03.03.2015 17:19
Шесть эпизодов из гоночной карьеры Хельмута Марко
Эпизод первый: Крупный успех накануне первой гонки в Ф1.
Повышенное внимание к своему участию в Гран-При Австрии 1971 года Хельмут Марко впривлёк недавним большим успехом в знаменитой гонке «24 часа ЛеМана». Вместе с партнёром по экипажу Гейсом ван Леппеном, пилотируя «Порше» модель 917К (стартовый номер 22), Марко не только стал одним из победителей этой гонки, но и соавтором рекорда по числу километров пройденной за сутки дистанции (5335 километров, более чем на сто километров больше предыдущего рекорда, улучшен только через 39 лет, в 2010 году).
Залогом такого результата стала не только скорость, демонстрируемая пилотами экипажа-победителя, но и отсутствие технических проблем на протяжении всего суточного марафона. Ближайший преследователь потерял на ремонте в боксах два круга, а остальные и того больше.

На фото: «Порше» 917К на дистанции «24 часов ЛеМана» в 1971 году. За рулём Хельмут Марко.

На фото: Гейс ван Леппен и Хельмут Марко - победители «24 часа ЛеМана» 1971 года.
Эпизод второй: Первый старт в Ф1.
Первый старт Хельмута Марко в гонке Ф1 совпал с дебютом в Ф1 Ники Лауды, купившем себе на одну гонку место в команде «Марч». Сам Хельмут тоже был рента-драйвером команды «БРМ», причём единственным из четырёх пилотов команды, кому предоставили прошлогоднюю модель болида. Остальные имели в своём распоряжении актуальную технику текущего сезона.
В одном из первых поворотов гонки Марко ошибся и выехал за пределы трассы. Этим воспользовались два пилота, ехавших за его спиной, и опередили доктора права, которым в то время уже являлся Хельмут.
Одним из этих пилотов был Лауда. Марко потребовалось два круга, чтобы догнать Лауду, после чего он, не теряя времени, с ходу, прошёл соотечественника слип-стримом на прямой. Дальше пути двух австрийских дебютантов разошлись. Лауда остался в хвосте пелетона и, в конце концов, выбыл из гонки до середины дистанции. А Марко провёл неплохую гонку. Во второй её части он вошёл в первую десятку, причём не только за счёт сходов впереди идущих соперников, но и совершив несколько обгонов на трассе. От лидеров к тому времени Хельмут отставал на один круг, что для уровня его устаревшей техники было очень неплохо. В одном круге от лидеров он и должен был закончить гонку.
Но за пятнадцать кругов до финиша возникли проблемы с техникой. Марко подстроился под изменившееся поведение болида и доехал до финиша на одиннадцатом месте, уступив лидерам за счёт замедления в конце гонки два круга.
Своей первой гонкой в Ф1 Марко подтвердил уже сложившуюся репутацию пилота, способного чувствовать технику и умеющего доводить до финиша даже неисправные гоночные автомобили.

На фото: Старт Гран-При Австрии 1971 года. Первые метры Хельмута Марко и Ники Лауды в гонке Ф1.
Эпизод третий: Эпическая битва с Лаудой в хвосте пелетона.
Подробно этот эпизод я описал в своей авторской заметке «Хельмут Марко против Ники Лауды».
Добавлю только, что с точки зрения соотечественников, да и самих пилотов, это была борьба ни много ни мало за право называться наследником Йохена Риндта - первого австрийского чемпиона мира.
Поэтому, несмотря на слабую технику и невысокие позиции в текущем протоколе гонки, борьба между Марко и Лаудой была упорная и принципиальная. Марко был в роли более медленного пилота на более высокой позиции, а для Лауды всё было наоборот. Хельмут Марко, пожалуй, впервые изменил своим принципам и не только довёл технику до серьёзного отказа (поломка рычага задней подвески), но и продолжал предельно жёсткие оборонительные действия после появления данной поломки. На плохо управляемом «БРМ» Марко вызвал бурю негативных эмоций у пилота «Феррари» Клея Регаццони, которому помешал в принципиальном внутрикомандном поединке с Жаки Иксом. Эпизод впоследствии даже перерос в разборки между двумя командами на уровне руководителей.
Сколько не искал в «Гугле» и «Яндексе» не нашёл ни одного фото Хельмута Марко с этого Гран-При. А вот фото Ники Лауды отыскал!

