Японские страсти.
1976 год. Впервые один из этапов чемпионата мира Ф1 был проведён в Японии. Завершающая гонка того сезона состоялась на трассе Фудзи, которая с первой же попытки стала ареной определения чемпиона мира.
Подробности той знаменитой гонки (да и всего того сезона), благодаря фильму «Гонщик», знают даже те люди, кто и близко не следит за чемпионатами Ф1.
Лидер чемпионата, пилот «Феррари» Ники Лауда, опережающий пилота «МакЛарен» Джеймса Ханта на три очка и переживший ранее в этом сезоне тяжелейшую аварию, отказался принимать участие в гонке в условиях сильного ливня и после первого круга добровольно прекратил борьбу, заехав в боксы.
А Хант продолжил гонку и, завоевав третье место и 4 очка за него, стал чемпионом. При этом сам Хант после финиша гонки был уверен, что занял только четвёртое место, проиграв, таким образом, титул Лауде. И только попав в объятия членов команд на пит-лейн, понял, что он чемпион.
После такого эмоционального накала дебютной гонки, японцы с нетерпением ждали нового свидания с Ф1 через год.
1977 год. Увы, новой борьбы за титул не получилось. Лауда решил все вопросы со своим вторым титулом за два этапа до конца чемпионата (а японский этап, на той же трассе Фудзи, вновь завершал чемпионат) и покинул «Феррари» досрочно из-за конфликта с Инженьери.
Вместо Лауды в Японию в составе «Феррари» приехал молодой Жиль Вильнев, для которого эта гонка была третьей в Ф1 и второй за «Феррари».
Вильнев и стал одним из «героев» гоночного уикенда.
Эта гонка транслировалась японским телевидением. Не знаю, сколько стран смотрело эту гонку в записи или в прямом эфире, но факт остаётся фактом: всё, что произошло на шестом круге этой гонки, оказалось задокументировано видеосъемкой.
Ещё на первых кругах гонки со всех ракурсов было отчётливо виидно, как совсем недалеко от трассы практически по всей её протяженности, за достаточно скромными барьерами из покрышек, высотой примерно по пояс взрослому человеку среднего роста, стояли люди. Журналистя и фотографы. По правилам безопасности, действующим уже в то время, никого из них там не должно было быть, но общее число нарушителей этих правил составило больше тысячи человек (!).
В конце прямой старт финиш трасса довольно круто заворачивала вправо. В месте изгиба трассы за барьером из покрышек так же стояли фотографы. Место было одно из самых удачных. Снимки стартовой прямой с несущимися болидами – просто пальчики оближешь.
С какой стати одному из фотографов понадобилось перелезать через барьер и встать прямо напротив гоночного полотна ПЕРЕД барьером, теперь уже у него не спросишь (уже 37 лет как не спросишь).
Но остальные фотографы внимаение на своего коллегу обратили. Сами, конечно, затаскивать отщепенца обратно за барьер не полезли. У каждого свои задачи: у фотографов – снимать, у маршалов трассы – следить за порядком и соблюдением правил (правда, как я уже говорил, нарушали все, но стоять перед барьером - это совсем уж из ряд вон).
В общем, сообщили маршалу трассы - студенту с временной занятостью на текущую гонку. Тот не придумал ничего лучше, как самому перелезть через барьер и обратиться к более бессовестному, чем прочие, фотографу с просьбой уйти за барьер. Тот просьбу проигнорировал. Препирательства маршала и фотографа продлились недолго.
В самом начале шестого круга. Жиль Вильнев вплотную преследовал пилота «Тиррелл» Ронни Петерсона. На прямой старт-финиш канадец атаковал шведа по левой части трассы, что при входе в поворот становилась внешней. В какой-то момент времени они ехали колесо в колесо. Но Вильневу не хватило ни времени, ни длины прямого участка трассы, чтобы завершить обгон. Жиль принял решение вернуться за спину Петерсону, но не рассчитал манёвр и наехал передним колесом своей «Феррари» на заднее колесо «Тиррелл». Эффект был таким же, как и в эпизоде, пять лет спустя прервавшем жизненный путь Жиля Вильнева. «Феррари» взлетела и, кувыркаясь, унеслась в сторону барьера из покрышек.
