Статья: Малазийская история

27.03.2015 15:55

Малазийская история.

О ранних гонках на территории Малайзии известно немного. И большая часть этой информации доступна только авторизованным пользователям на некоторых архивных малазийских сайтах при условии, что этот пользователь разбирается в их иероглифах. Но что-то всё-таки можно узнать и без подобного фанатизма.

Самое первое упоминание о более-менее крупном автомобильном состязании на территории Малайзии относится к 1940 году. Малайзия в то время была британской колонией. На её территории находился небольшой контингент войск Великобритании. В условиях начала второй мировой войны и возможного начала боевых действий на Ближнем Востоке, эти вооруженные силы были приведены в состояние повышенной боеготовности. Но финансовых средств у командования небольшой воинской группировки не хватало. И вот в рамках общественных мероприятий по сбору средств на нужды британских военных, в ноябре 1940 года были проведены автомобильные соревнования по улицам города Джохор.

Отсутствие познаний в малазийском языке не дало мне возможности узнать фамилии участников того события и марки стартовавших машин. Известно только, что это были автомобили не с открытыми колёсами, произведённые до 1938 года, а так же известна оригинальная форма проведения тех соревнований.

Пятнадцать участников, разбитых на четыре четвертьфинальные группы (в одной из групп три участника, в остальных четверо), в первый день турнира определили десятерых участников полуфиналов, куда вышли по два лучших пилота из каждой группы плюс два самых быстрых пилота, занявших третьи места в группах их четырёх участников. Во второй день сначала состоялся утешительный заезд для пятерых неудачников четвертьфиналов, а затем два полуфинала и финал, в который вышли по два лучших пилота каждого полуфинального заезда и самый быстрый пилот из занявших третье место в своих полуфиналах. Все заезды были спринтерскими, не более чем на двадцать-двадцать пять минут. Сразу после освобождения трассы от участников предыдущего заезда давался старт следующему заезду.

Метрополия высоко оценила благотворительный характер автомобильного турнира в колонии, осветив это событие на передовицах самых крупных газет. Вот так и получил турнир в Джохоре статус первого известного крупного автомобильного состязания на территории Малайзии.

Ну а следующая известная гонка, уже имеющая непосредственное отношение к тематике нашего сайта, состоялась там же в Джохоре осенью или 1948 или 1949 года (сведения в источниках расходятся в этом вопросе).

В однодневную программу этого турнира вошли два автомобильных и два мотоциклетных заезда. И один из заездов автомобилей предназначался для болидов, относящихся к новому классу автомобилей Гран-При, узаконенному летом 1948 года под названием «Формула-1». Ни о численности участников этого исторического заезда Ф1, ни о технике, которой они располагали мне опять-таки ничего узнать не удалось, кроме одного нюанса. Мотоспорт был в Малайзии более популярен в то время, поэтому по программе состязаний сначала состоялись гонки автомобилей, а потом уже главное зрелище — гонки мотоциклов. Так что выступили в то время болиды Ф1 в роли подтанцовки для мотоциклетных гонок. Правда дистанция для болидов Ф1 была самая максимальная. Все прочие заезды проходили в пять кругов, т. е. общая длина дистанции для участников этих заездов составляла меньше девятнадцати километров, а для участников заезда в классе Ф1 дистанция была в два раза больше, аж целых тридцать семь километров с хвостиком.

Как бы то ни было, но вплоть до первой половины 60-х годов двадцатого века гонки в классе Ф1 были неотъемлемой частью всех, ставших традиционными, осенних состязаний в Джохоре. Их дистанция постоянно росла. Уже в 1950 году, когда стартовал первый чемпионат мира в классе Ф1, участники гонок в Джохоре в этой категории преодолевали почти 95 километров дистанции, а к 1960 году дистанция для автомобилей класса Ф1 составляла уже 225 километров.

Но общим у всех этих формульных заездов было одно: небольшое число участников и отсутствие знаменитых имён. В гонках участвовали только местные гонщики, а если они иногда имели европейский паспорт, так всё равно проживали на территории Малайзии.

