04.04.2015 15:15

Хотя некоторые заинтересованные стороны упорно продолжают отрицать наличие в Формуле 1 серьёзного кризиса среди независимых команд, Большие Призы непозволительно близко подошли к критической ситуации - на старт Гран При Австралии вышло всего 15 пилотов – наименьшее количество участников со времён печально известного Гран При США десятилетней давности и гонки в Имоле в 1982 году.
При этом Берни Экклстоун и FOM пообещали финансовую помощь особо нуждающимся командам Force India, Lotus и Sauber в виде выплаты призовых в форме авансовых платежей.
Благодаря такому шагу было выиграно лишь время, однако проблема осталась нерешённой – пока не будет взят под контроль стремительный рост расходов участников чемпионата, а также не будет изменена несправедливая схема распределения доходов в Формуле 1, катастрофы на фоне сокращения посещаемости этапов и падения интереса болельщиков к спорту не избежать.
Суть в том, что трио команд, по сообщению FOM, до старта чемпионата оказались в затруднительном положении, поскольку у них просто не хватало средств для участия в первых заокеанских этапах сезона. Именно поэтому в FOM согласились авансом выделить необходимые средства, тем самым отложив решение срочной проблемы на потом.
Не сомневайтесь – в своё время FOM вернёт себе каждый доллар...
“Деньги Берни” – именно так называют средства, заработанные командами в чемпионате – начисляются по довольно сложной схеме, используя в качестве основы выступления коллективов за последние три сезона (Колонка 1). Во второй колонке значатся призовые по результатам предыдущего чемпионата. Каждая колонка в общей сумме имеет вес в 50%. Команды, хотя бы дважды за последние три сезона занимавшие места в призовой десятке в Кубке конструкторов, в равной степени претендуют на сумму из первой колонки.
Во второй колонке средства распределяются согласно специальной шкале. К примеру, чемпион получает 19% суммы, команда, занявшее второе место - 16%, пятую строчку - 10%, а последнему коллективу причитается лишь 4%.
Деньги выплачиваются десятью траншами. Однако, в связи со сложностью контрактов Формулы 1, а также исчезновением из календаря таких этапов, как Гран При Индии и Кореи, последние платежи поступают на счета FOM довольно поздно, в результате чего затем сумма корректируется. Примерно 90% суммы выплачивается равными платежами в период с апреля по ноябрь, а остаток команды получают лишь в марте следующего года.
Таким образом, в марте 2015 года команда А получила призовые по результатам сезона-2013, а также примерно 90% суммы за 2014 год. Оставшиеся средства за предыдущий сезон поступят на счета команды А лишь в марте 2016 года. Вдобавок к этому привилегированные команды-участницы Бонуса Кубка конструкторов - Red Bull Racing, Ferrari, McLaren, Mercedes и Williams – получают дополнительные отчисления благодаря индивидуальным контрактам. Зачем так сложно? Что никто не догадался! Именно такой Формулу 1 сделали Берни Экклстоун и фонд CVC.
Трём независимым командам ещё в феврале авансом были выплачены средства, причитающиеся за 2013 год. Кроме того, первый транш за сезон-2014 уже должен был также поступить на их счета. Получили ли они желаемые $10 млн. каждая? Нет, ведь по оценкам в среднем сумма поступлений не превышает и семи миллионов долларов, таким образом, проблема никуда не делась.
Ирония в том, что в такой ситуации находится именно Формула 1 – многомиллиардный бизнес, валовая прибыль которого стабильно держится в районе отметки 70%. Даже после всех затрат, включая выплаты призовых командам, а также отчисления венчурному фонду CVC Capital Partners, чистая прибыль достигает 30% или $400 млн. в год.
Приблизительно две трети чистой прибыли идёт на оплату процентов по кредитам, взятым фондом CVC для финансирования авансовых дивидендов своим инвесторам
Лишь 10% остаётся на счетах FOM. Также остро стоит вопрос о том, почему CVC упорно не желает увеличивать отчисления командам? Ответ в том, что фонд, вероятно, просто не может себе это позволить...
