Статья: Любовь не с первого взгляда

06.03.2015 13:35

Любовь не с первого взгляда.

Во второй половине 1980 года атмосфера внутри команды «МакЛарен»была достаточно напряжённой. Причиной была взаимная неприязнь конструкторского штаба команды, возглавляемого Гордоном Коппаком, и первого пилота команды Алена Проста.

Ален, дебютант чемпионата мира, более полугода обращал внимание конструкторов на невысокую надёжность двух элементов модели М29, коробки передач и передней подвески, которые с пугающей регулярностью выходили из строя на пилотируемом Простом болиде. Конструктора же относились к заявлениям пилота без доверия, считая самого пилота виноватым в его проблемах с техникой.

Здесь надо отметить два нюанса, которые принимал во внимание технический штаб команды.

Первое. Модель М29 была разработана и использовалась в гонках ещё в прошлом 1979 году и с незначительными изменениями перешла в текущий сезон 1980 года. Оба элемента, которые критиковал Прост, были заимствованы от прошлогоднего болида без изменений и считались достаточно отработанными и надёжными. В завершающей части прошлогоднего чемпионата ни коробка передач, ни передняя подвеска не создавали проблем пилотам «МакЛарен». Не испытывал с ними проблем в текущем сезоне и второй пилот команды Джон Уотсон. Проблемы были только у Проста.

Второе. С конца 70-х годов, определять пилотский состав команды стало прерогативой титульного спонсора, коим являлся табачный гигант «Мальборо», а не руководства команды, без споров утверждавшего предлагаемые кандидатуры. Соответственно, люди «Мальборо» отыскали Проста в Ф3 в 1979 году (будущий профессор стал там чемпионом серии) и через одну ступень автоспорта, минуя Ф2, перевели Проста в состав команды Ф1. Люди «Мальборо» так же настояли на том, чтобы дебютант получил статус первого пилота команды. Это была очень немаловажная деталь для «МакЛарен» времён правления Тедди Майера. Краткую, но ёмкую характеристику команде в этом плане дал Денни Хьюм: «На второго пилота здесь всем насрать».

Тедди Майер и Берни Экклстоун. Два руководителя команд Ф1, предпочитавших использовать ресурсы команды в интересах первого пилота, а второго держать в «чёрном теле».Тедди Майер и Берни Экклстоун. Два руководителя команд Ф1, предпочитавших использовать ресурсы команды в интересах первого пилота, а второго держать в «чёрном теле».

И вот пилот, у которого молоко Ф3 на губах не обсохло, говорил о проблемах с надёжностью очень важных элементов гоночного болида, а куда как более опытный в то время Джон Уотсон, заменивший в «МакЛарен» завершившего карьеру Джеймса Ханта и прошлогодний первый номер, утверждал, что проблем в этом плане нет. Второму номеру, несмотря на его статус, доверяли больше.

И тут ситуация резко усугубилась. К руководству «МакЛарен» обратились представители «Рено» с предложением передать им права на молодого французского пилота, невзирая на имеющийся у «МакЛарен» многолетний контракт с Простом. Выяснилось, что первые контакты Проста с «Рено» произошли ещё за некоторое время до того.

Доказать собственную правоту по замечаниям к технике стало для Проста практически невозможно. Слово «саботаж» в его отношении не употреблялось, но то доверие, которое он заслужил первыми успехами на старте сезона, и без того пошатнувшееся за последнее время, оказалось окончательно подорвано.

Сам Прост подлил масла в огонь. Если в первой половине сезона он предпочитал действовать по схеме «больше дела - меньше слов» и настолько игнорировал журналистов, что они временами объявляли ему ответный бойкот, то сейчас он сразу же после первой встречи представителей «МакЛарен» и «Рено» сделал тайное явным, выступив с заявлением, что его стремление перейти в «Рено» вызвано желанием оказаться в следующем году за рулём конкурентоспособного болида.

