортивная дуэль двух великих пилотов своего времени на болидах разных марок стала настолько ярким событием в мире Больших Призов, что даже много лет спустя служила источником вдохновения для многих художников, значительную часть своего времени и таланта посвятивших автоспорту. Ниже я вперемежку привожу фотографии и картины художников, посвящённые сражению за победу в Гран-При Монако 1933 года.

Рисунок художника Стюарта Буча. «Бугатти» Варци лидирует перед «Альфа-Ромео» Нуволари. На заднем плане красный и синий автомобили. Вероятно, на картине изображён эпизод начальной стадии гонки, когда за парой лидеров ехали Борзаккини и Лехоу на «Альфа-Ромео» и «Бугатти» соответственно. Этанселин за «кадром» )))

Рисунок художника Стюарта Буча. «Бугатти» Варци лидирует перед «Альфа-Ромео» Нуволари. На заднем плане красный и синий автомобили. Вероятно, на картине изображён эпизод начальной стадии гонки, когда за парой лидеров ехали Борзаккини и Лехоу на «Альфа-Ромео» и «Бугатти» соответственно. Этанселин за «кадром» )))

 

А это фото с начальной стадии гонки, когда за парой лидеров следовали три автомобиля Борзаккини, Лехоу и Этанселина. В отличие от предыдущей картины, Нуволари лидирует перед Варци. Кажется, что колесо лидера буквально трётся об ограждение.

А это фото с начальной стадии гонки, когда за парой лидеров следовали три автомобиля Борзаккини, Лехоу и Этанселина. В отличие от предыдущей картины, Нуволари лидирует перед Варци. Кажется, что колесо лидера буквально трётся об ограждение.

 

Рисунок художника Барри Роу. Нуволари лидирует перед Варци.

 Рисунок художника Барри Роу. Нуволари лидирует перед Варци.

 

На этом фото Варци лидирует перед Нуволари.

 На этом фото Варци лидирует перед Нуволари.

 

Рисунок художника Алана Фернли. Момент борьбы Нуволари и Варци за позицию. Зрителей, судя по всему, из потенциально опасных мест никто не прогонял (это справедливо и по отношению к рисунку Барри Лоу).   

Рисунок художника Алана Фернли. Момент борьбы Нуволари и Варци за позицию. Зрителей, судя по всему, из потенциально опасных мест никто не прогонял (это справедливо и по отношению к рисунку Барри Лоу).  

Теперь перейду к такой теме. В последнее время звучит всё больше высказываний экспертов и экс-пилотов Ф1, что управление гоночным автомобилем стало настолько лёгким в физическом плане, что даже семнадцатилетний юниор без проблем включается в борьбу за очки на более чем 300-километровой дистанции Гран-При.

Поверьте, любая гонка довоенных лет наверняка стала бы для молодого Ферстаппена совершенно непосильным делом. И чтобы не отвлекаться от основной темы заметки, рассмотрю дуэль Акиле Варци и Тацио Нуволари с такого вот необычного ракурса.

Если верить стенограмме гонки, то на протяжении примерно двух третей дистанции Варци и Нуволари, что называется, висели друг у друга на хвосте, независимо от того, кто из них лидировал в текущий момент гонки. Исключение составлял только тот момент, когда Нуволари на короткое время утратил контроль над своим автомобилем и совершил два вынужденных 360-градусных «пончика». После чего восстановил контроль над машиной и стал навёрстывать упущенное в размере примерно пяти секунд время.

Но в завершающей стадии гонки характер дуэли изменился. Дистанция между пилотами выросла и стала составлять от трёх до четырёх секунд. Но это вовсе не мешало им по прежнему регулярно обмениваться позициями. Теперь это выглядело так. Отстающий гонщик неожиданно ликвидировал своё существенное отставание, обходил соперника и отрывался на те же несколько секунд. Потом положение дуэлянтов стабилизировалось. А потом следовал очередной рывок того, кто в текущий момент находился позади. А объяснение этому было в физической и психологической усталости пилотов. К этому времени они уже около трёх часов управляли мощными болидами на узких улочках города, постоянно работая педалями газа, тормоза и сцепления, удерживая и поворачивая руль двумя руками, при этом регулярно освобождая одну руку для переключения рычага механической коробки передач, от чего эта рука только ещё больше уставала. Добавьте к этому психологическую усталость, поскольку все эти три часа действительно практически не прекращалась борьба за лидерство в гонке.

В одном из отчётов так и писалось: «пилоты давали себе небольшую передышку и снова включались в борьбу за победу в гонке». Вот во время таких, рассинхронизированных во времени, передышек одного из гонщиков, и происходили странные на первый взгляд обмены позициями между Варци и Нуволари в завершающей части Гран-При Монако..

Когда на последнем круге за несколько сотен метров до финиша, испустив мощные клубы дыма из-под капота, отказал двигатель «Альфа-Ромео», Нуволари попытался дотолкать свой болид до финиша. Но физическая усталость была столь велика, что самостоятельно справиться с этой задачей пилот, скорее всего, не смог бы. К этому времени мимо Нуволари уже проехал Борзаккини к своему второму месту. Закончил гонку ещё один пилот «Бугатти» Рене Дрейфус, хоть и отставший на круг, но по правилам того времени претендующий на третье место, если бы Варци так и не смог бы дотолкать свой болид до конца сотого круга. В этот момент один из механиков команды выбежал на трассу и помог Нуволари. За эту постороннюю помощь, категорически запрещённую правилами, итальянский пилот был дисквалифицирован дирекцией гонки. Тацио мог бы избежать дисквалификации, прогнав незваного помощника, и получил бы, по крайней мере, четвёртое место в гонке (принципиальный вопрос, учитывая причитающиеся призовые деньги). Но он был так измотан, что не заметил этой посторонней помощи. В результате, все усилия, затраченные Нуволари на гонку, пошли прахом.

23 апреля 1933 года. Гран-При Монако. Драматическая развязка многочасовой дуэли. Нуволари толкает свой автомобиль к финишу. Механик команды оказывает запрещённую правилами помощь. В этот момент Нуволари лишается любой позиции в гонке. Его ждёт дисквалификация.

3 апреля 1933 года. Гран-При Монако. Драматическая развязка многочасовой дуэли. Нуволари толкает свой автомобиль к финишу. Механик команды оказывает запрещённую правилами помощь. В этот момент Нуволари лишается любой позиции в гонке. Его ждёт дисквалификация.

 

23 апреля 1933 года. Акиле Варци - победитель Гран-При Монако. Ошалелый взгляд пилота лучше всяких слов показывает степень его физической и моральной усталости. Позади три часа двадцать семь минут гонки, наполненные почти непрерывной борьбой за лидерство.

23 апреля 1933 года. Акиле Варци - победитель Гран-При Монако. Ошалелый взгляд пилота лучше всяких слов показывает степень его физической и моральной усталости. Позади три часа двадцать семь минут гонки, наполненные почти непрерывной борьбой за лидерство.

 

Автор статьи: ROMAN grosjean (май 2015 года)

3 Отзыва