«Огненные» герои 1973 года.
Пилоты Формулы-1 мужественные люди. Причём мужество это заключается не только в способности на огромных скоростях управлять мощной гоночной техникой на пределе своих и техники возможностей.
Неоднократно пилоты демонстрировали подлинные образцы мужества, героизма и бесстрашия вне гоночных болидов, когда они не задумываясь вступали в борьбу за жизнь своих коллег, попавших в смертельную опасность.
Двум эпизодам 1973 года, сыгравшим помимо всего прочего очень важную роль в продолжении борьбы за повышение безопасности автогонок, посвящена эта заметка.
Эпизод первый.
Гран-При ЮАР. 3 марта.
На втором круге гонки местный пилот Дэйв Чарлтон, впервые отметившийся в Ф1 еще за восемь лет до текущих событий, но за редчайшим исключением принимавший участие лишь на домашнем этапе Ф1, стал виновником завала, в котором пострадало четыре болида. Чарлтон (третий пилот команды «Лотус», специально, и не бесплатно, приглашённый в команду на один «домашний» Гран-При) врезался в пилота команды «Сертиз» Майка Хэйлвуда. По принципу домино в болид Хелвуда врезались Жаки Икс на «Феррари» и Клей Регаццони на «БРМ».
«БРМ» Регаццони пострадал сильнее всех, болид был сильно разбит и загорелся, когда вытекающее из треснувшего бака топливо, попало на раскалённые элементы моторного отсека.
Сам Клей был без сознания. Вокруг было немало маршалов с огнетушителями. Но сами маршалы по причине очень сильной жары были одеты в просторные рубахи с коротким рукавом и шорты. Ни один из них просто физически не мог приблизиться к горящему болиду на расстояние эффективного использования огнетушителя. И список жертв автогонок наверняка пополнился бы в этот день итальянской фамилией. Если бы не Майк Хэйлвуд. Его разбитый болид (но значительно меньше разбитый, по крайней мере топливный бак не был поврежден) застыл буквально в нескольких метрах от болида Регаццони.
Хэйлвуд с максимально возможной скоростью покинул свою машину и устремился к Клею Регаццони.
Пока Майк расстёгивал ремни безопасности на бесчувственном коллеге, пожар усиливался. Растекающееся вокруг машины топливо, увеличивало площадь пожара. Майк в прямом смысле слова стоял на горящей земле и ботинки с брючинами комбинезона (огнеупорного комбинезона) в конце концов вспыхнули на нём. Но Хэйлвуд не сдавался до тех пор, пока не вытащил Регаццони из пламени и не оттащил его на то место где не было пылающего топлива. Только после этого Майк сначала безуспешно попытался сбить с себя пламя, а потом бросился за помощью к тем самым маршалам с огнетушителями.
Майка справедливо признали человеком, спасшим жизнь коллеге. На родине Майк был награждён орденом Святого Георга (гражданская награда второго уровня в Великобритании и Британском Содружестве) за этот подвиг. В этот раз всё закончилось благополучно. Клей Регаццони получил незначительные ожоги и после непродолжительного лечения продолжил участие в чемпионате.
Эпизод второй
Гран-При Голландии. 29 августа.
На восьмом круге пилот «Марч» Роджер Уильямсон не удержал свою машину на трассе. Его болид ударился о невысокий отбойник, установленный вдоль трассы, взмыл в воздух, уже в воздухе перевернулся и упал снова на трассу, загорелся, проскользил в перевернутом виде некоторое расстояние вдоль противоположного края трассы и застыл, объятый пламенем. Уильямсон не пострадал при аварии, но оказался зажат в разрушенном болиде, не имея возможности расстегнуть ремни безопасности и самостоятельно выбраться. Уильямсон принялся звать на помощь. Важная деталь: болид Дэвида оказался вне трассы и не служил помехой остальным болидам.
Ситуация была очень тяжелая с точки зрения проявления личных человеческих качеств. Маршалы с огнетушителями поблизости были, но они боялись приблизиться к горящему болиду, опасаясь взрыва топливного бака. Полицейские, стоящие рядом, не имели специального снаряжения, которое позволило бы им даже просто подойти к пылающему болиду, не говоря уже о риске получения отравления продуктами горения болида. Кроме того, для части полицейских тут же нашлась работа по сдерживанию отдельных зрителей, которые намеревались прийти на помощь погибающему пилоту, но действовали на одних эмоциях, так же не имея никаких средств защиты ни от пламени, ни от смертоносного дыма.
В этой ситуации организаторы гонки вывесили жёлтые флаги, но гонку не остановили.
Друг Роджера Уильямсона Дэвид Пэрли, так же пилот «Марч», был единственным из пилотов, кто остановился ради попытки спасти попавшего в беду коллегу, причём сделал это практически сразу же, так как по трассе Пэрли шёл следом за Уильямсоном. Полицейские, не ожидавшие появления самозваного спасителя со стороны трассы, не успели вовремя перехватить пилота. Благодаря этому голландским телевидением были засняты душераздирающие кадры, как один пилот пытается безуспешно спасти другого пилота.
