06.04.2015 13:51
Жак Вильнёв
Сын легендарного пилота Ferrari пришел в «Большие призы» не один, а с отличным менеджером – Крейгом Поллоком. Он нашел клиенту место в чемпионском Williams и устроил масштабную тестовую серию по всем основным автодромам «Формулы-1». Свой талант Жак проявил в первом же Гран-при: завоевал поул и финишировал вторым (но только из-за поломки). Сезон 1996 года Вильнёв завершил на второй позиции, одержав четыре победы.
Избавившись от неудобного партнера по команде Дэймона Хилла, Жак стал чемпионом мира уже в следующем году. В 1998 году Williams лишился поддержки «Рено» и потерял большую часть преимуществ, а Вильнёв – шансы на защиту титула. Тем временем Поллок организовал собственную команду BAR, собрав американских инженеров и получив деньги от табачного концерна BAT. Переход Вильнёва был очевиден, но даже многомиллионная зарплата не подняла чемпиону настроение. 0, 17, 12, 4, 6 – вот очковый график Жака с 1999 по 2003 годы. За свой первый сезон в Williams он набрал больше баллов, чем за всю карьеру в BAR.

Жак Вильнев в новой команде - Eurosport
Попытки вернуться наверх в Renault, Sauber и BMW успеха не возымели. Ни одного подиума с 1998 года – вот к чему привели старание Поллока и необдуманные действия самого пилота. В гонщике, празднующем редкие попадания в очки на болиде-середняке, сложно было узнать того самого чемпиона, об которого в порыве слепого отчаянья разбивал свой болид Михаэль Шумахер.
Эдди Ирвайн
Скромный по натуре, ирландец начал свою карьеру в «Формуле-1» вполне стандартно. В команде Jordan со слабенькими двигателями Hart и Peugeot бороться за победы оказалось невозможно, но Ирвайн поднялся на подиум в Канаде и привлек внимание сразу нескольких команд. Свой выбор Эдди остановил на Ferrari, куда его взяли в качестве помощника для Михаэля Шумахера. Это сейчас командная тактика запрещена, а в 1996 году она была прописана в контракте Ирвайна.
Мирное сосуществование с Шумахером закончилось в 1999 году, когда немец сломал ногу и выбыл из борьбы за чемпионство. Болид Ferrari в умелых руках доминировал на трассе, поэтому Ирвайн без особого труда взял на себя обязанности лидера команды – и, скорее всего, стал бы чемпионом, если бы не контракт с командой Jaguar, который Эдди подписал в середине сезона. Ferrari наказали своего пилота за предательство и лишили победы на «Гран-при Европы», когда механики случайно забыли принести четвертую покрышку на пит-стоп.

Эдди Ирвайн и Михаэль Шумахер - Eurosport
В Jaguar Ирвайн перешел, но побороть слабую машину и наладить командную работу не сумел. Отмучившись два года и завоевав пару третьих мест, Эдди ушел из гонок. Так неосмотрительное решение одного пилота лишило его верного титула и сделало другого – Мику Хаккинена – двукратным чемпионом.
Эмерсон Фиттипальди
Бразилец стал самым молодым чемпионом мира, победив за рулем Lotus, а через два года повторил свое достижение в McLaren. В 1976 году Фиттипальди перешел в команду Fittipaldi, более известную под названием Copersukar. Команду основал брат Эмерсона Вилсон, она спонсировалась бразильскими компаниями и была очередным неудавшимся национальным проектом.