Те люди, что находились ЗА барьером, кинулись на землю под прикрытие этого самого барьера. Все они остались живы, но восемь человек были ранены обломками «Феррари», в изобилии разлетевшимися по окрестностям. А фотограф с маршалом, оказавшиеся ПЕРЕД барьером и, по несчастливому совпадению, прямо на пути красного болида, ничего не успели предпринять, настолько быстро преодолела «Феррари» расстояние до людей, и были убиты мгновенно.
Сам Вильнев не пострадал, но испытал сильнейшее душевное потрясение от последствий аварии.
Всё, что было дальше, можно разделить на два самостоятельных русла. Возможно, что Европа всё-таки прямую трансляцию не видела. Потому что в первых отчётах о гонке говорилось, что «Феррари» Вильнева вылетела на зрительскую трибуну. Сообщалось о десятках раненых при тех же двух погибших, но причисленных к числу зрителей.
В Европе инцидент рассматривали только с позиции столкновения пилотов на трассе. Виноват в аварии был Вильнев. Соответственно, в прессе развернулась настоящая травля в отношении молодого канадца. Ему припомнили репутацию пилота сорви-головы, которую Жиль получил в своей предыдущей серии «Атлантик», и поставили вопрос ребром, что такого опасного пилота надо гнать из автоспорта. Только несокрушимая уверенность Инженьери в светлом будущем своего нового пилота спасла карьеру канадца. Энцо Феррари был едва ли не единственным в то время человеком в мире Ф1, способным плевать на массовое общественное мнение в угоду собственному мнению. Ну а Жилю потребовался почти весь следующий сезон, чтоб изменить мнение пишущей братии о себе. Удивительно, что сделал он это, вовсе не поменяв свой рискованный стиль пилотирования. Но уже через сезон он был любимцем не только Энцо Феррари, но и всех кто смотрел эти гонки или писал о них.
Ну а в Японии инцидент с гибелью работника трассы и фотографа рассматривали совсем с другого ракурса. Болид вылетел с трассы – это бывает. Но почему люди оказались там, где их не должно было быть? Вот в чём главная причина трагедии. И ведь эти кадры попали на экраны всей страны. Бегство с места трагедии, из запретной зоны, десятков людей. Два окровавленных тела, лежащие ПЕРЕД барьером из шин. Вопиющее нарушение всех мыслимых норм безопасности. Публично на всю страну (возможно на весь мир) продемонстрированный позор японских служб автодрома. Потеря лица – вот как это было воспринято. Трасса Фудзи была лишена лицензии на проведение каких бы то ни было автогоночных соревнований. Естественно, не навсегда. Кого-то уволили, назначили новых ответственных сотрудников, провели определённый объём мероприятий по недопущению подобной ситуации в будущем. Но поезд Ф1 уже уехал от Японии. Только через десять лет Япония вновь приняла у себя этап чемпионата мира. Но уже на другой трассе. На Сузуке.
1987 год. Снова в календаре Ф1 появился Гран-При Японии. И вновь японский этап отнесён к завершающей стадии чемпионата. Теперь это был предпоследний этап мирового первенства. Но на нём вполне могла решиться судьба титула.
Лидер чемпионата бразилец Нельсон Пике-старший, представляющий «Уильямс-Хонда», приехал в Японию на 11 очков опережая в ЛЗ своего партнёра по команде Найджела Мэнселла. Т.е. если бы Биг Найдж в гонке отыграл бы у Пике меньше двух очков, то Нельсон стал бы чемпионом.
Но Сузука даже не стала ждать гонки. Этой трассе принадлежит рекорд по экспресс-решению чемпионского вопроса. В четверг на трассе-дебютантке состоялись первые тренировочные заезды, а уже на следующий день, в пятницу, вопрос о титуле был снят.
Трасса была незнакома пилотам, поэтому нет ничего удивительного, что по ходу квалификации Мэнселл, атаковавший на пределе, в сложном S-образном повороте не удержал свой болид на трассе. Но его «Уильямс» крайне неудачно пересёк поребрик, подскочив на полтора метра в высоту и с лёта врезавшись в защитное ограждение из покрышек. Мэнселл получил в этой аварии настолько сильные ушибы спины и ног (вначале было подозрение на перелом ног и травму позвоночника), что врачи запретили ему стартовать в гонке.