Руководство «МакЛарен» отреагировало адекватно. На Гран-При Голландии (за четыре этапа до финиша чемпионата) наконец-то дебютировал новый «МакЛарен» М30. Право на пилотирование передовой техники получил первый номер команды Прост. На самом же деле этот момент оказался рубежом по переориентации команды на Джона Уотсона. Прост стал пилотом «на которого всем насрать». Выступления Проста в квалификациях теперь сопровождались обилием мелких проблем, которые устранялись командой настолько долго, что за два квалификационных дня у Проста иногда бывала всего одна быстрая попытка. Уотсон же наконец-то стал получать ту поддержку, которую имел до прихода Проста в команду.

Несмотря на это, благодаря удачному стечению гоночных обстоятельств, в первой же гонке на новой машине Прост в последний раз в сезоне пополнил свой счёт в Личном зачёте (одно очко за шестое место).

Дебют «МакЛарен» М30 на Гран-При Голландии 1980 года. С этого Гран-При Прост был фактически лишён статуса первого пилота команды.Дебют «МакЛарен» М30 на Гран-При Голландии 1980 года. С этого Гран-При Прост был фактически лишён статуса первого пилота команды.

Последние выступления Проста сделали его расставание с командой ещё более неприятным.

На предпоследнем этапе в Канаде Прост, благодаря тому же удачному стечению гоночных обстоятельств, вышел в какой-то момент на четвёртое место. Третьим в это время был Уотсон. Дистанция между двумя «МакЛарен» исключала возможность внутрикомандной борьбы, но Ален имел более высокий темп, нежели Джон. Следование на смежных позициях продолжалось несколько кругов, а потом у Проста, уже который раз в сезоне, сломалась передняя подвеска. Дело закончилось опасным вылетом с трассы и лёгкой контузией пилота.

Команда обрушилась на Проста со шквальной критикой за то, что он пренебрёг сбережением ресурса болида и запорол команде её лучший результат в сезоне: оба болида в зачётной шестёрке.

Подготовка к старту в Гран-При Канады 1980 года. Внешне всё буднично. Ничто не напоминает о конфликте.Подготовка к старту в Гран-При Канады 1980 года. Внешне всё буднично. Ничто не напоминает о конфликте.

На последний этап в Уоткинс-Гленн Прост приехал отбывать номер за ставшую чужой команду. В ходе дождевой квалификации, когда Прост ехал далеко не на предельном режиме, на его болиде в одном из поворотов отломился треугольный рычаг передней подвески. Колесо взгромоздилось на болид, а после окончательного отрыва по касательной ударило пилота по шлему. Вероятно, пилот при этом кратковременно (не более чем на секунду-полторы) потерял сознание и утратил воспоминания о самом факте удара колесом по голове. Потому что воспоминания самого Алена об этом эпизоде содержат детальное описание его ощущений и действий после вылета с трассы и там нет ничего про удар колесом. Но все нерусскоязычные источники, более-менее детально описывающие этот инцидент, утверждают, что колесо в голову пилота попало, вследствие чего пилот получил сотрясение мозга и некоторое время «страдал от сильных головных болей и имел проблему с фокусировкой зрения».

Последний гоночный уикенд Алена Проста в составе «МакЛарен» в 1980 году. Квалификация Гран-При США в Уоткинс-Гленн.Последний гоночный уикенд Алена Проста в составе «МакЛарен» в 1980 году. Квалификация Гран-При США в Уоткинс-Гленн.

Как бы то ни было, но выйдя через пару дней из больницы, в которую он был доставлен с места аварии, Прост заявил, что ноги его больше в «МакЛарен» не будет, и он счастлив избавиться от членства в этой команде.

Может быть «расфокусировка зрения» тому виной или ещё что, но только попал будущий Профессор этой фразой в белый свет, как в копеечку.

Потому что именно в «МакЛарен» Ален впоследствии и получил свой «Профессорский» статус. Но это уже совсем другая история.

Кто же он, Ален Прост, образца 1980 года. Жертва саботажа команды или сам саботировал работу с целью расторгнуть многолетний контракт.Кто же он, Ален Прост, образца 1980 года: жертва саботажа команды или сам саботировал работу с целью досрочно расторгнуть многолетний контракт?

 

Автор заметки: ROMAN grosjean (март 2015 года)

1 Отзыв