Монца-79. Извини, Жиль, борьбы за титул не будет.
В календаре сезона 1979 года гонка в Монце была третьей от конца.
Перед гонкой ситуация в личном зачете была следующей:
Шектер, пилот «Феррари», лидировал с 44 очками.
Его преследовал Жак Лаффит, пилот «Лижье» - 36 очков
Третьим был пилот команды «Уильямс» Алан Джонс - 34 очка.
У партнёра Шектера по «Феррари» Жиля Вильнева - 32 очка.
Из троих преследователей шансы на титул сохранялись только у Лаффита и Вильнева. При этом «Феррари» уже неоднократно в сезоне отдавала приказы Вильневу сохранять позицию позади Шектера, так что претендентство Вильнева было чисто номинальным.
А что же Джонс, опережающий Вильнева в Личном Зачёте?
А Джонс, благодаря оригинальной системе начисления очков, на титул уже не претендовал. Даже если бы выиграл все оставшиеся гонки сезона.
Сезон 1979 года был разбит на две части, в каждой из которых в зачёт шли только четыре лучших результата. В первой части сезона «Уильямс» сначала был просто не конкурентоспособен с моделью FW06, а когда у команды появилась модель FW07, сделавшая команду почти непобедимой во второй части чемпионата, потребовалось какое-то время, чтобы довести до ума надёжность новой модели. В результате в активе Алана Джонса за всю первую часть чемпионата оказались сиротливые 4 очка за третье место в западноамериканской гонке.
Джонс, во второй части чемпионата уже выигравший три гонки, мог в теории выиграть и три оставшиеся гонки. Но в зачёт бы ему пошла только одна из этих побед и больше 36 очков (победа в то время оценивалась в 9 очков) за вторую часть чемпионата он не смог бы набрать в принципе, что в сумме с очками первой части чемпионата давало ему максимум 40 очков.
Вот и получилось, что проигрывая всего 10 очков в Личном Зачете за три этапа до конца чемпионата, обладая лучшей на данный момент машиной в пелетоне, Джонс был единственным пилотом из первой четвёрки не имевшим шансов на титул.
Единственным «посторонним» конкурентом Шектера был Жак Лаффит из команды «Лижье». Эта команда была единственной, кто подготовил новую модель болида к самому началу сезона, благодаря чему была лидером пелетона на нескольких первых этапах, но понемногу конкуренты подтягивались и оставляли французскую команду за спиной. Лаффит имел хорошую позицию в чемпионате только благодаря «старым запасам» и опасным претендентом на титул не являлся. Но и сбрасывать его со счетов тоже было нельзя. Во второй части чемпионата, стечения непредсказуемых гоночных обстоятельств позволили Лаффиту дважды подряд финишировать в гонке выше Шектера, несмотря на худший уровень техники, так что…
Но самым важным фактором с точки зрения Энцо Феррари было то, что победа Джоди Шектера в Монце без всяких оговорок и дополнительных расчётов, независимо от результатов конкурентов, делала южноафриканца чемпионом мира. Чемпионский титул для «Феррари» на итальянской земле! Что могло быть более прекрасным? Да ничего. А вот гипотетическая победа Вильнева на Гран-При Италии этого счастья итальянским болельщикам не давала, откладывая вопрос о чемпионстве на последующие этапы.
Так что Вильнев в этой гонке должен был ехать позади Шектера и не мешать Джоди выполнять главную задачу: победить и стать чемпионом.
После того как из гонки выбыл лидировавший некоторое время Арну на «Рено», во главе пелетона оказались обе «Феррари». «Уильямс» оказался не страшен. Джонс провалил старт, повредил машину в лёгком гоночном инциденте и застрял в конце пелетона. Второй пилот английской команды, Клей Регаццони, проводил не лучшую гонку и давления на пилотов «Феррари» не оказывал. Лаффит, шедший третьим, предсказуемо не выдерживал темпа пилотов «Феррари» и потихоньку отставал.
Шектер с Вильневым были хозяевами трассы. Жиль, судя по всему, мог поддерживать гораздо более высокий темп, нежели Джоди, но командный приказ выполнял образцово, следуя в кильватере лидера чемпионата.
За девять кругов до финиша Лаффит сошёл с дистанции из-за отказа техники.
Именно этот момент исследователи истории Ф1 называют точкой, в которой команда «Феррари» могла бы отменить все свои установки, перестать считать шансы Лаффита на корону реальными (они и впрямь становились предельно теоретическими) и дать шанс Вильневу включиться в борьбу за титул.
Но этого сделано не было. Пара пилотов «Феррари» синхронно преодолела последние девять кругов и финишировала в порядке Шектер-Вильнев.
Итог гонки вызвал эйфорию болельщиков. Всё пространство перед подиумом было заполнено ликующими болельщиками команды, искренне приветствующими и Шектера, ставшего чемпионом, и Вильнева, хорошо выполнившего свою часть работы.
И никто не видел ничего предосудительного в итогах гонки. Да и весь сезон считался образцово-показательным в истории «Феррари».
Только после гибели Вильнева в 1982 году, отношение исследователей к сезону 1979 года изменилось. Решение команды получить титул непосредственно в Монце без предоставления шанса Вильневу (да и вообще деление пилотов на первого и второго номера по ходу всего сезона) было задним числом признано тоталитарным и несправедливым.
При этом исследователи результатов гонок наивно пересчитывают очки, заработанные пилотами в том сезоне. Снимают три очка с Шектера и перечисляют их на Вильнева (предполагая, что при разрешении борьбы Вильнев обязательно опередил бы Шектера в Монце). Сразу получается, что Вильнев - чемпион с двухочковым перевесом.
Но… Забывают при этом одну важную деталь. В последних двух гонках команда, получившая чемпионский титул, переориентировалась на поддержку Вильнева, для обеспечения ему второго места в Личном Зачёте. Шектер же по сути доезжал сезон без должной подготовки болида, что очень сильно отразилось на его результатах в завершающих гонках сезона.
А если бы команда дала шанс побороться за титул обоим своим пилотам, то результаты Шектера могли бы быть совсем иными. И простым перебросом очков от одного пилота другому картину иных вероятностных исходов здесь не нарисуешь.
Можно только привести мнения экспертов по свежим следам сезона 1979 года.
Шектер весь сезон работал на чемпионский титул, Вильнев весь сезон работал на то, чтобы быть самым быстрым на каждом круге, что не отнюдь не помогало решить глобальную задачу в рамках чемпионата.
Задачи, которые Вильнев ставил сам для себя, ясно показывали всем специалистам и руководству команды, что он не готов бороться за титул.
Один же из опытнейших пилотов пелетона Шектер жаждал результата в виде титула и, опираясь на поддержку команды, оказанное доверие оправдал и стал чемпионом вполне заслуженно.
Ну а для любителей посчитать «что было бы если бы», я уже однажды написал заметку, как перенос Гран-При Франции из второй половины сезона, в первую (а этот вариант рассматривался специальной комиссией ФИА), волшебным образом поменял бы картину общего зачёта и представил бы Вильнева чемпионом с теми же двумя очками перевеса.
Но этот вариант тоже не учитывал ситуации с последними двумя Гран-При сезона и немотивированным доезжанием Шектера, которого бы не было в ситуации с нерешенным вопросом о чемпионстве.
Так что титул Шектера заслуженный, а Вильневу только плюс, что сорвиголовство на трассе он совмещал с высокой внутренней дисциплиной в отношении командных приказов.
Автор заметки: ROMAN grosjean (сентябрь 2014 года)