Так Нельсон Пике уже в пятницу получил свой третий чемпионский титул.
А дальше пошло-поехало. Ещё четыре года подряд именно на Сузуке решался вопрос с чемпионским титулом. Да как! Ведь именно на эти годы пришёлся пик знаменитого противостояния Сенны и Проста.
1988 год. Айртон Сенна, пилот «МакЛарен-Хонда», при условии своей победы в гонке впервые мог стать чемпионом мира. Сенна уже в то время был чрезвычайно популярен в Японии, возможно из-за того, что имел серьёзную протекцию со стороны мотористов «Хонда». Японская трасса фактически являлась второй домашней трассой для бразильца по тому уровню поддержки, который он получал от болельщиков.
Сенна стартовал с поул-позишн, но заглох на старте. Стартовая прямая шла под уклон, так что Сенне удалось раскатиться и запустить двигатель, но в гонку он ушёл только двенадцатым, в то время как его партнёр по команде Прост на оперативном просторе захватил лидерство и уехал от пелетона.
Началось героическое восхождение Сенны по протоколу гонки. Никто не сдавался без борьбы, но сверхмотивированный бразилец обгонял соперников так, словно их вовсе не было на трассе.
Когда Сенна вышел на второе место вслед за Простом, пошёл дождь. С этого момента судьба гонки была решена. Прост, не любивший дождевые условия гонки, был настигнут и пройден Сенной с чрезвычайной лёгкостью. После этого Сенна делал знаки организаторам гонки прекратить гонку досрочно из-за усиливавшегося дождя, но вынужден был в итоге дотерпеть с оформлением первого чемпионства до самого конца гонки.
Впоследствии Сенна рассказывал, что на последнем круге той гонки впал в такое состояние сознания, что ощутил присутствие Бога и чуть ли не общался с Ним. Ален Прост крайне неодобрительно воспринял такое заявление бразильца и впоследствии отмечал, что с того момента как Айртон стал чемпионом в первый раз, с ним стало абсолютно невозможно работать в одной команде. «Пообщавшийся с Богом» Айртон стал убеждён в своей исключительности и в том, что только его точка зрения единственно правильная и имеет право на существование, категорически неприемля любые оппонентские суждения.
1989-90 годы. Апофеоз противостояния легендарных пилотов. Неприкрытая вражда сначала партнёров по команде, а потом и представителей разных команд.
Оба знаменитых гоночных столкновения этих пилотов, решивших судьбу двух чемпионских титулов, произошли именно на Сузуке.
Но об этом написано столько детальнейших материалов, что в рамках данной исторической заметки я ничего писать об этом не буду.
1991 год. За один год всё поменялось. Соперником Сенны теперь был Мэнселл на «Уильямс-Рено», но 16 очков отставания от бразильца перед предпоследним этапом чемпионата делали англичанина скорее номинальным соперником, чем реальным.
В гонке Мэнселл продержался лишь до девятого круга, а потом небольшая помарка в пилотировании, когда он ехал впритык за Сенной, стоила ему вылета с трассы. Сенна прямо по ходу гонки водрузил на свою голову третью по счёту корону.
Но эта гонка любопытна другим событием. Сенна в первый и последний раз получил приказ… пропустить вперёд партнёра по команде.
Дело в том, что «МакЛарен» перед гонкой разработал план «сдерживания Мэнселла». По этому плану Бергеру предстояло с поула, который он неожиданно взял, уйти в гонке вперёд, а Сенне ставилась задача ехать вторым нарочно в не самом высоком темпе, но препятствовать Мэнселлу обогнать себя. Таким образом Мэнселл должен был получить психологический удар, ведь первое место (а только оно и было нужно Найджу для сохранения шансов на титул) уплывало от него через отрывающегося всё дальше и дальше Бергера. Не исключено, что та самая помарка Мэнселла и стала следствием этого тонкого психологического давления. Но вернусь к сути истории. Бергеру дозволялось по этому плану и выиграть гонку. Сенна на брифинге, где обсуждалась данная стратегия, вроде не возражал. Но потом выяснилось, что Сенна рассчитывал сдерживать Мэнселла всю гонку. А Найдж самоустранился в начальной стадии. Сенна быстро настиг Бергера и возглавил гонку. Бергер не сопротивлялся. Этот талантливый пилот на удивление легко мирился с такими вот обстоятельствами, когда кто-то считал, что прежние договорённости можно считать утратившими силу.
