Монца. Первая жертва Ф1 чемпионского калибра.
Автогоночная трасса в Монце ведёт отсчёт своей истории с 1922 года (на тот момент это была всего третья замкнутая автогоночная трасса в мире). И с того же 1922 года ведёт отсчёт произошедших на ней трагедий. Эта трасса является самой «кровожадной» европейской трассой двадцатого века, принимающей автогонки класса «Гран-При», забрав жизни 92 человек: 32 пилотов из всех категорий автоспорта, 19 мотоциклистов, одного гоночного механика (во времена, когда гоночные автомобили были двухместными и механик участвовал в гонке вместе с пилотом), одного сотрудника трассы (пожарного, ставшего самой последней на данный момент жертвой Монцы и, одновременно, ставшего последней жертвой Ф1 в двадцатом веке) и 39 зрителей.
Именно Монце «принадлежит честь» стать местом смерти первого пилота, имеющего в своём послужном списке титул чемпиона мира Ф1. Речь идет о двукратном чемпионе мира Альберто Аскари, бывшем на момент смерти, наряду с Фанхио, самым титулованным пилотом Ф1.
Этой смерти просто не должно было произойти, по крайней мере именно в тот день. Но она произошла.
Историческая справка.
26 мая 1955 года на автодроме в городском парке Монцы проходили тесты спорткара «Феррари» модели 750S. В тестах должны были принять участие штатные пилоты команды в чемпионате спорткаров Эуженио Кастеллоти и Майк Хоторн. Эти же пилоты были действующими пилотами Ф1. Правда в Ф1 они пилотами «Феррари» не являлись. Кастеллоти был пилотом команды «Лянча», а Хоторн пилотом команды «Вануолл». Но в те времена такое случалось сплошь и рядом: в одной серии пилот выступает за одну команду, в другой серии - за другую.
Основной задачей текущих тестов была проверка работы на разных гоночных режимах шин марки «Энглеберт». Представители шиной компании привезли на эти тесты сразу несколько типов шин. И так случилось, что один из типов шин немного не соответствовал по диаметру, был больше чем стандартная шина для данной модели спорткара.
Кулибинство в то время было в автогонках в большом почёте. В одной из своих предыдущих авторских заметок я уже рассказывал историю, как в 1961 году на болид Ф1 установили коробку передач вообще не от гоночного автомобиля, по случаю добытую благодаря связям одного из членов команды с торговцем автозапчастями. Но ведь установили же. И гибридный автомобиль поехал. Правда итог был фатальный как для пилота, так и для нескольких совершенно посторонних человек.
Вот и сейчас (за несколько лет до эпизода с коробкой передач), несоответствие диаметра шины не стало препятствием для испытания данного типа резины. Шины поставили на спорткар, правда приняли решение не выходить на этом комплекте шин на максимальный гоночный режим и не применять элементов агрессивного пилотажа.
Еще одна историческая справка
В 1955 году трасса в Монце подверглась капитальной реконструкции, которая благодаря уникальной конфигурации автодрома проводилась без прерывания проведения соревнований в различных классах автоспорта и тестовых заездов. Трасса состояла из двух основных составляющих: трека и овала. Соответственно гонки и тесты могли проводиться либо только на трековой части, либо только на овале, либо на обеих частях трассы одновременно (длина круга при этом составляла около десяти километров).
В конце мая велась реконструкция овала. Работы по реконструкции автодрома всегда проводились в Монце в авральном режиме во все рабочие дни недели. Соответственно, тесты спорткара «Феррари», проводимые посреди недели на трековом участке трассы, совпадали по времени с активными строительными работами на овале.
Теперь перейду к главной теме заметки.
Эуженио Кастеллоти и Майк Хоторн прибыли к автодрому в сопровождении Альберто Аскари, являвшегося по жизни близким другом Кастеллоти и другом Хоторна. Несколько дней назад все три пилота принимали участие в Гран-При Монако «Формулы-1». Та гонка знаменита инцидентом, когда Альберто Аскари, парнёр Кастеллоти по команде «Лянча», вылетел на своём болиде с трассы прямо в гавань и только чудом был спасён из затонувшего болида (благодаря тому, что болид упал в море кабиной вверх и в распоряжении Альберто оказалось несколько секунд на покидание автомобиля, а затем подоспели спасатели на лодках). Альберто оказался в госпитале на обследовании. Там его навестил Кастеллоти, от которого Альберто и узнал о предстоящих посреди недели тестах спорткара «Феррари». Альберто несколько лет выступал за команду «Феррари» (получил там оба титула чемпиона Ф1), пилотируя при этом не только болиды Ф1, но и гоночные автомобили этой марки из других гоночных серий. Остались многочисленные знакомства внутри команды, и Альберто был не прочь навестить своих знакомых, приятелей и друзей, посетив эти тесты в частном порядке.
