Статья: 80 ЛЕТ первой победе «Мерседес» в зачётном Гран-При.

22.04.2015 12:05

80 ЛЕТ первой победе «Мерседес» в зачётном Гран-При.

22 апреля 1935 года в княжестве Монако состоялась уже седьмая в истории автогонка за одноимённый Большой Приз. В том году Гран-При Монако являлся первым из семи этапов Чемпионата Европы, возрождённого после двухлетней паузы.

Со времени последнего чемпионата Европы, проводившегося в 1932 году, в расстановке сил на международной автоспортивной арене произошло одно серьёзное изменение. Обширные инвестиции в развитие гоночной техники, проводившиеся в гитлеровской Германии, наконец-то дали плоды, и две немецкие команды, «Мерседес» и «Ауто Юнион», вошли в число элитарных гоночных коллективов Старого Света, прекратив гегемонию итальянских марок спортивных автомобилей.

Побеждать в классе автомобилей Гран-При «Мерседес» и «Ауто Юнион» начали ещё в прошлом году, но тогда это были только отдельные гонки, не имеющие объединяющего зачёта.

И теперь главной интригой стартующего сезона было то, смогут ли итальянские команды помешать немецким командам установить свою «власть» над миром Больших Призов.

В «Ауто Юнион» не успели подготовить свои машины к участию в Гран-При Монако, поэтому «Мерседес» оказался единственной немецкой командой, представленной на старте возрождённого европейского первенства.

Но и этого оказалось вполне достаточно, чтобы подтвердить преимущество немецкой техники над всеми прочими.

Пилоты «Мерседес» в полном составе получили право стартовать с первого ряда стартового поля по результатам квалификации. Первый ряд в то время состоял из трёх стартовых позиций, и достались они трём звёздным пилотам «Мерседес»: Рудольфу Караччиоле, Манфреду фон Браухичу и Луиджи Фаджиоли.

Три звезды заводской команды «Мерседес». Слева направо: Манфред фон Браухич, Луиджи Фаджиоли, Рудольф Караччиола. Фотография сделана на Гран-При Франции 1934 года.Три звезды заводской команды «Мерседес». Слева направо: Манфред фон Браухич, Луиджи Фаджиоли, Рудольф Караччиола. Фотография сделана на Гран-При Франции 1934 года.

По итогам решающей пятничной квалификации всех троих пилотов «Мерседес» разделили всего семь десятых секунды, по тем временам невиданный по плотности результат для первого ряда стартового поля. Порядок пилотов «Мерседес» был таким как приведён выше по тексту статьи. Лучший же результат среди пилотов других команд был почти на две секунды хуже времени Фаджиоли.

22 апреля 1935 года. Подготовка к старту Гран-При Монако. На первом ряду стартового поля «Мерседесы» Рудольфа Караччиолы (стартовый номер «2»), Манфреда фон Браухича (стартовый номер «6») и Луиджи Фаджиоли (стартовый номер «4»).22 апреля 1935 года. Подготовка к старту Гран-При Монако. На первом ряду стартового поля «Мерседесы» Рудольфа Караччиолы (стартовый номер «2»), Манфреда фон Браухича (стартовый номер «6») и Луиджи Фаджиоли (стартовый номер «4»).

Выбор командой «Мерседес» тактики на гонку был продиктован соображениями максимального сбережения ресурса техники на требовательной к надёжности автомобилей трассе в Монако. Для этого требовалось по возможности минимизировать прямую борьбу на трассе пилотов «Мерседес» с соперниками из других команд и, самое главное, между собой. Ведь, несмотря на строгую дисциплину в команде, звёздные пилоты порой игнорировали командные приказы, что становилось причиной излишне острых дуэлей на трассе, взаимной неприязни пилотов и напряжения внутри команды.

Идеальное состояние асфальта (в Монако традиционно, незадолго до начала Гран-При, укладывали новый асфальт на тех улицах, которые становились частью гоночной трассы) позволяло пройти всю гонку с одним пит-стопом, совмещая на нём дозаправку техники и смену колёс.

