Исток борьбы за безопасность автоспорта.
Это был второй сезон Джеки Стюарта в Формуле-1. Сенсационный новичок прошлого, 1965 года, ничем не напоминал того Джеки Стюарта, который вошёл в историю Формулы-1 как один из самых рьяных борцов за повышение безопасности автогонок.
Преображение Стюарта случилось 12 июня 1966 года, в день проведения Гран-При Бельгии на легендарной старой трассе Спа-Франкоршан.
Прежде чем перейти к описанию происшествия, произошедшего на первом же круге гонки, я хочу вкратце описать саму трассу в Спа того времени.
Длина кольца превышала 14 километров. Почти по всей своей длине гоночная трасса проходила по дорогам общего пользования. О том чтоб такую трассу можно было огородить специальными отбойниками не могло быть и речи. Эти отбойники совершенно не нужны были местным жителям в повседневной жизни, а монтировать и демонтировать их на время гоночного уикенда было и тяжело осуществимо и слишком дорого и опять-таки неудобно местным жителям, поскольку в промежутках между тренировками, квалификацией и гонкой дороги использовались местными жителями по своему прямому назначению.
Имелись так же определённые требования к месторасположению постов наблюдения за гонкой, которые, для безопасности обслуживающего персонала, должны были располагаться на определённом расстоянии от трассы. Но учитывая обширность огороженных частных владений, практически примыкающих к дорогам по которым пролегала гоночная трасса, расставить посты наблюдения так, чтобы обеспечивалось сплошное визуальное покрытие гоночной трассы по всей её длине, было просто невозможно.
И всё это вместе взятое послужило очень благодатной почвой для события, положившего начало непримиримой борьбе за безопасность гонок.
Гонка стартовала по сухой трассе, в то время как дальний участок четырнадцатикилометрового кольца был накрыт проливным дождём. Как только пелетон достиг мокрого участка трассы, восемь из пятнадцати участников гонки не удержали свои машины на полотне и вылетели на обочину.
Среди тех, кому не посчастливилось удержаться на трассе, были пилоты заводской команды «БРМ» Джеки Стюарт и Грэм Хилл, а так же Боб Бондурант, пилотировавший болид «БРМ», принадлежащий частной команде.
Может быть базовые настройки у этих болидов были одинаковые, но все три «БРМ» вылетели в одном и том же месте, а прочие неудачники покинули трассу на значительном удалении от этой троицы.
Здесь сыграл свою роль тот факт, что вылет болидов «БРМ» произошёл в том месте, где не было ни одного маршальского поста, поэтому организаторы гонки не получили вовремя никакой информации о произошедшем инциденте.
Конечно, когда уцелевшие участники гонки заехали на пит-стоп за дождевой резиной, о массовых вылетах стало известно. Так же как и о том, что все вылетевшие болиды находятся вне трассы и не являются препятствием для остальных, а так же о том, что визуально жертв и пострадавших не оказалось.
Поэтому гонка продолжилась в обычном режиме, а организаторы и члены команд, не дождавшихся своих пилотов на пит-стоп, без какого-либо беспокойства стали ожидать возвращения пилотов своим ходом, благо трасса большая, вылеты произошли далеко, поэтому времени на возвращение пилотам должно было понадобиться немало.
А развитие событий, связанных с вылетом пилотов «БРМ», оказалось между тем весьма и весьма драматичным.
Джеки Стюарт был одним из лидеров, его скорость была весьма высока, поэтому его вылет оказался самым опасным. Вылетев с трассы, его болид протаранил забор частного владения и уже на частной территории врезался в дерево.
В процессе вылета болид как минимум один раз перевернулся на 360 градусов вокруг продольной оси. Стюарт получил перелом ключицы и нескольких рёбер и оказался плотно зажат в деформированном кокпите между сиденьем и рулём. Некоторое время после аварии он был без сознания. Топливо из треснувшего бака стало вытекать прямо в кокпит, заполняя его, и вскоре Стюарт находился в небольшом озерце топлива. При этом двигатель его «БРМ» не заглох и продолжал работать.
Чуть позже в том же месте практически одновременно вылетели Грэм Хилл и Боб Бондурант. Со старта они шли в плотной группе за спинами лидеров. Находясь в постоянной борьбе с другими болидами, скорость имели меньшую, чем у Стюарта, поэтому ни один из них до забора не добрался. «БРМ» Бондуранта перевернулся. Грэм оказался единственным, чей болид не пострадал и, в принципе, он мог вернуться на трассу и продолжить гонку, но увидел, что произошло с Бондурантом и остановился чтобы помочь Бобу выбраться их перевёрнутого болида, так как самостоятельно это было очень сложно сделать. И только когда Бондурант уже стоял на ногах рядом со своим перевёрнутым болидом, а шум продолжающейся гонки затих вдали, внимание пилотов привлёк звук работающего двигателя на «БРМ» Стюарта.
Стюарт оказался в отчаянной ситуации. Когда он в первый раз пришёл в себя и осознал, что топливо заполнило кокпит, он сам зажат, а двигатель работает, то пришёл в ужас от осознания того, что в любую секунду может заживо сгореть в пожаре. Непроизвольно он потянулся рукой к ключу зажигания, той самой рукой в которой была сломана ключица, и от резкой боли вновь потерял сознание.
Именно в этот момент к нему подоспели Грэм и Боб.