Таким образом, три команды, суммарно проведшие в Больших Призах 75 сезонов и выигравшие 55 Гран При на троих, были вынуждены попрошайничать, чтобы выйти на старт в Мельбурне. Как мы уже отмечали, фонд CVC и вовсе отказывался реагировать на ситуацию, которая привела к тому, что две команды попали под управление внешней администрацией, и угроза нависла ещё над тремя коллективами, предпочитая при этом пустить дела в Формуле 1 на самотёк.
Последний виток финансового кризиса в спорте был связан с требованиям поставщиков в адрес команд заплатить по счетам раньше сроков. В связи с переходом под управление администрацией Caterham и Marussia в ноябре и последовавших проблем с выплатой ими задолженностей, эти компании попросту утратили коммерческое доверие к спорту.
В кризисе Формулы 1 в равной степени виноваты и большие команды, ведь на последнем собрании Стратегической Группы и Комиссии Формулы 1 единственным их принятым решением стал запрет на изменения дизайна шлемов пилотами по ходу сезона. Пир во время чумы…
Все предложения по сокращению расходов, подготовленные консалтинговым агентством McKinsey & Company, были впоследствии отложены или отвергнуты. По информации источников, собрание, на котором обсуждались проекты, проходило в напряжённой обстановке.
На самом деле все предложения отныне неосуществимы вплоть до сезона-2017 из-за громоздкой бюрократической системы принятия решений в Формуле 1, состоящей из следующих шагов: a) Стратегическая Группа (шесть команд, держатель коммерческих прав и руководящий орган) большинством голосов утверждают предложение и направляют его на рассмотрение Комиссии Формулы 1; б) данное предложение на следующий сезон должно быть утверждено 70 процентами голосов до первого марта или же единогласно после этой даты.
Итак, просьба независимых команд, молящих о помощи, была полностью отвергнута теми, кто не захотел поступаться своими интересами. Представители этих коллективов покинули заседание в Женеве с осознанием того, что решение их проблемы было отложено ещё минимум на один сезон.
Причины отказа от предложений независимых команд, включающие, к примеру, ограничение времени работы в аэродинамической трубе и концепцию “основы шасси”, объяснялись тем, что эти идеи идут вразрез с ДНК Формулы 1, интересами производителей в спорте и не отвечают “незаменимой” концепции распределения доходов согласно позиции в Кубке конструкторов.
Эти причины породили вполне закономерный вопрос: как же тогда объяснить то, что занятие энтузиастов-механиков за 60 лет превратилось в шоу мирового уровня?
В 1977 году Renault дебютировала в Формуле 1 с одной машиной, как и Toleman – предшественница Benetton, Renault F1 и теперешней Lotus. Сама “оригинальная” Lotus также в своё время играла с количеством машин, выступая то с тремя шасси, то вовсе с одним. Так где же здесь ДНК спорта?
Вероятно, ДНК “привили” тогда, когда Берни Экклстоун нашёл покупателя, готового выложить миллиард долларов за приобретение коммерческих прав на Формулу 1.
Напрашивается логичный вопрос: что же, собственно, такое ДНК Формулы 1, если производители не всегда были неотъемлемой частью спорта? Ручаюсь, что ни один из руководителей команд не сможет дать вам короткий ответ. Они забывают о том, что составляющей ДНК Формулы 1 является прогресс - и в этом и есть ирония.
Нельзя называть Кубок конструкторов важнейшим элементом финансовой структуры Формулы 1, ведь сезоны 1950-58 годов доказали обратное - в тот период в Больших Призах было обилие клиентских команд. Можно найти массу аргументов, что чемпионат отодвигает на вторичный план спортивную составляющую Формулы 1, ведь команд больше заботит прибыль, а не дуэли на трассах.
Фактически выплаты на основе положения в Кубке конструкторов – весьма “свежее” нововведение. Раньше команды выживали благодаря двум источникам – собственным начальным средствам и призовым. В 70-х формула распределения доходов включала в себя стартовые позиции, лучшие круги, места в середине гонки, финальные результаты Гран При, а также положение в чемпионате в середине и в конце сезона. Это тоже, кстати, ДНК Формулы 1...
Идея распределения призовых на основе положения команды в Кубке конструктора появилась лишь в 90-х, когда Экклстоун приобрёл права на Формулу 1, и прежде, чем перепродать их фонду CVC посредством сложных транзакций. Тогда же благодаря новым финансовым ограничениям и франшизам Формула 1 лишилась целого ряда команд, которые “не соответствовали” новой философии, а новички вынуждены были платить миллионы долларов, чтобы попасть в спорт.
