Статья: Хуан-Мануэль, ты это сделал специально?

17.04.2015 12:11

Хуан-Мануэль, ты это сделал специально?

Эта заметка посвящена двум пилотам заводской команды «Мерседес», сделавшим дубль гонке и устроившим полемику по поводу того, сделал один из них что-то преднамеренное в адрес другого или нет.

Это случилось 16 июля 1955 года. В этот день в Великобритании на трассе в Эйнтри состоялся очередной этап чемпионата мира в классе Ф1. Несмотря на то, что это был всего пятый (без учёта гонки «Инди-500») этап чемпионата, он уже был предпоследним. Резкое сокращение числа гонок было вызвано произошедшей немногим больше чем за месяц до описываемых событий страшной трагедией в Ле-Мане, унесшей жизни многих десятков людей.

Перед Гран-При Великобритании претендентами на титул оставались только два человека. Это были пилоты заводской команды «Мерседес» Хуан-Мануэль Фанхио и Стирлинг Мосс. При этом у Фанхио был более чем двукратный запас по набранным очкам (27 против 13) и чемпионом он мог бы стать в том случае, если бы не проиграл Моссу по итогам британской гонки более четырёх очков.

По итогам квалификации Стирлинг Мосс впервые в карьере взял поул, опередив Фанхио на две десятых секунды.

В самой же гонке Фанхио со старта захватил лидерство, но оторваться от Мосса не смог. На третьем круге Мосс перехватил лидерство, но спустя полтора десятка кругов вновь пропустил вперёд Фанхио. Несколько кругов Мосс висел на хвосте у аргентинца и, в конце концов, снова захватил лидерство. На протяжении семидесяти оставшихся кругов, за исключением моментов, когда пилоты «Мерседес» заезжали на плановые пит-стопы, диспозиция в гонке больше не менялась. Мосс лидировал, Фанхио следовал за ним в интервале менее одной секунды.

Гран-При Великобритании 1955 года

Гран-При Великобритании 1955 года. Гран-При Великобритании 1955 года. На обоих фото Стирлинг Мосс лидирует перед Хуаном-Мануэлем Фанхио. На протяжении почти всей гонки разрыв между пилотами «Мерседес» не превышал одной секунды.

 Так эта пара пилотов и финишировала. Мосс опередил Фанхио на... то же самое время, что и в квалификации: две десятых секунды!

Финиш гонки. Мосс выигрывает гонку, Фанхио выигрывает чемпионат.Финиш гонки. Мосс выигрывает гонку, Фанхио выигрывает чемпионат.

Мосс после первого в карьере поула выиграл первый в карьере Большой Приз, причём сделал это в домашней гонке. Попутно Мосс получил ещё одно очко за самый быстрый круг в гонке, сделав, таким образом, и свой первый в карьере хет-трик.


Мосс с призом за победу в домашней гонке 1955 года.Мосс с призом за победу в домашней гонке 1955 года.

А Фанхио завоевал свой четвёртый титул, так как потерял по итогам гонки по отношению к Моссу только три очка.

Чемпион мира Хуан-Мануэль Фанхио получает поздравления от победителя гонки Стирлинга Мосса.Чемпион мира Хуан-Мануэль Фанхио получает поздравления от победителя гонки Стирлинга Мосса.

А после гонки произошла небольшая публичная полемика между партнёрами по команде «Мерседес». Британские газеты опубликовали интервью со Стирлингом Моссом, в котором британец поблагодарил Фанхио за благородство, так как Хуан-Мануэль позволил ему выиграть домашнюю гонку, хоть и был более быстрым на трассе. Ответ Фанхио не заставил долго ждать. Интервью с аргентинцем появилось в прессе несколько дней спустя. Хуан-Мануэль категорически отверг возможность поддавков со своей стороны и выразил восхищение потрясающим настроем на гонку у Стирлинга, позволившим ему взять верх над чемпионом мира в острой и честной спортивной борьбе.

Среди историков Ф1 (да и у самого Стирлинга Мосса) до сих пор бытует мнение, что Хуан-Мануэль всё-таки сознательно не стал бороться со своим партнёром по команде, тем более, что второго места в гонке ему вполне было достаточно для получения титула. А вот Хуан-Мануэль до конца своей жизни утверждал, что Стирлинг тогда заслужил победу, и та победа была целиком и полностью заслугой британского пилота.

Однако, согласитесь, что данная история, в отличие от другой истории с пилотами «Мерседес», произошедшей совсем недавно, несёт в себе лишь заряд лёгкого ностальгического позитива.

Автор статьи: ROMAN grosjean (апрель 2015 года)

4 Отзыва