Авторская заметка: Бельгия. Второй круг. Инцидент. 1979 год.

05.09.2014 12:14

Бельгия. Второй круг. Инцидент. 1979 год.

В 1979 году на одном из этапов произошёл гоночный инцидент, в результате которого пилот, спровоцировавший инцидент, подпортил гонку своему партнёру по команде. И не просто какой-то пилот какому-то партнёру. Эти парни стали чемпионом и вице-чемпионом по итогам сезона. Шектер и Вильнев собственной персоной! Этот инцидент случился на Гран-При Бельгии (!) на втором круге (!!!). Правда этим и исчерпан перечень совпадений. Тот Гран-При Бельгии был шестым этапом чемпионата и проходил в Цольдере (трасса в Спа всё ещё была в опале). Ну и по своей сути этот инцидент не походил на то, что произошло две недели назад между Росбергом и Хэмилтоном.

Вильнев и Шектер стартовали, соответственно, с шестого и седьмого мест стартовой решётки. Шектер, использую более чистую часть трассы, Вильнева прошёл, но обоих пилотов «Феррари» прошёл Клей Регаццони на «Уильямс».
Успокоилась стартовая толчея, пилоты распределились по трассе. Первый круг Регаццони закончил на шестом месте, опережая явно более быстрого Шектера, который в самом начале второго круга перешёл к активным атакующим действиям. Вильнев был в нескольких десятых позади Шектера и ждал когда настанет его очередь атаковать «Уильямс». А Шектер в своём усердии немного не рассчитал манёвр и при входе в поворот оказался слишком близко к Регаццони. Произошло касание: Шектер носом своего болида подтолкнул соперника. Для Шектера всё прошло вообще без последствий, а болид Регаццони развернуло, да так хитро, что «Уильямс» не вылетел с трассы, а продолжил движение в её пределах наперерез не ожидавшему ничего подобного Вильневу. Вильнев «добавил тумаков» болиду Регаццони, сломав при этом себе переднее антикрыло. Мега Рега (прозвище Регаццони) гонку закончил, а Вильнев поехал в боксы за новым носовым обтекателем, откатившись в хвост пелетона.
Шектер в итоге, иногда за счёт сходов соперника, иногда за счёт обгонов, выбился за 16 кругов до финиша в лидеры и выиграл гонку. А Вильнев великолепно прорвался через весь пелетон, вышел за восемь кругов до финиша на третье место и хоть до идущего вторым Лаффита было очень далеко, не раздумывая бросился в погоню, установив на этом отрезке дистанции серию быстрейших кругов в гонке. Самое главное, что Лаффита он в итоге догнал. На последнем круге между ними было уже меньше секунды и темпы обоих пилотов не оставляли сомнений, что Вильнев просто объедет Лаффита как стоячего. Но… В своём прорыве через пелетон и в погоне за Лаффитом Вильнев осушил свой бензобак и вместо обгона остановился на трассе. В результате Жиль не набрал очков, откатившись в протоколе гонки на седьмое место.
И этот пример очень ясно показывает, что Жиль действительно был не готов бороться за титул, так как ни один из пилотов по настоящему чемпионского калибра не стал бы в этой ситуации гнаться за журавлём в небе (вторым местом), упустив в результате и синицу (третье место) из рук.

Кстати, поклонники Вильнева почему то склонны считать, что именно этот эпизод окончательно склонил чашу весов в предпочтениях команды в пользу Шектера. А до этого у пилотов якобы было равенство.
На самом деле равенства пилотов «Феррари» в 1979 году не было изначально. Ещё в 1978 году Шектера подписывали на роль лидера команды. А на случай, если Вильнев не согласится со статусом второго номера, в «Феррари» готовили и варианты его замены (никакие симпатии Инженьери не помогли бы). Но Жиль лично заверил Энцо Феррари, что ради чести выступать за эту команду он готов на любой статус и никаких проблем с выполнением командных приказов с его стороны не будет.
Правда у сторонников обратной версии есть сильный аргумент: в начале чемпионата Вильнев регулярно финишировал на смежных позициях впереди Шектера, причем дважды это были дубли в порядке Вильнев-Шектер.

Аргумент серьёзный. Но и этому есть объяснение. Считайте это объяснение историческим бонусом данной заметки.