Начиная с 1962 года гонки в классе Ф1 были исключены из программы состязаний в Джохоре и «Формула-1» покинула Малайзию.

К сожалению, мне не удалось отыскать ни одной фотографии болидов Ф1 на трассе в Джохоре. Здесь я привожу пару фотографий из заезда автомобилей другой гоночной категории в 1952 году, подтверждающих репутацию трассы в Джохоре, как очень сложной для пилотов.

Участник одного из заездов 1952 года (стартовый номер 60) последовательно проезжает мимо двух своих коллег, идентично не справившихся с прохождением одного и того же из поворота.

Участник одного из заездов 1952 года (стартовый номер 60) последовательно проезжает мимо двух своих коллег, идентично не справившихся с прохождением одного и того же из поворота.

Несмотря на то, что моторы Ф1 снова зазвучали над Малайзией только в 1999 году, некоторое, хоть и отдалённое, отношение к Ф1 Малайзия снова стала иметь в 1968 году, когда в городе Бату-Тига была проведена реконструкция части городских улиц, периодически используемых для проведения различных автогоночных соревнований, и новый автодром городского типа получил название «Шах-Алам».

С первого же года эксплуатации автодрома «Шах-Алам» он стал помимо прочих автомобильных и мотоциклетных соревнований принимать гонки ближневосточной серии «Тасман». С этого момента возродилось проведение соревнований под громкой вывеской «Гран-При Малайзии (о ранней истории проведения нескольких Гран-При Малайзии на трассе «Томпсон Роуд» в городе Сингапур я писал в авторской заметке «Гран-При Сингапура. Пасхальная история»).

Серия «Тасман» зародилась в странах Австралии и Океании в начале 60-х годов двадцатого века, как дешёвый и доступный для небогатых частных пилотов аналог гонок Ф1. В основном в этой серии применялись устаревшие (обычно двух-, трёхлетней давности) болиды Ф1 на которые устанавливались менее мощные и потому более дешёвые моторы. Получался недорогой гоночный болид на основе Ф1, доступный гораздо большему числу частных пилотов, чем в настоящей Ф1. Специальных моделей болидов для этой серии не производилось, но иногда такие производители как «Брэбэм» и «МакЛарен» обкатывали в океанийской серии «Тасман» свои новые модели болидов Ф1. Потом по результатам гонок «Тасман» эти фирмы дорабатывали свои болиды и участвовали в чемпионате мира Ф1 уже доработанными моделями, имеющими новый индекс. А те самые изначальные варианты моделей продолжали производиться серийно (а потому недорого для будущих покупателей) уже для участия в серии «Тасман» в последующие годы. Получались как бы отдельные модели, участвующие только в серии «Тасман», но на деле это были болиды, разработанные для Ф1, но не дошедшие до участия в гонках чемпионатов мира.

Океанийская серия «Тасман», в целях пресечения роста расходов участников, не расширяла географию своих гонок на ближневосточный регион, и там организовали собственный чемпионат. Так утратившие актуальность болиды Ф1 получали «вторую жизнь», а Малайзия с 1968 года и до прекращения существования серии в 1973 году, была причастной к этому процессу. Только в отличие от океанийской серии, в которой выступали (готовились к сезону Ф1) многие действующие пилоты Ф1, в ближневосточной серии участвовали только местные пилоты и иностранные граждане, постоянно проживающие в странах Ближнего Востока.

Фотография с одной из первых гонок серии «Тасман» на «Шах-Алам». Гонка по внешнему виду очень напоминает гонку Ф1 немного более раннего периода.

Фотография с одной из первых гонок серии «Тасман» на «Шах-Алам». Гонка по внешнему виду очень напоминает гонку Ф1 немного более раннего периода.