Учитывая удобное расположение болидов команды на стартовом поле и то, что на узких улочках Монако можно успешно защищать свою позицию от более быстрых соперников, в «Мерседес» выбрали для большинства своих пилотов тактику оттянутого пит-стопа со стартом с большим количеством топлива на борту.

Манфред фон Браухич должен был стартовать на самом лёгком болиде, заправленном только на половину дистанции. Болид Рудольфа Караччиолы был наоборот заправлен под завязку и его пит-стоп предполагался после прохождения трёх четвертей гонки. Для Луиджи Фаджиоли был выбран промежуточный вариант по сравнению с немецкими пилотами команды.

Внутрикомандная установка перед гонкой была строгой: в начальной стадии гонки более тяжёлые «Мерседесы» не препятствуют более лёгким, т.е. был определён порядок следования: фон Браухич, Фаджиоли, Караччиола.

Брифинг пилотов перед стартом Гран-При Монако 1935 года.Брифинг пилотов перед стартом Гран-При Монако 1935 года. Пилотов команды «Мерседес» легко отличить по белоснежным комбинезонам. Луиджи Фаджиоли стоит обособленно от своих партнёров по команде. Признак внутреннего разлада между итальянцем и немцами. На заднем плане в таких же белоснежных комбинезонах техническая бригада команды «Мерседес».

Но старт гонки внёс свои коррективы. На болиде фон Браухича с самого старта забарахлила коробка передач. Он провалил старт, потерял ещё несколько позиций по ходу первого круга и по завершении первого круга заехал в боксы. Обследование болида показало невозможность оперативного ремонта, и в гонке остались только два «Мерседеса».

Гран-При Монако 1935 года. Старт гонки. Фаджиоли со старта вырывается вперёд. Положа руку на сердце, нельзя утверждать, что он не стал бы потом мешать более лёгкому «Мерседесу» фон Браухича. Но до этого просто не дошло.Гран-При Монако 1935 года. Старт гонки. Фаджиоли со старта вырывается вперёд. Положа руку на сердце, нельзя утверждать, что он не стал бы потом мешать более лёгкому «Мерседесу» фон Браухича. Но до этого просто не дошло.

В остальном же всё для «Мерседес» складывалось вполне благополучно. Фаджиоли лидировал, наращивая своё преимущество над Караччиолой. Тот в свою очередь минимизировал потери, не давая Фаджиоли отрываться более чем на секунду на каждом круге, и при этом отрывался от всех остальных участников гонки.

Отрывался Караччиола до поры до времени. Один из участников гонки, Филипп Этанселин из команды «Мазерати», стартовал на наиболее лёгкой машине с гоночной стратегией, подразумевающей наиболее ранний плановый пит-стоп и позволяющей иметь преимущество в скорости над прочими участниками гонки в начальной её стадии. Поначалу Филипп оказался затёрт на старте вглубь пелетона, но постепенно, невзирая на узость гоночной трассы, пробился на третье место и стал уверенно догонять «Мерседес» Караччиолы.

Догнать и обогнать две совершенно разные вещи, особенно в Монако. Однако, Караччиола сам помог Этанселину. Когда тот приблизился к «Мерседес», но ещё даже не начал атаковать, Рудольф допустил небольшую ошибку при прохождении поворота, ушёл с траектории и дал возможность Филиппу просто проехать мимо.

Этот эпизод мог бы никак не отразиться на гонке Караччиолы, но… Всего через какой-то десяток секунд после выхода на второе место на машине Этанселина возникли проблемы с тормозами. Этанселин продолжил гонку, но серьёзно замедлился. Вот так Караччиола, из-за своей ошибки, неожиданно оказался позади более медленной машины. Обогнать Этанселина никак не получалось. Тот даже на неисправной машине успешно защищал свою текущую позицию на узкой городской трассе. Играло на руку Филиппу и то, что «Мерседес» был значительно тяжелее его «Мазерати» из-за большего количества топлива на борту. А каждая секунда, которую терял Караччиола за Этанселином, была секундой в пользу Фаджиоли, отрыв которого от второго места стал стремительно нарастать.