Вмешалась команда. Рон Деннис предложил Сенне вспомнить о предгоночной договорённости. А когда Сенна переспросил (либо и впрямь забыл от радости за очередной титул, либо не поверил своим ушам), Деннис уже открытым текстом сказал, что надо поменяться местами с Бергером.
Сенна сделал это демонстративно, в конце гонки на прямой старт-финиш. Вроде того что проделал Баррикелло с Шумахером в Австрии-2002. Но в 1991 году обмен местами пилотов «МакЛарен» никакого негатива не вызвал. В Японии Сенна действительно был кумиром, любой поступок которого вызывал только восхищение. Выиграл бы сам, была бы буря восторга, уступил партнёру (пусть и по указке команды, да кто об этом на трибунах знал) – та же буря восторга.
А Прост, кстати, тоже отличился. Именно после Гран-При Японии Прост был досрочно уволен из «Феррари» за слишком жёсткую критику текущего состояния дел в команде. И произошло это на фоне триумфа Сенны, сравнявшегося с Простом по числу титулов. Вот ведь обидно должно было быть Алену. И злорадно Айртону.
После стольких лет, когда именно на Гран-При Японии решалась судьба титула, Сузука взяла паузу. Мэнселл в 1992 году и Прост в 1993 году решали вопрос с титулом раньше, чем проводилась гонка в Японии. В 1994 году Сузука уступила право на финишный скандал Аделаиде.
1995 год. Судьба титула вновь решилась в Японии. Но не на Сузуке. В 1994 и 1995 годах сразу два этапа чемпионата мира Ф1 проводились в Японии. Один из этих этапов называли Тихоокеанским (Гран-При Пасифик). Он проходил на трассе Аида. В 1994 году гонка в Аиде была вторым этапом чемпионата, а в 1995 году оба японских этапа объединили в завершающей части первенства (третья гонка от конца чемпионата - Аида, предпоследняя - Сузука).
Лидер текущего чемпионата мира и действующий чемпион мира Михаэль Шумахер, выступающий за «Бенеттон-Рено», приехал в Аиду на 27 очков опережая пилота «Уильямс-Рено» Дэймона Хилла. Судьба титула решилась в одной из самых скучных гонок того сезона. В одном круге с победителем Шумахером смогли удержаться только пилоты «Уильямс-Рено» (Култхард второй, Хилл третий). Весь пелетон оказался настолько растянут по дистанции, что на последних кругах борьбы там не было ни за одну из позиций вообще. Шумахер отправился на Сузуку уже двукратным чемпионом мира.
Трасса Аида сумела решить в одной из двух своих попыток судьбу титула и навсегда покинула Ф1.
1996 год. Сузука, благодаря своему перемещению в самый конец сезона, снова стала ареной борьбы за титул.
На первое место в ЛЗ претендовали два пилота «Уильямс-Рено»: Дэймон Хилл и Жак Вильнев. Дэймон имел девятиочковое преимущество, и большинство специалистов не сомневались в его итоговой победе. Правда были и те, кто утверждал, что Фрэнку Уильямсу не выгодно с маркетинговой позиции отдавать чемпионскую единичку на одном из своих болидов в другую команду. Эти спецы предрекали, что гонку выиграет Жак, а на машине Дэймона возникнут некие технические проблемы.
В целом так и вышло: один «Уильямс» выиграл, другой сошёл. Но вот с именами пилотов получилось с точностью до наоборот.
И забрал в итоге Дэймон чемпионскую единичку с собой в «Эрроуз».
На 1997 год Сузука вновь взяла паузу, уступив право на скандальную концовку чемпионата другой трассе, на этот раз Хересу.
Ну а с 1998 года Сузука вновь, на несколько лет, стала основной ареной выяснения отношений для ещё одной знаковой пары пилотов Ф1: Мики Хаккинена и Михаэля Шумахера.
1998 год. Михаэль Шумахер, премьер-пилот «Феррари» приехал в Японию отставая всего на 4 очка от лидера чемпионата, пилота «МакЛарен» Мики Хаккинена. Победа в Гран-При делала Шумахера чемпионом только при условии финиша Хаккинена не выше третьего места.
