27.02.2015 16:14
Статья посвящена событиям и обстоятельствам, предшествующим появлению в Ф1 команды «Бенеттон» вместо команды «Тоулмен».
Бенеттоновские штучки
Эта история началась 29 апреля 1984 года. В этот день состоялся третий этап сезона – Гран-При Бельгии на трассе Спа-Франкоршам.
Дебютант сезона, пилот команды «Тоулмен» Айртон Сенна всего второй раз в чемпионате добрался до финиша и снова в очках, заняв шестое место, как и три недели назад в Южной Африке.
Но хозяин команды Тед Тоулмен и менеджер команды Алекс Хокридж метали гром и молнии в адрес шинников из «Пирелли». Слишком сильный износ шин заставил команду провести дополнительный пит-стоп для Айртона Сенны в завершающей стадии гонки, и все усилия бразильца в борьбе за подиум бельгийской гонки оказались напрасными. А это мог бы быть лучший результат за всю недолгую историю английской команды.
Критика шин была предельно адресной, предельно жёсткой и абсолютно публичной.
Скажи кто тогда Теду Тоулмену, что он сделал первый шаг на пути прекращения собственного проекта в Ф1, Тед, скорее всего, не поверил бы. Но всё оказалось именно так.
Второй шаг был сделан в период между Гран-При Бельгии и следующим Гран-При Сан-Марино.
В мире Ф1 информация, интересная определённому кругу лиц, распространяется в этом кругу очень быстро.
Известие об оперативном разрыве компанией «Пирелли» контракта на поставку продукции команде «Тоулмен», стала быстро известна конкурентам по «шинной войне», компаниям «Мишлен» и «Гудьир». От обоих производителей в адрес «Тоулмен» поступили предложения о начале поставок шин для нового клиента. Поставки, к сожалению, могли быть обеспечены не с Гран-При Сан-Марино, состоявшегося всего через неделю после гонки в Бельгии, а со следующего этапа во Франции. Предложение «Мишлен» было принято, а компании «Гудьир» было отказано так неуклюже, что американский производитель шин оказался оскорблён не хуже «Пирелли».
Последствия этих обид Тед Тоулмен в полной мере ощутил уже после завершения сезона 1984 года. Ну а с проблемой участия в Гран-При Сан-Марино команда справилась лишь с помощью Берни Экклстоуна, который в пятницу вечером, после того как «Тоулмен» пропустил тренировки в четверг и квалификацию в пятницу из-за отсутсвия в распоряжении команды шин хоть какого-нибудь производителя, собрал в своём моторхоуме конфликтующие стороны и смог убедить шинников из «Пирелли» обеспечить поставку своей продукции команде «Тоулмен» в оставшуюся часть уикенда.
Кстати, вышеперечисленное стало причиной такого казуса, как единственная в карьере Айртона Сенны не пройденная квалификация. В субботу Айртон не смог завершить свой первый и единственный быстрый круг из-за возникших технических проблем и на трассе больше не появился.
Дебют модели TG184 (главный конструктор Рори Бирн) состоялся на Гран-При Франции 1984 года одновременно с переходом на шины «Мишлен». Именно на этой модели (с оригинальным двойным задним антикрылом) и на этих шинах Айртон Сенна завоевал три подиума в сезоне 1984 года (для себя - первые подиумы, для команды - единственные)
В конце сезона команду «Тоулмен» постигло два удара. Во-первых, несмотря на многолетний контракт, не удалось удержать в команде Айртона Сенну, не без локального скандала перешедшего в «Лотус». А во-вторых, компания «Мишлен» свернула свою программу в Ф1. И второй удар оказался для команды очень серьёзным, так как оба оставшихся в деле производителя шин, «Пирелли» и «Гудьир», помня относительно свежую обиду, отказались снабжать «Тоулмен» своей продукцией.
Команда оказалась в парадоксальной ситуации. Она была обеспечена новой моделью болида, более-менее отработанной в конце сезона 1984 года, пока команда снабжалась продукцией «Мишлен», имела двигатель, пилотов, спонсоров. Но не могла выйти на старт чемпионата из-за отсутствия контракта с производителем шин. Сезон 1985 года стартовал без «Тоулмен». Прошло уже три этапа, а ситуация по-прежнему выглядела безнадёжной. Шинники были неумолимы.
Старт третьего этапа чемпионата мира 1985 года в Сан-Марино. Гонку возглавляет экс-пилот «Тоулмен» Айртон Сенна. Самого же «Тоулмен» нет в пестроте пелетона. Шинные компании оставались тверды в нежелании снабжать команду своей продукцией.
И тут на помощь команде пришёл её титульный спонсор, коим в межсезонье, ещё до того как последовал демарш шинных производителей, стал итальянский текстильный гигант «Бенеттон». Точнее, слово «помощь» следовало бы заключить в кавычки.
Лучано Бенеттон — владелец одноимённой текстильной империи, за последние несколько лет успел в полной мере оценить пользу инвестиций в Ф1 и теперь готов был к следующему шагу, приобретению собственной команды Ф1. Но идти по пути Теда Тоулмена Лучано Бенеттон не хотел. Тоулмен создал свою команду с нуля в одной из низших серий, последовательно прошёл несколько ступеней автоспорта, а когда перевёл свою команду в Ф1, то первые два сезона его команда относилась к разряду аутсайдеров пелетона и только потом смогла включиться в борьбу за очки, обретя статус крепкого середняка.