На фото: Гран-При Аргентины 1972 года. Ники Лауда в своей второй гонке в Ф1 пилотирует то ли «Поднос», то ли «Журнальный столик» (в ходу были оба прозвища). «Марч» модель 711 отличался оригинальностью внешнего вида. И вот это Чудо-Юдо прессинговало «БРМ» Хельмута Марко несколько десятков кругов.
Эпизод четвёртый: Авиакатастрофа, «Тарго Флорио» и сицилийская мафия
Ф1 была лишь небольшой частью жизни автогонщика Хельмута Марко (это, впрочем, было справедливо для практически всех пилотов Ф1 того времени). В паузах между Гран-При Ф1, Марко выступал и в других гоночных сериях, в которых зачастую защищал цвета совсем других команд, нежели в Ф1.
Так в мае 1972 года Хельмут Марко в паре с Нанни Галли в составе команды «Альфа-Ромео» модель Т33 (стартовый номер 5) принял участие в ещё одной известнейшей гонке того времени: «Тарго Флорио» в Сицилии.
Для того, чтобы Марко и Галли без проблем успели к началу тренировочных заездов перед «Тарго Флорио» с тестов, на которых оба пилота были заняты в командах Ф1, представители «Альфа-Ромео» забронировали для обоих пилотов места на самолёте, следующем из Милана через Рим в Палермо. Хельмут, имевший собственные планы по способу прибытия к месту проведения сицилийской гонки, от места в самолёте отказался. А Нанни Галли банально опоздал на рейс, во время промежуточной посадки самолёта в Риме, прибыв в аэропорт в тот момент, когда самолёт уже брал разгон на взлётной полосе. При подлёте к Палермо самолёт потерпел крушение. Все кто был на борту, погибли.
Хельмут Марко не испытал какого-то особого потрясения и не считал этот день своим вторым днём рождения, так как не планировал воспользоваться услугами погибшего рейса. А вот Нанни Галли оставался не в своей тарелке несколько последующих дней, в том числе и по ходу гонки. Из-за сильного личного потрясения он оказался слабым звеном в экипаже и потерял несколько драгоценных минут, которые не позволили Марко, пилотировавшему гоночный автомобиль на завершающей стадии гонки, побороться за победу в «Тарго Флорио». Экипаж Марко/Галли занял второе место с отставанием всего в 19 секунд от победителей, в свою очередь почти на 20 минут опередив экипаж, занявший третье место.

На фото: Хельмут Марко за рулём «Альфа-Ромео» Т33 на пути ко второму месту в «Тарго Флорио» 1972 года.

На фото: Хельмут Марко и Нанни Галли после финиша гонки.
После гонки Марко ужинал с друзьями в местном ресторане, когда к нему подошёл человек от соседнего столика, поздравил с успешной гонкой, передал записку с номером телефона и попросил позвонить по этому номеру перед отъездом из Палермо.
Уже после выхода из ресторана друзья отговорили Марко звонить. За тем столиком, от которого подошёл незнакомец, сидел один из боссов сицилийской мафии, очень опасный человек. Не исключено, что при звонке Марко было бы сделано предложение совершить какое-либо противозаконное действие в интересах мафии (например, что-то куда-то перевезти), при этом сам факт звонка был бы воспринят как заранее полученное согласие и отказ от предложения мог бы быть уже опасен для жизни.
Марко не стал искушать судьбу во второй раз (после авиакатастрофы) и звонить не стал.
Эпизод пятый: Упущенная возможность получить очки в Монако.
В Гран-При Монако 1972 года у Марко был первый реальный шанс побороться за очки.
Гонка проходила при сильном дожде. На 15-м круге на «БРМ» Рене Виселля протёк масляный бак. Масло и дождевая вода превратили данный участок трассы в настоящий каток. Те пилоты, кто в трафике гонки ехали позади других пилотов, успели понять, почему поведение их гоночных болидов изменилось. Так Джеки Стюарт вспоминал, что сначала подумал на поломку подвески на своём болиде, но понаблюдав за впередиидущими машинами, понял, что у всех без исключения подвеска сломаться не могла, поэтому, скорее всего причина в масле на трассе.
А вот Марко проехал по маслу, не имея для анализа ситуации других болидов в прямой видимости. Он решил, что спустила шина, и заехал на пит-стоп, потеряв очень важное время.
Во второй половине гонки Марко, из-за многочисленных пит-стопов совершенных им самим и остальными пилотами, совсем запутался кто из соперников на сколько впереди, кто на сколько позади (сигнальные таблицы из боксов временами были недостоверны, а временами плохо видны в сложных метеоусловиях). Поэтому он без борьбы, будучи уверенным, что пропускает отставших на круг и теперь возвращающихся в круг пилотов, пропустил сначала Брайена Редмана на «МакЛарен», а потом Андреа де Адамича на «Сертиз». Редман в итоге финишировал пятым, а де Адамич до конца гонки прессинговал Криса Эймона на «Матра» в борьбе за шестое место. А Марко следовал за этими дуэлянтами на восьмом месте, не имея шансов на узеньких улочках Монако вмешаться в борьбу за очки. Тем не менее, восьмое место в Монако, в считанных секундах от очковой зоны, стало высшим достижением Марко за его короткую карьеру в Ф1.