Всё указывает на то, что Альберто в этот день прибыл на автодром как частное лицо и изначально не планировал садиться за руль какого бы то ни было гоночного средства. Прекрасно зная, что идёт не на праздник, а туда где проводится серьёзная тестовая работа с болидом, он не захватил с собой ни гоночных очков с гоночным шлемом, ни гоночных перчаток, что он непременно бы сделал, если бы изначально планировал сесть за руль. Альберто был суеверен и считал, что воспользоваться чужими атрибутами экипировки пилота - к несчастью. Кроме того он вообще не садился за руль по двадцать шестым числам. 26 июля 1925 года погиб в ходе Гран-При Франции его отец Антонио Аскари. И хоть месяц гибели отца был вполне конкретный, Альберто считал несчастливым для себя двадцать шестое число любого месяца. А в 1955 году суеверность Альберто многократно возросла, так как он достиг того возраста, в котором погиб его отец: 36 лет.
Есть много версий того, почему Альберто всё-таки оказался за рулём спорткара.
По одной из них, перед началом тестовой работы, во время завтрака в одном из кафе при автодроме, Кастеллоти сам предложил Альберто прокатиться на весьма удачной и перспективной модели спорткара.
По другой Альберто сам попросил «прохватить несколько кругов».
Но эти версии не объясняют почему Альберто сел в спорткар именно тогда, когда на него установили те самые шины «слегка несоответсвующего» диаметра.
Есть и третья версия. По ходу тестов штатные пилоты не удовлетворили производителя шин результатами своей езды на этих самых «нестандартных» шинах, и Альберто попросили помочь, надеясь на его большой опыт и умение более глубоко прочувствовать поведение гоночного автомобиля.
Как бы то ни было, позаимствовав у Кастеллоти шлем, очки и перчатки, отбросив в сторону суеверия в отношении числа двадцать шесть, Альберто Аскари выехал на трассу, проехал два круга и уехал на третий, с которого не вернулся.
Осмотр места трагедии показал, что когда Альберто Аскари проходил скоростной поворот «Виалон», ему пришлось применить экстренное торможение (это было видно по следу от шин на трассе). Одна из покрышек на выдержала этого агрессивного элемента пилотажа (помните про рекомендацию не применять подобных элементов на данном типе резины?) и отлетела в сторону. Спорткар стал неуправляем, его занесло, и он несколько раз перевернулся. Альберто был с силой выброшен из автомобиля (ремней безопасности в гоночных автомобилях в то время ещё не было) и погиб при ударе о полотно трека.
Но что послужило причиной торможения? Очень популярна версия о роковой ошибке пилота. Либо вошёл он в поворот по неправильной траектории, либо на слишком высокой скорости. Если читать выводы комиссии, расследовавшей трагедию, то версию о неправильном входе в поворот следует опровергнуть. Следы шин при начальном этапе экстренного торможения показали, что траектория была самой что ни на есть рабочей.
Слишком высокая скорость? В то время поворот «Виалон» был не похож на то, чем он является сейчас. По сути это была плавная кривая (с достаточно большим радиусом кривизны), соединяющая две длинных прямых (та из них, на которой остался лежать мертвый Аскари, нынче носит его имя). Это был, по сути, скоростной поворот, проходимый без снятия ноги с педали газа. Поэтому представить себе НАСТОЛЬКО высокую скорость, что для правильного вхождения в этот поворот пришлось тормозить, да ещё экстренно, просто невозможно. Да ещё если учитывать, что Альберто знал на каких шинах едет.
Более реальна версия, что причиной экстренного торможения стало некое препятствие, неожиданно возникшее перед пилотом.
Лично я придерживаюсь этой версии и неслучайно привёл в начале заметки информацию о ремонтных работах, проводимых на овале параллельно с тестами. Если посмотреть схему трассы того времени (на современных схемах овала нет), то видно, что поворот «Виалон» находится внутри овала, соответственно и справа и слева от этого поворота велись ремонтные работы на сравнительно небольшом удалении от полотна трека. Не исключено, что кто-то из дорожных рабочих или оказался на обочине трассы или даже пересекал её в очень неудачное время, когда там проезжал Альберто. Это и могло послужить причиной экстренного торможения и всей последующей цепочки событий, приведших к смерти двукратного чемпиона Ф1.
Впоследствии Монца установит ещё одно «достижение». Все три пилота, посмертно ставшие призерами чемпионатов Ф1 (Йохен Риндт - чемпион 1970 года, Вольфганг фон Трипс - вице-чемпион 1961 года, Ронни Петерсон - вице-чемпион 1978 года) погибли или получили травмы, повлекшие смерть, именно в Монце.
Но это уже совершенно другая история.
Автор заметки: ROMAN grosjean (август 2014 года)