Для того чтобы даже приблизиться к болиду требовалось мужество, так как запах топлива распространившийся по округе не оставлял сомнений, что болид Стюарта является потенциальной бомбой, готовой сработать в любую секунду. Но Грэм и Боб были из тех парней, которые не могли не прийти на помощь коллеге. Грэм выключил зажигание. Потом беглый осмотр кокпита показал невозможность вытащить пилота без демонтажа руля.
Как всегда в Спа, какое-то количество зрителей было рассредоточено вдоль всей трассы, поэтому рядом с местом аварии Стюарта собралось небольшое количество народа именно из числа зрителей. Бондурант удерживал их на определённом расстоянии от болида, всё ещё потенциально опасного в части возгорания или даже взрыва. А Грэм попросил помощи в поисках инструмента. Частные дома неподалёку от места события имелись, поэтому необходимый инструмент Грэму доставили. По одним данным это был разводной ключ, по другим данным отвёртка, по третьим данным просто инструмент, без конкретного определения.
Грэм демонтировал руль, после чего они с Бондурантом вытащили наконец Стюарта из болида.
Почти на всех русскоязычных интернет ресурсах упоминается, что Стюарт пробыл в плену покорёженного болида от 25 минут до получаса. Источником этой информации являются переводы воспоминаний самого Джеки Стюарта.
В большинстве же англоязычных источников время, потребовавшееся для извлечения Стюарта из болида, никак не обозначено, но зато упоминается о том, что болид всё-таки загорелся вскоре после того как Стюарта оттуда достали. На русскоязычных сайтах, описывающих длительное время заточения Джеки, о последовавшем пожаре никаких упоминаний нет.
Что же там было на самом деле и сколько времени провёл жестоко страдающий от травм Стюарт в своём «БРМ» теперь, наверное, установить нельзя. Но это и не важно. Важно то, какой след оставила эта история в душе самого Стюарта. Эта история и то, что за ней последовало.
Злоключения Стюарта в этот день не закончились. Он очень долго ждал прибытия машины скорой помощи. Потом оказалось, что водитель скорой помощи очень плохо знал местные объекты и заблудился по пути в больницу. В больнице, пока шло оформление вновь поступившего пациента и поиск свободного места для него, Стюарт лежал на полу, причём не на носилках, которые забрали обратно в машину скорой помощи, а на каком-то халате, который спешно бросили на пол. Сам пол был давно не мыт и заплёван.
В общем, именно в тот день в голове у Стюарта зародилась мысль, что так дальше жить нельзя. Нет-нет, это были мысли не о срочном завершении карьеры автогонщика. Это были мысли о категорической необходимости борьбы за повышение безопасности автогонок. Борьбы бескомпромиссной и комплексной.
Чтоб не вылетали болиды с трассы чёрт знает куда. Чтоб не зрители бегали домой в поисках инструмента, а обслуживающий персонал был бы в любом месте трассы со всеми требующимися инструментами. Чтоб не было водителей-профанов в машинах скорой помощи. Чтоб при каждой трассе была нормальная больница, а не деревенское недоразумение. В общем, планов было громадьё. И практически все трассы того времени не соответствовали даже меньшей части того, что приходило в тот день в голову Стюарту. Задача казалась настолько глобальной, что за неё даже страшно было браться ввиду полной бесперспективности задачи.
Страшно? Бесперспективно? Таких слов Стюарт не знал. И постепенно он раскрутил этот маховик.
Я уже однажды, в одном из своих постов, привёл слова ныне покойного Джека Брэбэма о том, что пилоты Ф1 середины семидесятых годов не знают, что такое рисковать жизнью. «Блэк Джек» был и прав и не прав. Не прав с точки зрения нашего современного уровня безопасности, хоть и не абсолютного, но очень высокого. А прав был, если оглянуться на все те изменения, которые претерпела Ф1 в плане безопасности с середины шестидесятых по середину семидесятых.
И механизм всех эти изменений запустил один конкретный человек.
Сначала его обвиняли в трусости, в том, что он борется против такого благородного дела как риск, неотъемлемой составляющей, без которой и гонки не гонки. Но большое видится на расстоянии. И сейчас, наверное, нет ни одного человека в мире автоспорта, который не ценил бы по настоящему тот вклад, который внёс Джеки Стюарт в историю автоспорта вообще и Формулы-1 в частности. Вклад не только как пилота, имеющего определённые статистические достижения, но вклад человека, много сделавшего для безопасности того вида спорта, которому он посвятил большую часть своей жизни.
Ну и в заключение заметки скажу, что старая трасса Спа-Франкоршам, наставившая Стюарта на путь борьбы за общее повышение безопасности автоспорта, сама же в итоге и пала от этой борьбы. Уже в 1969 году Ф1 осталась без Гран-При Бельгии. Трасса Спа-Франкоршам была исключена из числа автодромов, имеющих право проводить гонки Ф1.
Год спустя политическими методами эту трассу вернули в календарь, но это была уже агония. 1971 год вновь прошёл без Гран-При Бельгии, а начиная с сезона 1972 года Гран-При Бельгии стал проходить уже на других трассах.
Спа-Франкоршам вернётся в Ф1 более чем через десять лет. Но это будет уже другая, более короткая, более безопасная трасса и другая история.
Автор заметки: ROMAN grosjean (май 2014 года)