27.03.2015 15:55
Малазийская история.
О ранних гонках на территории Малайзии известно немного. И большая часть этой информации доступна только авторизованным пользователям на некоторых архивных малазийских сайтах при условии, что этот пользователь разбирается в их иероглифах. Но что-то всё-таки можно узнать и без подобного фанатизма.
Самое первое упоминание о более-менее крупном автомобильном состязании на территории Малайзии относится к 1940 году. Малайзия в то время была британской колонией. На её территории находился небольшой контингент войск Великобритании. В условиях начала второй мировой войны и возможного начала боевых действий на Ближнем Востоке, эти вооруженные силы были приведены в состояние повышенной боеготовности. Но финансовых средств у командования небольшой воинской группировки не хватало. И вот в рамках общественных мероприятий по сбору средств на нужды британских военных, в ноябре 1940 года были проведены автомобильные соревнования по улицам города Джохор.
Отсутствие познаний в малазийском языке не дало мне возможности узнать фамилии участников того события и марки стартовавших машин. Известно только, что это были автомобили не с открытыми колёсами, произведённые до 1938 года, а так же известна оригинальная форма проведения тех соревнований.
Пятнадцать участников, разбитых на четыре четвертьфинальные группы (в одной из групп три участника, в остальных четверо), в первый день турнира определили десятерых участников полуфиналов, куда вышли по два лучших пилота из каждой группы плюс два самых быстрых пилота, занявших третьи места в группах их четырёх участников. Во второй день сначала состоялся утешительный заезд для пятерых неудачников четвертьфиналов, а затем два полуфинала и финал, в который вышли по два лучших пилота каждого полуфинального заезда и самый быстрый пилот из занявших третье место в своих полуфиналах. Все заезды были спринтерскими, не более чем на двадцать-двадцать пять минут. Сразу после освобождения трассы от участников предыдущего заезда давался старт следующему заезду.
Метрополия высоко оценила благотворительный характер автомобильного турнира в колонии, осветив это событие на передовицах самых крупных газет. Вот так и получил турнир в Джохоре статус первого известного крупного автомобильного состязания на территории Малайзии.
Ну а следующая известная гонка, уже имеющая непосредственное отношение к тематике нашего сайта, состоялась там же в Джохоре осенью или 1948 или 1949 года (сведения в источниках расходятся в этом вопросе).
В однодневную программу этого турнира вошли два автомобильных и два мотоциклетных заезда. И один из заездов автомобилей предназначался для болидов, относящихся к новому классу автомобилей Гран-При, узаконенному летом 1948 года под названием «Формула-1». Ни о численности участников этого исторического заезда Ф1, ни о технике, которой они располагали мне опять-таки ничего узнать не удалось, кроме одного нюанса. Мотоспорт был в Малайзии более популярен в то время, поэтому по программе состязаний сначала состоялись гонки автомобилей, а потом уже главное зрелище — гонки мотоциклов. Так что выступили в то время болиды Ф1 в роли подтанцовки для мотоциклетных гонок. Правда дистанция для болидов Ф1 была самая максимальная. Все прочие заезды проходили в пять кругов, т. е. общая длина дистанции для участников этих заездов составляла меньше девятнадцати километров, а для участников заезда в классе Ф1 дистанция была в два раза больше, аж целых тридцать семь километров с хвостиком.
Как бы то ни было, но вплоть до первой половины 60-х годов двадцатого века гонки в классе Ф1 были неотъемлемой частью всех, ставших традиционными, осенних состязаний в Джохоре. Их дистанция постоянно росла. Уже в 1950 году, когда стартовал первый чемпионат мира в классе Ф1, участники гонок в Джохоре в этой категории преодолевали почти 95 километров дистанции, а к 1960 году дистанция для автомобилей класса Ф1 составляла уже 225 километров.
Но общим у всех этих формульных заездов было одно: небольшое число участников и отсутствие знаменитых имён. В гонках участвовали только местные гонщики, а если они иногда имели европейский паспорт, так всё равно проживали на территории Малайзии.
Начиная с 1962 года гонки в классе Ф1 были исключены из программы состязаний в Джохоре и «Формула-1» покинула Малайзию.
К сожалению, мне не удалось отыскать ни одной фотографии болидов Ф1 на трассе в Джохоре. Здесь я привожу пару фотографий из заезда автомобилей другой гоночной категории в 1952 году, подтверждающих репутацию трассы в Джохоре, как очень сложной для пилотов.

