Гран-При Сингапура. Пасхальная история.
Первые гонки на улицах города Сингапур состоялись ещё в бытность одноименного островного государства в составе Британской империи.
В 1961 году, в рамках традиционного празднования Пасхи, власти города приняли решение провести дополнительное мероприятие для публики в виде гонок на мотоциклах по трассе, организованной прямо по улицам города. Трасса получила название «Томпсон Роуд» (нынешняя трасса «Марина Бей» не имеет никаких точек соприкосновения с участками старой трассы). Кроме самого факта состоявшихся соревнований мотоциклистов в 1961 году, никаких подробностей этого состязания я не нашел.
Начинание властей города имело успех. Было решено гоночные заезды в рамках празднования Пасхи сделать традиционными, а с 1962 года дополнить спортивную программу заездами на гоночных автомобилях.
Соревнования гоночных автомобилей на «Томпсон Роуд» с самого начала получили громкое название Гран-При. Хотя, по сути, такому статусу не соответствовали. К гонкам, проходящих по открытой формуле, допускались все виды гоночных автомобилей: спорт- и туринг кары, болиды формульного класса. Но учитывая, что каждый участник должен был стартовать, по сути, на собственном гоночном автомобиле, совершенно ясно, что это были очень недорогие по закупочной цене и в эксплуатации гоночные автомобили. Болиды формульного класса представляли очень известные марки («Феррари», «Лотус», «МакЛарен», «Брэбэм», «Марч»), но это были модели, массово выпускавшиеся для младших формульных классов (в основном для Ф3). То же самое было справедливо и по отношению к гоночным автомобилям других категорий.
Автомобильный Гран-При 1962 года ещё не имел в названии привязки к географическому объекту. Это был просто Гран-При в рамках празднования праздника Пасхи. Победителем стал местный пилот Йонг Нам Ки на спорткаре «Ягуар», что послужило немалым толчком к росту популярности у зрителей нового соревнования.
С 1963 года Гран-При стал именоваться Малазийским, так как Сингапур вошёл в состав Федерации Малайзия. В этот период пелетон в основном состоял из местных пилотов и пилотов из Гонконга, но уже стали появляться и первые гости из стран Океании. Турнир стал немного международным и даже слегка межконтинентальным.
Но своего расцвета пасхальные гонки достигли в тот период, когда они уже стали именоваться Гран-При Сингапура. В 1965 году Сингапур вышел из состава Малайзии (к немалой радости малазийских чиновников, считавших Сингапур рассадником китайской диаспоры) и обрёл независимость. И уже в 1966 году состоялся Первый Гран-При Сингапура (в общем счёте пятая автомобильная гонка на «Томпсон Роуд»). Первую гонку в новом статусе снова выиграл местный пилот Ли Хан Сенг, пилотировавший «Лотус-23» класса Ф3.
После обретения Сингапуром статуса самостоятельного государства (хотя конечно не это было основной причиной, просто гонки «раскрутились») стало увеличиваться количество участников из других стран, появились представители из Европы, расширилось присутствие новозеландских и австралийских пилотов. В отдельные годы в гонках автомобилей стартовало более тридцати пилотов. На это накладывались такие же традиционные гонки на мотоциклах в нескольких отдельных категориях, где число участников в отдельных заездах достигало полусотни. А всего на праздник Пасхи город Сингапур посещало больше сотни участников авто- и мотосотязаний.
Появилась у этих гонок и своя «звезда». Новозеландец Грэм Лоуренс был что называется «широко известен в узких кругах». Не добившись серьёзных успехов в Европе (кстати, он был одним из участников гонки Ф2 в Хоккенхайме в 1968 году, в которой погиб Джим Кларк), он выиграл серию «Тасман» в 1970 году, когда эта серия ещё не утратила своего высокого престижа в мировом автоспорте.
Трижды подряд, с 1969 по 1971 год, Лоуренс побеждал на Гран-При Сингапура, каждый раз за рулём нового автомобиля. Сначала на «МакЛарен М10», потом на «Феррари Дино 246Т» и, наконец, на «Брэбэм ВТ30» (все автомобили класса Ф3).
Кстати, в англоязычном разделе Википедии, посвященном Гран-При Сингапура, имя Грэма Лоуренса соседствует с именем Себастьяна Феттеля в списке пилотов, наибольшее число раз побеждавших в этом Гран-При. У обоих по три победы (и после ближайшей гонки вряд ли это соотношение изменится).