Михаэль взял поул и был готов дать бой. Увы, на прогревочном круге у Михаэля стал сильно перегреваться мотор. Шумахеру пришлось проехать этот круг в очень высоком темпе, чтобы сбить температуру в моторном отсеке. Но пелетон не принял темпа лидера и растянулся по трассе. Шумахеру, занявшему своё место на стартовой решётке, пришлось долго ждать, пока весь пелетон не сделает тоже самое. А мотор перегревался.
Шансы Михаэля на титул практически растаяли сразу после старта. Из-за перегревшегося мотора он откатился за пределы первой десятки. В гонке «Феррари» Михаэля выдержала лишь немногим больше половины дистанции, но это уже мало что значило, ведь Хаккинен уверенно лидировал, в то время как Михаэль лишь к середине дистанции выбрался на третье место далеко за спиной финского пилота.
1999 год. В Японию Михаэль приехал в необычной роли оруженосца для Эдди Ирвайна. Пропустив часть сезона из-за перелома ноги, полученного на Гран-При Германии, Михаэль в борьбе за титул не участвовал. А вот Эдди Ирвайн, благодаря многократным потерям очков со стороны пилотов «МакЛарен», оказался неожиданным лидером ЛЗ перед последним этапом чемпионата.
Задачей Михаэля в гонке было не дать победить Мике Хаккинену. Остальное Эдди должен был сделать сам, т.е. финишировать не ниже четвёртого места.
Эдди со своей частью задачи справился, а вот Михаэль… Стартовав с поула, Шумахер аккуратно выпустил Хаккинена в лидеры, после чего не беспокоя пилота «МакЛарен» атаками, торжественно сопроводил до финиша. Эдди с титулом пролетел, а Михаэль просто отложил выяснение отношений с Хаккиненом на один год.
2000 год. Ту гонку на Сузуке должны отлично помнить все болельщики Михаэля Шумахера с соответствующим стажем. На предпоследний этап чемпионата мира Михаэль прибыл, опережая Мику на 8 очков. Победа в гонке делала Михаэля досрочным чемпионом.
Эта гонка была одной из характернейших гонок той эпохи. Непосредственной борьбы на трассе между лидерами нет, хоть они и находятся на протяжение всей гонки в считанных секундах друг от друга. Всё должно решиться в боксах. Но через всю гонку проходит напряжённый, готовый в любой момент лопнуть, нерв.
«Феррари» переиграла «МакЛарен» тактически. Оба пилота ехали с двумя пит-стопами. Но оба раза «Феррари» смогла продержать Шумахера на трассе на пару кругов дольше, чем это могли позволить себе в «МакЛарен». И если после первого пит-стопа Хаккинен лидерство сохранил, то после второго пит-стопа Михаэль вернулся на трассу впереди Мики. Судьба чемпионата была решена. Шумахер не допустил в оставшейся части гонки ни одной ошибки и одержал победу на Гран-При Японии и в чемпионате мира.
21 год спустя титул в ЛЗ вернулся в «Феррари».
А слова Роса Брауна, звучавшие в наушниках Михаэля, когда он возвращался по пит-лейн на трассу после второго пит-стопа, стали хитом сезона: «Кажется успеваем… Кажется успеваем… Успеваем… Успеваем! Успели!!!»
В 2001 и 2002 году Михаэль решал все вопросы с титулом раньше, чем приходило время японского этапа, а в 2003 году наступила очередь Сузуки вновь решить судьбу титула.
2003 год. Претендентов на титул двое: Михаэль Шумахер на «Феррари», стремящийся получить рекордную шестую корону чемпиона, и молодой да ранний Кими Райкконен на «МакЛарен». Райкконен уступал 9 очков. Для победы в чемпионате ему нужна была только победа в гонке без набирания очков Михаэлем. Ну а Михаэлю хватило бы и единственного очка, результат Кими в этом случае не имел бы уже никакого значения.