Лучано не собирался терять столько времени. В его планах была покупка команды, подобной той что была у Тоулмена — крепкого середняка с хорошей производственной базой и сложившимся сильным конструкторским коллективом, и уже отталкиваясь от такого базового уровня и обеспечив команде более высокий уровень финансирования, в течение нескольких лет сделать её одним из лидеров Ф1.
Но с реализацией этих планов возникла некоторая сложность. В пелетоне в то время было много команд. Но часть из них была совершенно маленькими конструкторскими коллективами, существовавшими в большинстве своём не больше двух-трёх лет и не подходившими под те требования, что определил для своей будущей команды Бенеттон. Другие команды были сильны и успешны и не помышляли о смене владельца. Те же команды, которые подходили под требования Бенеттона и стабильно испытывали финансовые сложности, находились под управлением энтузиастов-романтиков, готовых и дальше самостоятельно тянуть свою лямку и не желавших продавать свои команды. К числу последних относился и Тед Тоулмен. Впрочем, учитывая сложности, с которыми «Тоулмен» столкнулся в сезоне 1985 года, Лучано Бенеттон рассматривал команду, титульным спонсором которой являлась его компания, как наиболее вероятного кандидата на приобретение. Нужен был лишь какой-то дополнительный аргумент, чтобы убедить Теда Тоулмена отказаться от собственной команды Ф1. И после третьей гонки сезона такой аргумент появился.
Команда «Спирит» объявила о своей финансовой несостоятельности и прекращении выступлений в Ф1. Маленький коллектив оказался не готов к выступлениям на таком высоком уровне, на котором оказался не без помощи «Хонда», обещавшей этой команде, при условии перехода в Ф1, недорогие, но конкурентоспособные движки. На деле японцы отработали на «Спирит» некоторые технологии и сосредоточилась на снабжении своими моторами гораздо более сильной команды «Уильямс». Ну а «Спирит» самостоятельно пробарахтался в Ф1 один сезон и в конце концов подошёл к логическому завершению своей эпопеи.
Последний выход команды «Спирит» на старт гонки Ф1 (ГП Сан-Марино, за рулём Мауро Бальди). Неспособность этой команды продолжать существование стала одним из ключевых моментов в истории команды «Тоулмен».
Лучано Бенеттон выкупил «Спирит» и, таким образом, стал владельцем собственной команды Ф1. Вместе с правами на команду Бенеттон стал обладателем и действительного контракта с «Пирелли», снабжавшими «Спирит» своей продукцией. Однако, заявлять своё новое приобретение на участие в очередной гонке (Гран-При Монако) Бенеттон не собирался. Вместо этого он предложил весь поступивший в его распоряжение комплект шин «Пирелли» Тоулмену. Тед был не в том положении, чтобы отказаться от предложения Лучано. Команда «Тоулмен» впервые в сезоне вышла на старт гонки. Правда, только одним пилотом, так как «Спирит» имел контракт на поставку комплекта шин, рассчитанного на одного пилота.
До следующего Гран-При Канады был целый месяц. И за это время внутри команды «Тоулмен» произошли важные события. Предстояло определить облик болида на следующий сезон. Конструкторский штаб приступал к разработке новой модели, и одним из непременных условий начала проектирования было определение поставщика моторов на следующий год.
С самого начала своего существования в Ф1, Тоулмен использовал на своих болидах 4-цилиндровый турбодвижок разработки Брайана Харта. Ничего не хотел менять Тед и на сезон 1986 года. Неожиданно титульный спонсор вышел с предложением подписать контракт с «БМВ» на поставку 6-цилиндрового турбодвижка, что требовало совершенно иной компоновки двигательного отсека. Тед вспылил и напомнил Лучано кто в команде хозяин. Лучано не спорил. Он просто заявил свою недавно приобретённую команду на Гран-При Канады, а Тоулмену объяснил, что интересы «Спирит» для него (Лучано) выше, чем интересы спонсируемой команды.
У Тоулмена было некоторое время на размышления и, в конце концов, Тед покорился. Перед Гран-При Канады было объявлено, что команда «Спирит» не смогла подготовить болид к гонке, а комплект шин «Пирелли» вновь достался команде «Тоулмен». Отныне и до конца сезона команда стабильно участвовала в гонках. Отныне и до конца сезона власть в команде фактически перешла к Лучано Бенеттону.
Именно Бенеттон договорился с «Пирелли» и со второй половины сезона объем поставок шин увеличился в два раза в обмен на обещание сделать вторым пилотом «Тоулмен» Пьеркарло Гинцани, незадолго до этого лишившегося места боевого пилота в команде «Озелла».
В межсезонье юридически было оформлено то, что фактически свершилось по ходу сезона. Лучано Бенеттон стал владельцем команды «Тоулмен» и дал ей своё имя. Началась история команды под именем «Бенеттон», вписавшей в историю Ф1 немало славных страниц. Но это уже совсем другая тема.
Этот болид начал разрабатываться Рори Бирном под индексом TG186 (TG - Toleman Group), а на старт сезона вышел под индексом B186 (B - Benetton). За рулём Тео Фаби.
Автор статьи: ROMAN grosjean (февраль 2015 года)