Очередное и последнее, но с некоторой натяжкой, пересечение Малайзии с Ф1 произошло в 1977 году, когда был организован, точнее запланирован, ближневосточный чемпионат в классе Ф2. Каким-то образом организаторам чемпионата удалось убедить восходящую звезду французского автоспорта Патрика Тамбэ принять участие в этом турнире. Дебют молодого француза в Ф1 был лишь вопросом времени и без всякого сомнения он сходу стал главной звездой новообразованного чемпионата. Патрик успел выиграть первую гонку серии, состоявшуюся на «Шах-Алам». Но на этом всё и закончилось. Через некоторое время после гонки Ф2, на «Шах-Алам» состоялась гонка спорткаров в которой произошла трагедия. Гоночный автомобиль вылетел с трассы прямо в большую группу подростков, наблюдавших за гонкой недалеко от края трассы. В результате шесть детей в возрасте от семи до тринадцати лет погибли (пять погибли сразу, один умер на следующий день в больнице) и ещё восемнадцать получили ранения разной тяжести. Гонку даже не остановили, доведя её до конца. Но потом наступила реакция. На всём Ближнем Востоке в знак траура были отменены все региональные автомобильные чемпионаты того года. Число гонок сократилось в разы, а те, что всё-таки проводились, считались отдельными соревнованиями, не объединёнными никакими зачётами.

А Тамбэ в том же году дебютировал в Ф1 и набрал свои первые очки в ЛЗ. Позже он вошёл в число топ-пилотов Ф1 и закончил карьеру обладателем двух Больших Призов, выигранных в составе «Феррари». Вроде бы не самые выдающиеся достижения, но никто из пилотов более значимых с точки зрения Ф1, в гонках на территории Малайзии участия не принимал.

Патрик Тамбэ: Единственная звёздочка Ф1 конца 70-х начала 80-х годов, засветившаяся, как участник Гран-При Малайзии тех лет (на фото Патрик в 1978 году, второй сезон в качестве пилота Ф1)

Патрик Тамбэ: Единственная звёздочка Ф1 конца 70-х начала 80-х годов, засветившаяся, как участник Гран-При Малайзии тех лет (на фото Патрик в 1978 году, второй сезон в качестве пилота Ф1)

Напоследок добавлю, что была в Малайзии звезда местного масштаба англичанин Джон Макдональд, выигравший четыре гонки на «Шах-Алам» почти во всех категориях автомобилей с открытыми колёсами, которые этот автодром принимал. Он дважды победил в серии «Тасман», по разу выиграл в сериях «Пасифик» и «Атлантик», а так же мог победить и в той самой единственной гонке Ф2, которую выиграл Тамбэ, он лидировал в ней, но подвела техника, отбросив на третье итоговое место.

Из всех нынешних звёзд Ф1 сравняться с Макдональдом по числу побед в Гран-При Малайзии (если считать победителей этого состязания за всю его историю) могут только Алонсо и Феттель (хоть Хэмилтон с Росбергом этого наверняка не допустят).

Джон Макжональд на «Брэбэм ВТ 24» идёт ко своей второй победе в Гран-При Малайзии серии «Тасман». В Ф1 этот болид был актуален в 1969-70 годах.

Джон Макжональд на «Брэбэм ВТ 24» идёт ко своей второй победе в Гран-При Малайзии серии «Тасман». В Ф1 этот болид был актуален в 1969-70 годах.

Ну а в 1999 году Ф1 пришла в Малайзию всерьёз и надолго. Да как пришла! Тут было и повышенное внимание в связи с возвращением в гонки Михаэля Шумахера, восстановившегося после травмы, и необычная роль второго пилота, которую образцово выполнил Михаэль в гонке, и скандал, связанный с дисквалификацией пилотов «Феррари» после гонки и с их последующим восстановлением в протоколе гонки...

Но это уже совсем другая история.

Второй номер команды (Михаэль Шумахер) пока лидирует в первом Гран-При Малайзии новейшей истории Ф1. Но скоро дисциплинированно уступит позицию первому номеру (Эдди Ирвайну). Оба гонщика пилотируют абсолютно соответствующий регламенту болид Ф1. По крайней мере, так решил суд.

Второй номер команды (Михаэль Шумахер) пока лидирует в первом Гран-При Малайзии новейшей истории Ф1. Но скоро дисциплинированно уступит позицию первому номеру (Эдди Ирвайну). Оба гонщика пилотируют абсолютно соответствующий регламенту болид Ф1. По крайней мере, так решил суд.


Автор статьи: ROMAN grosjean (март 2015 года)

0 Отзывов