Участник одного из заездов 1952 года (стартовый номер 60) последовательно проезжает мимо двух своих коллег, идентично не справившихся с прохождением одного и того же из поворота.
Несмотря на то, что моторы Ф1 снова зазвучали над Малайзией только в 1999 году, некоторое, хоть и отдалённое, отношение к Ф1 Малайзия снова стала иметь в 1968 году, когда в городе Бату-Тига была проведена реконструкция части городских улиц, периодически используемых для проведения различных автогоночных соревнований, и новый автодром городского типа получил название «Шах-Алам».
С первого же года эксплуатации автодрома «Шах-Алам» он стал помимо прочих автомобильных и мотоциклетных соревнований принимать гонки ближневосточной серии «Тасман». С этого момента возродилось проведение соревнований под громкой вывеской «Гран-При Малайзии (о ранней истории проведения нескольких Гран-При Малайзии на трассе «Томпсон Роуд» в городе Сингапур я писал в авторской заметке «Гран-При Сингапура. Пасхальная история»).
Серия «Тасман» зародилась в странах Австралии и Океании в начале 60-х годов двадцатого века, как дешёвый и доступный для небогатых частных пилотов аналог гонок Ф1. В основном в этой серии применялись устаревшие (обычно двух-, трёхлетней давности) болиды Ф1 на которые устанавливались менее мощные и потому более дешёвые моторы. Получался недорогой гоночный болид на основе Ф1, доступный гораздо большему числу частных пилотов, чем в настоящей Ф1. Специальных моделей болидов для этой серии не производилось, но иногда такие производители как «Брэбэм» и «МакЛарен» обкатывали в океанийской серии «Тасман» свои новые модели болидов Ф1. Потом по результатам гонок «Тасман» эти фирмы дорабатывали свои болиды и участвовали в чемпионате мира Ф1 уже доработанными моделями, имеющими новый индекс. А те самые изначальные варианты моделей продолжали производиться серийно (а потому недорого для будущих покупателей) уже для участия в серии «Тасман» в последующие годы. Получались как бы отдельные модели, участвующие только в серии «Тасман», но на деле это были болиды, разработанные для Ф1, но не дошедшие до участия в гонках чемпионатов мира.
Океанийская серия «Тасман», в целях пресечения роста расходов участников, не расширяла географию своих гонок на ближневосточный регион, и там организовали собственный чемпионат. Так утратившие актуальность болиды Ф1 получали «вторую жизнь», а Малайзия с 1968 года и до прекращения существования серии в 1973 году, была причастной к этому процессу. Только в отличие от океанийской серии, в которой выступали (готовились к сезону Ф1) многие действующие пилоты Ф1, в ближневосточной серии участвовали только местные пилоты и иностранные граждане, постоянно проживающие в странах Ближнего Востока.

Фотография с одной из первых гонок серии «Тасман» на «Шах-Алам». Гонка по внешнему виду очень напоминает гонку Ф1 немного более раннего периода.
Очередное и последнее, но с некоторой натяжкой, пересечение Малайзии с Ф1 произошло в 1977 году, когда был организован, точнее запланирован, ближневосточный чемпионат в классе Ф2. Каким-то образом организаторам чемпионата удалось убедить восходящую звезду французского автоспорта Патрика Тамбэ принять участие в этом турнире. Дебют молодого француза в Ф1 был лишь вопросом времени и без всякого сомнения он сходу стал главной звездой новообразованного чемпионата. Патрик успел выиграть первую гонку серии, состоявшуюся на «Шах-Алам». Но на этом всё и закончилось. Через некоторое время после гонки Ф2, на «Шах-Алам» состоялась гонка спорткаров в которой произошла трагедия. Гоночный автомобиль вылетел с трассы прямо в большую группу подростков, наблюдавших за гонкой недалеко от края трассы. В результате шесть детей в возрасте от семи до тринадцати лет погибли (пять погибли сразу, один умер на следующий день в больнице) и ещё восемнадцать получили ранения разной тяжести. Гонку даже не остановили, доведя её до конца. Но потом наступила реакция. На всём Ближнем Востоке в знак траура были отменены все региональные автомобильные чемпионаты того года. Число гонок сократилось в разы, а те, что всё-таки проводились, считались отдельными соревнованиями, не объединёнными никакими зачётами.
А Тамбэ в том же году дебютировал в Ф1 и набрал свои первые очки в ЛЗ. Позже он вошёл в число топ-пилотов Ф1 и закончил карьеру обладателем двух Больших Призов, выигранных в составе «Феррари». Вроде бы не самые выдающиеся достижения, но никто из пилотов более значимых с точки зрения Ф1, в гонках на территории Малайзии участия не принимал.

Патрик Тамбэ: Единственная звёздочка Ф1 конца 70-х начала 80-х годов, засветившаяся, как участник Гран-При Малайзии тех лет (на фото Патрик в 1978 году, второй сезон в качестве пилота Ф1)
Напоследок добавлю, что была в Малайзии звезда местного масштаба англичанин Джон Макдональд, выигравший четыре гонки на «Шах-Алам» почти во всех категориях автомобилей с открытыми колёсами, которые этот автодром принимал. Он дважды победил в серии «Тасман», по разу выиграл в сериях «Пасифик» и «Атлантик», а так же мог победить и в той самой единственной гонке Ф2, которую выиграл Тамбэ, он лидировал в ней, но подвела техника, отбросив на третье итоговое место.
Из всех нынешних звёзд Ф1 сравняться с Макдональдом по числу побед в Гран-При Малайзии (если считать победителей этого состязания за всю его историю) могут только Алонсо и Феттель (хоть Хэмилтон с Росбергом этого наверняка не допустят).

Джон Макжональд на «Брэбэм ВТ 24» идёт ко своей второй победе в Гран-При Малайзии серии «Тасман». В Ф1 этот болид был актуален в 1969-70 годах.
Ну а в 1999 году Ф1 пришла в Малайзию всерьёз и надолго. Да как пришла! Тут было и повышенное внимание в связи с возвращением в гонки Михаэля Шумахера, восстановившегося после травмы, и необычная роль второго пилота, которую образцово выполнил Михаэль в гонке, и скандал, связанный с дисквалификацией пилотов «Феррари» после гонки и с их последующим восстановлением в протоколе гонки...
Но это уже совсем другая история.

Второй номер команды (Михаэль Шумахер) пока лидирует в первом Гран-При Малайзии новейшей истории Ф1. Но скоро дисциплинированно уступит позицию первому номеру (Эдди Ирвайну). Оба гонщика пилотируют абсолютно соответствующий регламенту болид Ф1. По крайней мере, так решил суд.
Автор статьи: ROMAN grosjean (март 2015 года)