Эмерсон Фиттипальди - Eurosport
Без серьезной инженерной базы и масштабных вложений эта конюшня не могла конкурировать с гигантами и амбициозными частниками. Один, даже очень талантливый пилот не смог изменить ситуацию. Подиум на «Гран-при Бразилии» всколыхнул фанатов, но дальнейшего развития не получил. Только в 1980 году Эмерсон пробился в тройку – как оказалось, в последний раз. Потратив расцвет карьеры (с 1976 по 1980 годы) на выступления в слабой команде, Фиттипальди так ничего и не добился, уступив место в сердцах бразильских фанатов другому гиганту – Нельсону Пике.
Хуан Пабло Монтойя
Колумбийский чемпион CART уже в первом сезоне прослыл сорвиголовой. Он как никто умел выжимать из великолепного мотора BMW на своем Williams последние соки и проходил повороты агрессивнее других пилотов. Несколько лет Монтойя считался главным дуэльным соперником Михаэля Шумахера, разделяя гараж с его братом.
Но в 2004 году парни из Маранелло сделали слишком крутую машину, а Патрик Хэд ответил соперникам лишь тупоносым передним обтекателем. Мечтавший о чемпионстве Монтойя с трудом одержал единственную победу в сезоне и не продлил контракт с конюшней Фрэнка Уильямса – зато получил контракт в McLaren.

Хуан Пабло Монтойя - Eurosport
Горячий и нервный, он не сумел правильно использовать сверхбыструю машину 2005 года и мигом расклеился, когда в следующем сезоне болид откровенно не получился. Рассорившись с Роном Деннисом, Хуан-Пабло в середине чемпионата покинул королевские гонки, уйдя в NASCAR. Таланта колумбийца с лихвой хватило бы на несколько чемпионских титулов, но его характер помешал успешной карьере в «Формуле-1».
Деймон Хилл
Британцу повезло попасть в чемпионский Williams, где его талант развивался в идеальных условиях. Чего не хватало Хиллу, так это настойчивости и жесткости. Он не дожал Шумахера в 1994 году и едва не отдал титул новичку Вильнёву два сезона спустя. Став чемпионом мира, Деймон потерял место в Williams, не договорившись о продлении контракта, и ушел поднимать новую команду – Arrows.
На старте машина ехала ничуть не лучше нынешнего Manor, но чемпион все равно не только набирал очки, но и произвел сенсацию на «Гран-при Венгрии». Превосходно классифицировавшись и аккуратно пройдя сложную дистанцию, Хилл вел свой бело-голубой болид к победе, но его подвела коробка передач. Жак Вильнёв на последнем круге опередил соперника, оставив тому лишь место на подиуме.

Хилл на подиуме - Eurosport
На следующий год Деймона занесло в Jordan, где его ждала последняя победа и шестое место общего зачета. Сезон-1999 стал последним в яркой, но короткой карьере британца. После череды сходов и 7 очков в личном зачете Хилл завершил выступления в королевских гонках.
Фернандо Алонсо
Испанец – жертва сразу нескольких ошибочных переходов. Из комфортного Renault, где он взял два чемпионских титула, Фернандо отправился в крутой McLaren и внезапно превратился из лучшего пилота в помощника юного Льюиса Хэмилтона. Спешное возвращение в стан французской команды едва не погубило карьеру Алонсо. Слабая машина образца 2008 года (2 победы) сменилась ужасающей в 2009-м (1 подиум) – последовавший маневр испанца выглядел уже как попытка перезапустить карьеру.
Годом спустя Алонсо едва не подарил Ferrari чемпионский титул – испанец на равных боролся с Феттелем вплоть до 2014 года, когда их обоих опередил новый Mercedes с Льюисом за рулем. Уход Фернандо из «Скудерии» казался неизбежным: за пять лет Ferrari и испанец устали друг от друга. Несколько неожиданно тот выбрал McLaren, не опасаясь повторения ошибок прошлого. Поддерживаемая амбициозной компанией Honda, английская команда всерьез рассчитывала на прорыв в новом году. Не на победы, но как минимум на борьбу в пятерке Кубка конструкторов. Но все оказалось куда хуже.

Фернандо Алонсо в McLaren - Eurosport
Новый японский двигатель полон проблем и не блещет мощностью. Шасси не доведено до ума, как и все остальные системы, и пилотам ничего не остается, кроме как бороться друг с другом за предпоследнее место на стартовой решетке. Алонсо понимает, что финал карьеры близок, но ничего поделать уже не в состоянии – мест в сильных командах нет. Остается работать над машиной, верить в гений японского моторостроения и ждать счастья от следующего сезона.