12.05.2015 17:15
0:3 по победам в гонках от партнёра не приговор.
Одержав победу в Испании, Нико Росберг размочил внутрикомандный счёт по победам в гонках и теперь уступает Льюису Хэмилтону в этом показателе 1:3.
В истории Ф1 было только три случая, когда в аналогичной ситуации пилоту, превратившему 0:3 в 1:3, удалось по итогам сезона превзойти своего партнёра по итогам сезона в одном из показателей: по числу побед в гонках или числу очков в ЛЗ.
Ниже эти случаи рассмотрены в хронологическом порядке.
1973 год. «Лотус-Форд Косворт». Эмерсон Фиттипальди - Рони Петерсон.
Действующий чемпион мира Эмерсон Фиттипальди выиграл три из четырёх первых гонок сезона и захватил уверенное лидерство в текущем ЛЗ. Его же партнёр по команде Ронни Петерсон ни разу за это время даже не добрался до финиша. Немного позже сложившееся по ходу сезона преимущество по очкам в ЛЗ дало команде основание перейти на применение командной тактики в пользу Эмерсона Фиттипальди в условиях мощной конкуренции со стороны пилота «Тиррелл» Джеки Стюарта.
Тем не менее, все победы в гонках, которые записал на свой счёт в оставшихся гран-при сезона «Лотус», принёс команде именно Ронни. Две из этих побед он одержал на этапах, где его заставляли пропустить Эмерсона вперёд, но бразилец в итоге выбывал из-за аварии или отказа техники, а ещё две, когда Фиттипальди уже потерял шансы на титул и смысла в командной тактике просто не было.
Гран-При Испании 1973 года. Руководство «Лотус» решило позволить Петерсону победить в этой гонке. Но машина шведа сломалась, и третью победу в четырёх гонках одержал действующий чемпион мира Фиттипальди.
Гран-При Франции 1973 года. Руководство «Лотус» отдало приказ Петерсону пропустить Фиттипальди. Но после аварии бразильца в борьбе за первое место с пилотом «МакЛарен» Шектером, победа досталась Петерсону.
Швед до сих пор является единственным пилотом в истории Ф1, который сумел одержать верх над партнёром по команде по числу побед в сезоне, крупно (по аналогии с футболом не менее трёх побед) уступая по этому показателю по ходу сезона.
Но вот опередить партнёра в ЛЗ швед так и не смог, финишировав только третьим. Фиттипальди за две гонки до конца сезона потерял шансы на титул, но за один гран-при до конца сезона гарантировал себе вице-чемпионство.
Любопытно складывалась карьера Петерсона в Ф1. В 1971 году он стал вице-чемпионом, благодаря стабильным финишам на подиуме, но без единой победы в гонках по ходу сезона. А в 1973 году четырёх побед в Гран-При ему хватило только на третье место в ЛЗ. И то, во многом, лишь благодаря гибели Франсуа Севера из «Тиррелл» накануне последней гонки сезона.
1987 год. «Уильямс-Рено». Нельсон Пике - Найджел Мэнселл.
На седьмом этапе сезона в Великобритании Мэнселл одержал свою третью победу в сезоне, став лидером среди пилотов по этому показателю. Его же партнёр по команде Пике не побеждал в том году ещё ни разу, но зато пять раз побывал вторым и в ЛЗ после седьмого этапа имел одинаковое количество очков с Мэнселлом. При этом оба пилота «Уильямс» делили вторую и третью строку в ЛЗ, уступая одно очко Айртону Сенне из «Лотус-Хонда». Но в двух следующих гонках Пике победил, а Мэнселл не набрал ни одного очка из-за отказов техники. В результате, хоть до конца сезона Мэнселл сумел восстановить крупное преимущество по победам в гонках, 6:3, догнать Пике в ЛЗ так и не смог. Зато большой запас по победам в гонках позволил Найджелу сохранить за собой вице-чемпионский титул, несмотря на то, что из-за травмы ему пришлось пропустить пару последних гонок сезона.
Гран-При Германии 1987 года. Пике одерживает первую победу в сезоне и захватывает лидерство в ЛЗ.
Гран-При Японии 1987 года. Пике вышел на старт гонки уже чемпионом мира, так как Мэнселл не смог участвовать в гран-при из-за травмы, полученной в квалификации.
1989 год. «МакЛарен-Хонда» Ален Прост - Айртон Сенна.
После первых четырёх этапов сезона Айртон Сенна имел в своем активе три победы в Гран-При против двух вторых мест у Алена Проста. В США на трассе вероятная четвёртая подряд победа Айртона превратилась, из-за отказа электроники на его болиде, в первую в сезоне победу Алена. На последующих трёх этапах Прост выиграл ещё дважды, сравняв счёт по победам в гонках, а Сенна не набрал ни одного очка. В результате Прост, даже при меньшем к концу сезона числе побед в Гран-При, имел важное стратегическое преимущество по очкам в ЛЗ, позволившее ему с лёгким сердцем совершить знаменитый «манёвр на Сузуке» и водрузить на свою голову третью чемпионскую корону.
Гран-При США 1989 года (Феникс). Победитель трёх из четырёх предыдущих гонок Сенна возглавляет пелетон после старта. Но выиграет гонку Прост, а Сенна до финиша не доберётся.
Гран-При Японии 1989 года. Хороший запас по очкам, полученный в середине сезона, позволил Просту столкновением с Сенной выиграть третий чемпионский титул.
Общим у всех трёх исторических эпизодов является то, что у пилотов, первыми выигравших три гонки в сезоне, обязательно случался определённый провал в середине чемпионата, позволявший менее успешным поначалу партнёрам в большинстве случаев перехватывать инициативу. У Фиттипальди это было одно очко на шести этапах, после которых его претендентство на титул превратилось в эфемерное, у Мэнселла два схода при двух победах Пике, у Сенны четыре подряд этапа без очков на фоне трёх побед Проста.
И если Хэмилтон, в свою очередь, не окажется столь же любезен по отношению к Росбергу (а кто ему даст это сделать, при том, что Льюис и сам категорически этого не хочет), то у немецкого пилота немецкой команды нет никаких шансов вписать четвёртую главу в вышеозначенную статистику даже на уровне Петерсона, не то, что на уровне Пике или Проста.
Гран-При Испании 2015. Без «помощи» Льюиса Нико не впишет новой главы в статистику Ф1. Похож Льюис на человека, умеющего делать «шикарные» подарки?
Автор статьи: ROMAN grosjean (май 2015 года)