Несколько долгих кругов Караччиола терял время, пока не сумел-таки пройти «Мазерати». Этанселин вскоре после этого поехал на пит-стоп, на котором ему, помимо всего прочего, долго приводили в порядок тормоза и никакой значительной роли больше в гонке не сыграл, приехав к финишу четвёртым со сначительным отставанием от призёров гонки.

Караччиола моментально взвинтил темп, стараясь наверстать упущенное. И тут стало ясно, что технический штаб «Мерседес» не без оснований пытался избежать непосредственной борьбы своих пилотов с соперниками на трассе. Для «Мерседеса» Караччиолы сражение с «Мазерати» Этанселина оказалось губительным. Несколько кругов спустя возникли проблемы со сцеплением, которые заставили Караччиолу раньше времени заехать на пит-стоп, откуда он уже не выехал. На трассе остался всего один «Мерседес» Фаджиоли.

Гран-При Монако 1935 года. Луиджи Фаджиоли обходит на очередной круг своего тёзку Луиджи Соффетти (стартовый номер «32»), пилотирующего «Мазерати».Гран-При Монако 1935 года. Луиджи Фаджиоли обходит на очередной круг своего тёзку Луиджи Соффетти (стартовый номер «32»), пилотирующего «Мазерати».

Когда Фаджиоли заехал на плановый пит-стоп, ему дали категорическое указание сбавить темп ради сохранения ресурса техники. Узнав, что остальные пилоты «Мерседес» уже выбыли из гонки, Фаджиоли пришёл в самое хорошее расположение духа и, пожалуй, впервые с момента появления в составе команды выполнил указание руководства без каких-либо скандалов и протестов.

В результате, Фаджиоли выиграл гонку с преимуществом в полминуты над ближайшим преследователем, хоть по ходу гонки имел преимужество около двух минут. При этом Луиджи стал первым пилотом, одержавшим победу в Гран-При Монако, лидируя от старта до финиша.

Луиджи Фаджиоли с Большим Призом за победу в Гран-При Монако 1935 года.Луиджи Фаджиоли с Большим Призом за победу в Гран-При Монако 1935 года.

Фаджиоли возглавил зачёт Чемпионата Европы. Впереди у него был трудный сезон, наполненный командными приказами не в его пользу, неповиновениями, поражениями и скандалами.

Команду «Мерседес» в сезоне 1935 года ждал триумф. Пусть это был триумф на фоне грандиозных внутренних неурядиц и потрясений, но зато триумф безоговорочный. Впрочем, это совершенно отдельная история.

 

P.S. Несмотря на то, что до начала чемпионатов мира в классе Ф1 оставалось долгих пятнадцать лет и значительная часть этих лет прошла в условиях второй мировой войны, треть участников Гран-При Монако 1935 года, успели отметиться в «Формуле-1». Четверо из них: Джузеппе «Нино» Фарина, Луиджи Фаджиоли, Луи Широн и Филипп Этанселин, стали участниками самой первой зачётной гонки Ф1 - Гран-При Великобритании 1950 года. Раймонд Соммер начал выступления в Ф1, начиная со второй зачётной гонки сезона 1950 года - Гран-При Монако.

P.P.S. Ещё одним участником Гран-При Монако 1935 года был Антонио Бривио. По одной из исторических версий (не подтверждённой, увы, фактическими доказательствами) этот человек сыграл определяющую роль в истории самой «Формулы-1» как гоночной серии. Согласно этой версии, Антонио Бривио, будучи в 1948 году чиновником ФИА, подготовил проект новой классификации гоночных автомобилей класса Гран-При с открытыми колёсами, согласно которой предлагалось учреждение двух основных классов: «Формула-1» и «Формула-2». Летом 1948 года эта классификация, с незначительными изменениями в части сроков вступления в силу, была утверждена на заседании исполкома ФИА. С 1950 года новая классификация вступила в силу.

 

Автор статьи: ROMAN grosjean (апрель 2015 года)

1 Отзыв