Хельмут Марко против Ники Лауды в Ф1.
Гран-При Аргентины 1972 года.
Гонка проходила в условиях сильнейшей жары, что стало серьёзным испытанием для пилотов на физическую выносливость.
Хельмут Марко на «БРМ» прошлогодней модели Р153, восстановленной из двух разбитых машин (причем разбитых не Марко, а его партнёрами по команде) был неконкурентоспособен. Лишь 19 место на старте из 22-х. А 22-е место занимал его соотечественник Ники Лауда, взятый командой «Марч» напарником к сенсационному вице-чемпиону прошлого года Ронни Петерсону.
Старт обоим австрийцам удался. Хельмут прорвался на 14 место, Лауда на 17-е. Через круг они были уже на 13 и 15 местах соответственно. А когда на 11 круге из 95-ти выбыл разделявший двух австрийцев Андреа де Адамич из команды «Сертиз», эти двое оказались с глазу на глаз друг с другом до конца гонки.
Понемногу все те пилоты, кто остался за спинами австрийцев, из гонки выбыли, и борьба двух австрийцев стала являться по факту борьбой двух аутсайдеров за место в десятке (Хельмут - десятый, Лауда - одиннадцатый)
Ники прессинговал Хельмута. Как ни плох был в наступившем сезоне «Марч», собранный на манер «Лего» «БРМ» был хуже. Однако Хельмут категорически не сдавался. Наматывались десятки кругов дистанции, а Лауда никак не мог справиться с Марко. За пять кругов до финиша ситуация для Хельмута усугубилась. У него оторвался рычаг задней подвески. Впрочем Хельмут превратил это в преимущество! «БРМ» стал гулять по всей ширине трассы и обойти его стало вообще не реально. Осторожный Лауда фактически атаки прекратил и теперь только ждал, когда «БРМ» Марко отдаст концы. Но упорная техника, пилотируемая не менее упорным пилотом, продолжала движение по трассе и с этим связан ещё один эпизод гонки.
Марко с Лаудой были всё-таки не одни на трассе. И ехали в невысоком темпе, заданном Хельмутом. Соответственно, рано или поздно кто-то должен был их обойти на круг. Так уж получилось, что лидеры гонки Джеки Стюарт на «Тиррелл» и Денни Хьюм на «МакЛарен» обошли обоих австрийцев на второй к тому времени круг ещё до проблем с подвеской у Хельмута. А теперь к австрийцам приближалась пара пилотов «Феррари»: Жаки Икс и Клей Регаццони. Причём Клей был предельно взвинчен. Он был лучшим в гонке пилотом «Феррари» до тех пор, пока в радиатор его болида не попал обрывок газеты. Двигатель стал перегреваться, Регаццони пришлось сбросить скорость. Из-за этого Икс проскочил мимо партнёра по команде. Когда же в боксах газета была извлечена, команда и не подумала по ходу гонки заставлять своих пилотов меняться местами обратно, с чем Клей был категорически не согласен. Регаццони на одних только эмоциях догнал Икса и намеревался во чтобы то ни стало отвоевать упущенную позицию. Тут то перед ними и возникли два австрийца-аутсайдера.
С Лаудой проблем не возникло ни у кого. Ники поступил как образцовый круговой. Каким-то образом Иксу удалось так же быстро проскочить и Марко, а Регаццони упёрся в плохо управляемый «Марч» и прошёл его далеко не с первой попытки. Когда и вторая «Феррари» вырвалась на оперативный простор, Икс успел создать около трёх секунд запаса по времени по отношению к Регаццони, что и не позволило Клею до конца гонки вновь настичь француза. Икс стал третьим призёром гонки и отправился на подиум, а разгневанный Регаццони очень эмоционально нажаловался на Марко гоночному директору «Феррари» Шекти. Но не в том плане, что потерял время, а в том, что Марко чуть не выбил его с трассы при обгоне.
Шекти в свою очередь направился к руководителю «БРМ» Оуэну.
А Оуэн как раз осматривал болид Марко и оценивал послегоночное состояние матчасти.
Эмоциональный порыв итальянца был на корню хладнокровно задушен англичанином. Ненамеренность действий Марко была подтверждена фактическими повреждениями болида. Шекти возмущаться перестал.
Марко сказал о своём пилотировании на последних кругах так: «Мне нужна была вся ширина трассы, чтобы удержать болид. Эти усилия меня доконали, да ещё голова кружилась от жары. Я бы прекратил гонку, но сзади был Ники».
Аргумент серьёзный, ибо между двумя австрийцами шла негласная борьба за право именоваться наследником Йохена Риндта в Ф1. На стороне Лауды была молодость, поэтому более возрастной Хельмут не собирался уступать ни пяди дистанции в текущем моменте.
А Лауда сказал, что получил истинное наслаждение глядя как Регаццони теряет время за спиной Хельмута: «Регаццони уже пытался приподняться в кокпите и закипал как чайник!»
Если быть совсем уж точным, то ещё один раз Марко и Лауда скрестили шпаги на трассе. На следующей гонке в Южной Африке, Марко на старте гонки обошел Лауду, стартовавшего на две позиции выше (21-е место против 23-го), но на втором круге слегка повредил свой болид, не удержавшись в пределах трассы, и пропустил Лауду обратно. После чего их пути в гонке разошлись. Марко так и остался в хвосте пелетона, а Лауда поднялся до седьмого места (правда, в немалой степени благодаря сходам соперников).
Больше реальной борьбы на трассе между ними не было.
Да и то сказать, им было определено всего шесть совместных гонок (из них одна в 1971 году и пять в 1972-м). Вот и не успели накопить историю противостояния. При этом в самой первой совместной гонке (Австрия-71) очень быстро сошел Лауда, в последней совместной гонке (Франция-72) быстро сошёл, получив камень в глаз, Марко. Ещё в двух совместных гонках (Монако-72, Бельгия-72) эти пилоты были непреодолимо разделены между собой соперниками и метрами дистанции (оба случая в пользу Марко).
Автор заметки: ROMAN grosjean (сентябрь 2014 года)