Однако, ранняя (пасхальная) история проведения Гран-При Сингапура подходила к концу. И связано это было с общей опасностью автоспорта вообще и автогонок по городским улицам в частности.
Начало 70-х годов прошлого века было первым всплеском борьбы за безопасность автоспорта. Волна которую поднял Джеки Стюарт в Ф1, захлестнула собой все виды и категории автоспорта.
Резко ужесточились требования к проведению гонок по городским трассам, и расходы администрации города Сингапур на проведение пасхальных гонок так же резко возросли. А сами гонки стали преснее. С той же самой целью, увеличить безопасность участников и зрителей, были введены ограничения на допуск техники и спортсменов к соревнованиям. И теперь на старт гонок выходили в лучшем случае полтора десятка участников заездов на мотоциклах, а в заездах автомобилей число стартующих не достигало и десятка человек. Правда здесь надо отметить, что автомобили разных категорий развели по разным заездам. Статус Гран-При сохранился за гонкой болидов формульного класса, а заезды в других категориях гоночных автомобилей получили статус гонок поддержки. Зрелищность гонок в Сингапуре традиционно обеспечивала середина пелетона, так что сокращение участников заездов стало серьёзным ударом по популярности традиционного турнира.
Вдобавок ко всем бедам, именно после начала борьбы за безопасность уличных пасхальных гонок, на них возобновились аварии со смертельным исходом. Они были и ранее, но ещё до обретения Сингапуром независимости и до того как это стало вызывать серьёзную озабоченность городской администрации.
В 1972 году местный пилот Ли Чан на «Брэбхэм ВТ15» врезался в ходе гонки в припаркованный у тротуара и принадлежащий одному из маршалов трассы, автомобиль. Пилот погиб на месте. Владелец припаркованной машины оказался гонщиком-любителем. Он попал под следствие по делу о гибели участника гонки, но оставался на свободе и продолжал выступать в соревнованиях по картингу. Двадцать дней спустя после трагедии экс-маршал тоже погиб в одном из заездов в картинге.
В той же гонке 1972 года в серьёзную аварию попал ещё один участник заезда малазиец Ян Вазель, выступавший за рулём «МакЛарен М10В». На его болиде топливо стало вытекать прямо под его же колёса, что и привело к аварии. Пилот получил тяжёлые травмы, но выжил.
В 1973 году в гонке поддержки в классе турингкаров погиб швейцарский пилот Джо Хубер. Он потерял контроль над своим «Мини Купер» в сложной связке поворотов и врезался в один из столбов освещения, стоявших вдоль улицы. Пилот пробыл в коме шесть дней, но все усилия медиков оказались напрасны.
Национальный спортивный совет Сингапура выпустил в середине 1973 года отчёт, в котором говорилось о высокой степени риска участников соревнований и зрителей. К гибели участников гонок в 1972-73 годах приводили особенности гонок по улицам города. На специальных автодромах этих трагедий можно было избежать. Кроме того, хоть случаев гибели зрителей или работников трассы на «Томпсон Роуд» не было, одна из аварий в ходе городской гонки в Куала-Лумпур в 1973 году привела к гибели нескольких зрителей, что только подтвердило высочайший уровень опасности, которому подвергаются все кто участвуют в гонках по улицам города или просто смотрят на них.
За 13 лет существования «Томпсон Роуд» погибло в общей сложности семь человек (четыре пилота гоночных автомобилей и три мотоциклиста), более двух десятков человек (из них шесть пилотов гоночных автомобилей, остальные мотоциклисты) получили травмы различной степени тяжести без потери жизни.
В выводах Национального спортивного совета Сингапура говорилось о необходимости запрета гонок мотоциклов и автомобилей по улицам города в рамках празднования Пасхи.
Гран-При Сингапура (и все сопутствующие гонки поддержки) 1973 года стал последним в двадцатом веке соревнованием гоночной техники по улицам этого города.
Тридцать пять лет спустя улицы Сингапура вновь огласил рёв гоночных моторов. Это была уже совсем другая (но тоже уличная) трасса. Это был уже совсем другой (высочайший) уровень соревнований. Это был уже совсем другой (высочайший) уровень безопасности. Это было совсем другое время суток (ночь). И это было начало совсем другой (новейшей) истории Гран-При Сингапура.
Автор заметки: ROMAN grosjean (сентябрь 2014 года)