На фото: Хельмут Марко готовится к старту в Гран-При Монако 1972 года.
Эпизод шестой: Конец карьеры.
Гран-При Франции 1972 года стал последним стартом Хельмута Марко в Ф1. На эту гонку он впервые получил в своё распоряжение актуальную модель болида 1972 года и с первой же попытки превзошёл на одинаковой технике всех своих партнёров по команде. По ходу гонки Хельмут впервые в карьере шёл в очковой зоне.

На фото: Первый круг Гран-При Франции 1972 года. Хельмут Марко («БРМ», стартовый номер 25) идёт на пятом месте в гонке. До трагичного инцидента с камнем остаётся около двадцати минут.
О том как Хельмут Марко получил на Гран-При Франции травму, несовместимую с дальнейшей карьерой пилота Ф1, я также уже писал в своей авторской заметке «Доктор Хельмут Марко - пилот Ф1». Но поскольку заметка очень давняя, приведу из неё отрывок (с небольшой коррекцией исходного текста):
«… Для Хельмута Марко всё началось с ложного срабатывания системы пожаротушения в «Марч» Ронни Петерсона. Облако пены окутало кокпит. Петерсон был вынужден насколько это возможно приподниматься (!) в кокпите, чтобы видеть трассу. Управлять болидом при этом было не совсем удобно. В итоге, когда Петерсон, невзирая ни на какие проблемы, всё-таки прошёл Хельмута Марко, его болид вынесло на грязную часть трека.
Камень, вылетевший из-под заднего колеса машины Петерсона, помчался на встречном курсе и ударил в забрало шлема Хельмута Марко.
(в некоторых источниках говорится, что камень вылетел из-под колеса «Лотус» будущего чемпиона мира Эмерсона Фиттипальди, но я, в данном случае, придерживаюсь версии самого Хельмута Марко, который утверждал, что это был Ронни Петерсон, да и покруговка гонки это подтверждает)
Камень ударил в забрало шлема, пробив в нём дыру, и ударил по лицу пилота в районе левого глаза. Слава Богу, что камень при этом потерял свою инерцию. Иначе смерть Хельмута была бы неминуема.
Находясь на грани потери сознания от сильнейшей боли, Хельмут Марко, тем не менее, сумел остановить болид вне трассы (мысль, что болид всё ещё заполнен топливом и при аварии в бессознательном состоянии в нём можно запросто сгореть, помогала сохранять сознание), самостоятельно из него выбрался и бросился в группе стоящих неподалеку маршалов, прося медицинской помощи. Те никак на это не прореагировали. Они понимали только по французски. А сам факт того, что пилот выбрался из болида и подбежал к ним, априори воспринимался ими, что с пилотом всё в порядке.
Когда Хельмут Марко всё-таки потерял сознание, парни засуетились…»

На фото: Шлем Хельмута Марко после инцидента с камнем.
Злоключения Марко в тот день на этом не закончились. В больнице, куда его привезли с трассы, ему только и сделали, что промыли травмированный глаз. Марко, по его воспоминаниям, стало от этого только хуже. Затем Хельмута перенаправили в другую больницу. Там его осмотрели и перенаправили в третью больницу. В той больнице Марко наконец-то госпитализировали, но до понедельника продержали без лечения на болеутоляющих таблетках, так как врач, специализирующийся на травмах глаз, уехал на выходные отдыхать и его не смогли розыскать.
В целом, причиной потери глаза, помимо тяжести повреждений, стал общий невысокий уровень глазной медицины (хирургии) того времени.
Тем не менее, в первые несколько недель после Гран-При Франции ходили самые противоречивые слухи о перспективах возвращения Марко в число действующих пилотов Ф1. Широкое распространение получили сплетни о том, что обширные связи Марко в среде крупных светил австрийской медицины помогут ему в самом скором времени оправиться от последствий травмы (спасти глаз) и вернуться в гонки. Под влиянием этих слухов руководитель «БРМ» Альфред Оуэн заявлял Марко на участие в Гран-При Великобритании и Германии (две следующих гонки после Франции). И только потом был признан факт, что карьера Марко в Ф1 окончена.
Автор статьи: ROMAN grosjean (февраль 2015 года).