08.04.2015 11:27

История гонок помнит множество сюжетов. Моменты громкого триумфа на страницах этого увесистого тома всегда соседствуют с досадными поражениями и трагическими событиями. Пилоты и команды сменяют друг друга на вершине – кто-то остается там дольше, кто-то, лишь мелькнув короткой вспышкой, навсегда скатывается вниз.
Случалось так, что победитель чемпионата, оставшись в прежней команде, годом позже смотрелся совершенно невыразительно. Вот несколько эпизодов из 66-летней летописи чемпионата Формулы 1.

Джек Брэбэм, Cooper
Фото: Коллекция Cooper Cars Ltd
1961 год. Джек Брэбэм (Cooper)
Итог: 11-е место
Лучший результат в гонке: 4-е место
Австралиец благодаря серии из пяти побед подряд стал сильнейшим в 1960-м. Но переход Ф1 на новый регламент по обыкновению привел к радикальным переменам в расстановке сил.
В ту пору частные британские команды традиционно строили шасси самостоятельно, а моторы покупали на стороне. Именно поэтому они так противились отказу от хорошо освоенных двигателей объёмом 2500 "кубиков" в пользу новых 1,5-литровых агрегатов. Но FIA настояла на своем.
В итоге Ferrari, у которой всегда бы достаточный выбор моторов из серийной линейки, захватила безоговорочной лидерство, а Брэбэму и остальным пришлось несладко. Джек всего дважды в том сезоне добрался до финиша, оставшись вовсе без призовых кубков. Именно тогда он и решил расстаться с Cooper и основать собственную гоночную команду.

Джеки Стюарт, March
Фото: Фотоархив трасса Харама
1970 год. Джеки Стюарт (March/Tyrrell)
Итог: 5-е место
Лучший результат в гонке: победа (Гран При Испании)
Казалось, после успешного сезона-69 быстрый шотландец из команды Кена Тиррела без проблем сможет отстоять звание сильнейшего. Однако все оказалось не так просто.
Компания Matra прекратило сотрудничество с британцами, а новое шасси March оказалось не самым удачным. Вдобавок, пилот не мог выступать в полную силу из-за обнаруженной у него язвы и полученной травмы кисти.
Чемпионат 1970 года начался с подиума в Южной Африке и победы в испанской Хараме, но затем дела пошли много хуже. В оставшихся 11 Гран При Джеки всего дважды смог заработать очки и в итоге оказался далеко от спора за титул. Правда, осенью Тиррел представил первую машину собственной разработки, и стало понятно: совсем скоро Стюарт вернётся на вершину.

Марио Андретти
Фото: LBGPA
1979 год. Марио Андретти (Lotus)
Итог: 12-е место
Лучший результат в гонке: 3-е место
Гениальный конструктор Колин Чепмен не раз привносил в Ф1 идеи, которые радикально меняли лицо гонок. В конце 70-х именно такой стала "внутренняя аэродинамика". Используя протекающие под днищем потоки воздуха, в Lotus смогли добиться невероятной по тогдашним меркам прижимной силы.
Но у гонок Гран При есть и другая особенность: здесь почти невозможно долго хранить технические секреты вдали от посторонних глаз. Марио Андретти легко переиграл соперников в 1978-м, но уже годом позже те тоже использовали в конструкции своих машин "граунд-эффект" – сохранив все собственные наработки.
Поражение Lotus в сезоне-79 оказалось разгромным. Американский илот всего раз за сезон смог побывать на призовом пьедестале.

Джоди Шектер на Ferrari 312 T5
Фото: Жан-Филипп Легран
1980 год. Джоди Шектер (Ferrari)
Итог: 19-е место
Лучший результат в гонке: 5-е место
Но и сменивший Андретти в ранге чемпиона Джоди Шектер не сумел отстоять титул. В команде Ferrari пошли на смелый шаг – и решили последовать примеру Renault, построив собственный турбомотор. Тот уже показал грозную силу под капотом желтых французских машин.
Вот только был у Renault и другой опыт – чтобы добиться от турбин достаточной надёжности, потребовалось несколько лет. В Маранелло тоже сполна хлебнули этого "счастья". Жиль Вильнев старался в 80-м хоть как-то изменить ситуацию к лучшему, а Шектер уже летом махнул на все рукой и вскоре объявил о завершении карьеры.
В истории Ф1 это была самая неудачная защита титула, когда пилот оставался в прежней команде.

Ники Лауда, McLaren
Фото: McLaren
1985 год. Ники Лауда (McLaren)
Итог: 10-е место
Лучший результат в гонке: победа (Гран При Голландии)
Дуэль Ники Лауди и Алена Проста в 1984-м до сих пор считается одной из самых упорных в истории Формулы 1: судьбу титула решили пол-очка. Но прошел год – и картина радикально изменилась.
Француз, проигравший до того два чемпионата в финальных гонках, громил и крушил соперников, не зная преград, а вот немолодой уже австриец был не слишком заметен. Ники напомнил о своих лучших деньках, победив в Зандфорте, но в целом год прошел для него под знаком поломок и аварий. Одна из них, в Спа, привела к неприятной травме руки.
Лауда уже доказал в гонках все, что мог – и после того, как Прост триумфально завершил сезон, окончательно расстался с Ф1 и сосредоточился на руководстве собственной авиакомпанией.

Михаэль Шумахер
Фото: XPB Images
2005 год. Михаэль Шумахер (Ferrari)
Итог: 3-е место
Лучший результат в гонке: победа (Гран При США)
Мы вспомнили этот случай лишь потому, что он относится к относительно недавнему прошлому. Со спортивной точки зрения даже выступления Себастьяна Феттеля в 2014-м оказались менее результативными: ни одной победы и пятая строчка в общем зачете.
Однако чтобы понять, сколь серьезным оказался спад семикратного чемпиона мира после пяти триумфальных сезонов, стоит сравнить другие цифры: в 2004-м Михаэль выиграл 13 гонок из 18-ти, а в следующем чемпионате поднимался на вершину подиума всего раз, да и то в Индианаполисе, где стартовали лишь шестеро пилотов.
Причины же столь ощутимого спада лежат на поверхности и ничуть не зависят от пилота: не в силах остановить "алый экспресс" Шумахера, в FIA решили резко переписать правила за пару месяцев до старта сезона. В частности, было запрещено менять шины по ходу дистанции, что не слишком отразилось на клиентах Michelin, но подкосило Ferrari, использующую Bridgestone.
http://www.f-1.ru/news/120961/