У большинства видов спорта есть командные чемпионаты, но Формула 1, считающая себя самым гламурным и прогрессивным соревнованием, упорно продолжает сопротивляться переменам, оберегая свою архаичность. Многие виды спорта, как, например, крикет и регби, пошли на глобальные изменения с целью выживания, тогда как другие (например, водное поло, крокет и борьба) потеряли статус олимпийских видов много лет назад.
http://autosport.com.ru/feature/19098/nuzhen-li-kubok-konstruktorov-formule-1
Команды Формулы 1 не хотят платить чужие долги
11 ноября 2008
Команды Формулы 1 намерены вновь потребовать пересмотра распределения доходов, которые приносит спорт. Они хотят, чтобы их доля была больше, беспокоясь, что фактическим владельцам Формулы 1 приходится ежегодно выплачивать около $230 млн для обслуживания своего колоссального долга, превышающего $5 миллиардов.
Лондонская The Guardian пишет, что Ассоциация команд Формулы 1 (FOTA) крайне недовольна этой ситуацией, подозревая существование сговора между FIA, компанией CVC, фактически владеющей Ф1, и Берни Экклстоуном. FOTA полагает, что политика радикального снижения расходов, курс на которую взяла FIA, отчасти объясняется экономическими трудностями CVC. Прежде всего, ассоциацию волнует, что ежегодные долговые платежи этой компании превышает сумму, которую она выплачивает командам.
«Многие команды недовольны. Среди наших спонсоров есть банки, нефтяные, фармацевтические и инвестиционные компании. Мы собрали эти деньги. Почему мы должны продолжать снижать расходы? – цитирует газета неназванный источник в FOTA. – Спорт приносит большие доходы, но давайте посмотрим, какая часть этих средств достается командам».
Другой источник информации, на который ссылается The Guardian, уверяет, что команды намерены добиваться пересмотра долей в распределении доходов Формулы 1: «С 2006-го года многое изменилось: команды увидели, какие долги CVC “навесила” на спорт. Мы понимали, интерес CVC состоит в том, чтобы получать доходы от этого бизнеса, но не до такой же степени: получается, вся Формула 1 должна работать с максимальным напряжением сил на протяжении пяти или шести лет только для того, чтобы погасить чужие долги. Вот почему мы заинтересованы в новых переговорах».
http://www.f1news.ru/news/f1-46886.html
Команды настаивают на перераспределении доходов

7 декабря 2008
Председатель ассоциации Лука ди Монтедземоло считает, что одновременно с введением мер по сокращению бюджетов команд, они должны получать более значительную долю этих средств: «В ближайшее время мы организуем встречу с президентом FIA Максом Мосли, чтобы в деталях представить ему наши предложения и обсудить вопросы повышения зрелищности спорта. Кроме того, мы также решили, что нам необходимо встретиться с Берни Экклстоуном, чтобы поговорить о распределении доходов».
Мосли, поддерживая команды в этом вопросе, в прошлом месяце направил FOTA письмо, в котором говорилось следующее: «FIA присоединяется к FOTA в стремлении убедить FOM (Formula One Management – одна из коммерческих структур Берни Экклстоуна) делить призовые деньги так, чтобы 12 команд гарантировано получали как минимум по $50 млн. каждая. Это обеспечит заполнение стартового поля и создаст условия для прихода новых команд в чемпионат мира...»
http://www.f1news.ru/news/f1-47450.html
Рон Деннис: Берни украл Формулу 1 у команд

19 декабря 2010
В вышедшей недавно биографии Берни цитируется бывший руководитель команды McLaren и босс McLaren Automotive Рон Деннис, который считает, что Экклстоун “украл” Формулу 1 у команд…
Рон Деннис: «Берни ловко украл у нас Формулу 1. Он использовал коммерческий фактор, чтобы убедить команды подписать контракт, в итоге лишивший их прав, которые они имели в прошлом».
Впрочем, Экклстоуна не беспокоят эти комментарии…
Берни Экклстоун: «Когда ситуация в Формуле 1 менялась к лучшему, я инвестировал свои средства, и это принесло результат. Возможно, они считают, что должны были сделать это сами».
http://www.f1news.ru/news/f1-62986.html