Дождевая квалификация перемешала пелетон. Райкконен квалифицировался в конце первого десятка, Шумахер - в середине второго. Потихоньку пробиваясь наверх Шумахер уже на шестом круге лишился переднего антикрыла при попытке атаки на неуступчивого перед лицом родных трибун Такумо Сато, пилота «БАР-Хонда». Внеплановый пит-стоп отбросил Шумахера в самый хвост пелетона. Но Райкконен никаких дивидендов с этого не поимел. Ход гонки уверенно контролировал партнёр Шумахера по команде Рубенс Баррикелло. К концу гонки Рубенс уверенно лидировал, более чем на 10 секунд, опережая Райкконена. Да и сам Михаэль подстраховался. За 14 кругов до финиша выйдя на вожделенное 8 место, дающее в то время одно очко, Шумахер сосредоточился на удержании этого скромного результата, сохранил позицию до финиша и стал самым титулованным пилотом в истории Ф1.
После сезона 2003 года, пожалуй, страсти с точки зрения борьбы за титул кипели на Сузуке только в 2006 году. В 2004 и 2005 судьба титула решалась раньше японского этапа. Если говорить совсем строго, не решилась судьба титула на Сузуке и в 2006 году, но… Как болельщик Михаэля Шумахера не могу не сделать исключение в своей авторской заметке ради этой гонки.
Уверен, её тоже помнят все болельщики Михаэля. У Шумахера был шанс стать восьмикратным чемпионом на исходе первой части карьеры. Но…
2006 год. Шумахер, премьер «Феррари», и Алонсо, лидер «Рено», приехали на Сузуку с равным количеством очков. Судьба титула могла решиться на Сузуке только в случае победы Михаэля и отсутствии набранных очков у Алонсо. При любых других вариантах судьба титула решалась бы в последней гонке сезона в Бразилии.
Шумахер имел преимущество над Алонсо и в квалификации и в гонке. За 17 кругов до финиша Шумахер уверенно лидировал перед Алонсо, опережая его больше чем на 6 секунд. Всё шло к тому, что в Бразилию Шумахер приедет лидером ЛЗ. Но тут на его «Феррари» отказал двигатель. Невероятно драматичный момент для всех поклонников немецкого пилота. Алонсо унаследовал лидерство и выиграл гонку. Формально судьба титула решилась только на финальном этапе сезона, но гонка на Сузуке предопределила вторую победу Алонсо в чемпионате не менее чем на 99 процентов.
А затем японский этап Ф1 на два года переехал на трассу Фудзи, с которой всё когда-то начиналось. Затем хозяева Фудзи отказались от проведения японского этапа из-за мирового экономического кризиса и Гран-При Японии вернулся на Сузуку.
Но главное было не в переездах с трассы на трассу, а в том, что японский этап, долгое время бывший то предпоследним, то завершающим этапом чемпионата мира, стал отодвигаться от финиша сезона всё дальше и дальше.
В этих условиях японский этап мог стать местом определения чемпиона мира только в те сезоны, когда один из пилотов явно доминирует и обеспечивает себе сильно досрочный титул. Такое произошло только однажды.
2011 год. Гран-При Японии был уже пятым по счёту этапом от конца сезона (или 15-м из 19-ти этапов). Пилот «Ред Булл» Себастьян Феттель приехал в Японию, опережая пилота «МакЛарен» Дженсона Баттона на 124 очка. А набрать в оставшихся гонках можно было целых 125 очков (!). Вот эта разница в одно очко и позволило Сузуке вновь, и теперь уже в последний раз, «решить судьбу чемпионата» (извините за кавычки, но без них всё-таки никак).
Феттелю вполне хватило третьего места в гонке, чтобы даже при победе «главного преследователя» (опять таки простите за кавычки) оформить в Японии свой второй титул.
А вот в прошлом году Себастьян лишил Сузуку сомнительной чести второй раз определить сильно досрочного чемпиона. Ему не хватило каких-то 10 очков, чтобы после победы на Гран-При Японии (опять пятом по счёту этапе от конца чемпионата) математически гарантировать себе титул. Алонсо, понимаете ли, нагло отстал всего на 90 очков, вместо требуемых 100.
Ну и в завершение своей авторской заметки выскажу пожелание Сузуке, да и любой другой японской трассе, которой случится принимать этап Ф1, решать судьбу титула только в том случае, если опять японские этапы вернутся в конец сезона, но пусть при этом никогда не познают они начисления двойных очков.
Автор заметки: ROMAN grosjean (сентябрь 2014 года)