В Южной Африке (третий этап) гонка началась в дождевых условиях и была прервана массовым завалом на старте. Пока готовились к повторному старту, дождь закончился, но трасса оставалась мокрой. Команда развела своих пилотов по разным тактикам для обеспечения приоритета в гонке как в случае возобновления дождя, так и в обратном случае . Один из пилотов должен был стартовать на сликах, другой на дождевых шинах. Из-за сложности прогнозирования хода гонки и из-за того, что на разных этапах гонки их пилоты могли ехать в абсолютно разных гоночных темпах, руководство «Феррари» приняло решение об «ограниченной (не персонифицированной) командной тактике»: тот пилот, который в завершающей стадии гонки окажется на более высокой позиции, получит право сохранить за собой эту позицию. Шектер, имевший право выбора шин, на которых будет стартовать, выбрал слики, рассчитывая на не возобновление дождя и на быстрое высыхание трассы. Поначалу эта тактика казалась выигрышной, и Шектер захватил уверенное лидерство после того как трасса высохла и все пилоты перешли на слики. Но с первым комплектом сликов у Джоди возникли проблемы, и ему пришлось заехать на замену шин раньше, чем первоначально планировалось. К этому моменту Джоди ещё не сумел создать достаточный запас по времени между собой и Жилем и выпустил партнёра по команде вперёд. Вильнев же, благодаря более позднему переходу с дождевых шин на слики, сумел сохранить свои шины до конца гонки. Шектер на более свежих шинах бодро настигал Вильнева. Выйти на дистанцию атаки он явно не успевал, да и предстартовая установка отдавала Вильневу приоритет. Но Джоди на всякий случай рассчитывал на очень сильную потерю темпа Вильневым из-за высокой степени износа шин или на ошибку партнёра в пилотировании, что дало бы ему возможность выиграть гонку, не нарушая командную установку. Но Жиль такой возможности партнёру не предоставил.

А на североамериканской гонке (четвёртый этап) победа Вильнева вообще была из разряда курьёзов. Обладатель поула Вильнев трижды уводил пелетон на прогревочный круг. Сначала увёл штатно. После первого прогревочного круга пилот «Лотус» Карлос Ройтеманн, сосед Вильнева по первому ряду, из-за некоторых технических проблем решил стартовать из боксов и заехал на пит-лейн. Вильнев из-за этого дезориентировался и промахнулся мимо своей позиции, вызвав в свою очередь ряд промахов тех пилотов, которые должны были стартовать прямо за ним. Пришлось для правильного формирования стартового поля дать команду на повторный прогревочный круг. В конце второго прогревочного круга прямо на прямой старт-финиш развернуло «Лижье» Лаффита. И тут Вильнев по своей собственной инициативе повёл пелетон на третий прогревочный круг. Маршалы гонки, бросившись на трассу, буквально грудью остановили часть пелетона от третьего захода. Но часть лидирующей верхушки всё же на этот третий круг за Вильневым ушла. Потом эти пилоты лавировали между стоящими на стартовом поле коллегами, добираясь до своих стартовых позиций.

Дирекцией гонки было принято решение оштрафовать Вильнева прибавкой одной минуты к его времени в гонке. Поэтому команда позволила Вильневу лидировать перед Шектером и даже торопила своего пилота в гонке, чтобы он создавал не менее чем минутный отрыв от третьего места, которое в завершающей части гонки было у пилота «Уильямс» Алана Джонса.
Но незадолго до конца гонки, дирекция, может быть впечатлённая ездой Вильнева, распространила новое коммюнике, в котором минутный штраф для пилота «Феррари» заменялся денежным штрафом.
Шектер к этому времени отставал от партнёра более чем на полминуты. В сложившихся условиях команда не рискнула применить командную тактику, опасаясь значительной негативной общественной реакции.
Вот так и случился второй подряд дубль «Феррари» в обратном порядке.

Ситуация в чемпионате стала складываться в пользу Вильнева. Но сам же Жиль всё и испортил. Через один этап, отданный "Лижье", две следующие гонки выиграл Шектер, а Жиль в них очков не набрал. Причём первая победа Шектера была на том самом Гран-При Бельгии, с которого началась данная заметка. И там Жиль потерял очки исключительно по своей вине.

Кроме того, в чемпионате появилась новая сила: внезапно помощневший «Уильямс» с новой моделью FW07. В этих условиях «Феррари» было уже не до рассуждений о необходимости или отсутствии необходимости командной тактики. И Вильнев начал регулярно получать в свой адрес приказы сохранять позицию за Шектером. Что позволило команде взять оба приза сезона, да ещё и вице-чемпионский титул впридачу.

Автор заметки: ROMAN grosjean (сентябрь 2014 года)

* Отредактировано автором 5.9.2014 в 13:43
2 Отзыва