Вот воспоминания Пэрли о том эпизоде (взяты из книги Артема Атояна «Формула-1»):
«Вдруг я увидел, как Роджер вылетает с трассы и на полной скорости врезается в барьер; каких-то десять метров идет юзом вдоль него, затем переворачивается кверху колесами и становится поперек дороги. Автомобиль начал гореть почти тотчас же. Как только я увидел, что с Роджером плохо, тут же нажал на тормоза, остановился и побежал к нему. Я должен был пробежать 150-200 метров, при этом лавируя между автомобилями, мелькающими на трассе, ведь гонка продолжалась. В изнеможении я добежал до пылающего автомобиля и тут же и тут же попытался перевернуть его на колеса. Но «Марч» даже не сдвинулся с места, и я понял, что сам не справлюсь. Инстинктивно я посмотрел в сторону трибун, ища глазами кого-нибудь, кто мог бы мне помочь. Вблизи стояли полицейские, но никто из них не сдвинулся с места. Я начал размахивать руками и кричать, пытаясь обратить их внимание на себя, но они делали вид, что не понимают в чем дело. Неожиданно я заметил на противоположной стороне трассы человека с огнетушителем в руках, но и он стоял как зачарованный. Я не мог понять почему… Побежал к нему… Через 15 секунд огнетушитель опустел, а языки пламени лизали автомобиль все больше. Наконец приехала техпомощь. «Где у тебя огнетушители?» - заорал я, но водитель лишь беспомощно развёл руками: огнетушители это не его дело. Позже подъехали пожарные, и я побежал к ним, в этот момент пламя охватило уже всю машину. А в это время люди, профессией которых является борьба с огнём, оберегаемые отличными приспособлениями, комбинезонами, касками, бездействовали. Я заставлял их приблизиться к пылающему автомобилю… Когда наконец-то машину перевернули, между спинкой сиденья и рулём, придерживаемый ремнями безопасности, неподвижно сидел человек, который был уже трупом… Я даже не осуждаю своих коллег. Ведь не могу же я винить их за то, что, когда я старался их остановить, никто этого не сделал. А так как красный флаг (знак остановки гонки) вывешен не был, то им нельзя было заезжать в боксы или останавливаться на трассе. Это только я нарушил предписание. Это я не хотел дать ему умереть…»
К сказанному Дэвидом можно добавить, что не все полицейские бездействовали. Напрасные усилия пилота вызывали сочувствие среди зрителей, и полицейским становилось всё тяжелее и тяжелее сдерживать натиск самозваных спасателей-самоубийц. Во многом именно поэтому дюжий маршал вместе с таким же крепким полицейским оттеснили в конце концов Пэрли на противоположную сторону трассы ещё до приезда аварийной бригады.
Машина, которую Перли принял за Техпомощь, была эвакуатором, который находился где-то в окрестностях места трагедии и реально прибыл на место происшествия самым первым. Там действительно не было средств пожаротушения.
Что же касается пожарной машины… Она стояла наготове, чтобы отправиться к месту пожара, но экипаж имел чёткие инструкции не выезжать на трассу до остановки гонки, так как более медленная и тяжелая пожарная машина на очень извилистой местами голландской трассе, была бы источником повышенной опасности для продолжающих гонку болидов. А гонку так и не остановили.
В итоге какое-то время понадобилось, чтобы решить этот бюрократический казус. И время не очень-то большое, всего несколько минут. Но именно эти минуты и стоили жизни Роджеру Уильямсону. Уильямсон не сгорел (ожоги на его теле были не сильные и не являлись причиной смерти). Он задохнулся в дыму.
Кстати, герой Гран-При ЮАР, Майк Хэйлвуд, так же как и все остальные пилоты, несколько раз проехал без остановки мимо горящего болида Уильямсона.
Причину этого лучше всех описал Джеки Сюарт, один из самых бескомпромиссных борцов за повышение безопасности автогонок. Вот фраза, произнесённая Стюартом в документальном фильме «1»: «Мы проехали мимо несколько раз. Вывесили желтые флаги, чтобы замедлить гонку, но не остановить её… Ты опускаешь визор шлема и ограждаешься от этой боли, от этой драмы, трагедии и горя. И только когда возвращаешься в паддок, поднимаешь визор и снова сталкиваешься с реальностью»
Ники Лауде приписывают фразу: «Нам платят за то, чтобы мы ездили, а не за то, чтобы мы останавливались»
Ещё несколько пилотов в последствие говорили о том, что приняли горящий болид за машину самого Пэрли, а его сигналы воспринимали как предупреждение об опасности и просьбу быть осторожнее при проезде мимо. Может и на самом деле перепутали, а может быть успокаивали свою совесть.
Могли бы несколько пилотов спасти Роджера Уильямсона, если бы наплевали на предписания и правила и остановились бы и совместными усилиями перевернули бы горящий болид (перед этим может даже послав на три весёлых буквы всех полицейских)? Вопрос риторический. История не знает сослагательного наклонения.
За проявленное личное мужество при попытке спасти от смерти своего коллегу и друга, Дэвид Пэрли был впоследствии награжден медалью святого Георга.
Последствия эпизодов.
По результатам проведенного расследования было официально признано, что смерть Роджера Уильямсона в ходе Гран-При Голландии стала следствием не случайного стечения гоночных обстоятельств, а плохой организации проведения соревнований, отсутствия чётких правил взаимодействия различных служб автодрома, отсутствия специально экипированных людей на различных участках трассы.
Задним числом вспомнили и о первом звонке, прозвеневшем около пяти месяцев назад в Южной Африке (первый эпизод).
Подвиг Майка Хэйлвуда затмил тогда собой все те же организационные накладки, которые в полной мере проявили себя в Голландии. В Южной Африке, машина с пожарными тоже не сразу выехала на трассу, а ждала специального разрешения дирекции. Просто актуальность вопроса резко снизилась, когда стало известно, что один пилот спасён другим пилотом. И никто не поднял остро вопрос о том, что люди с огнетушителями ненадлежащим образом экипированы и не могут, в случае необходимости, не то что вытащить человека из горящей машины, как это сделал одетый в огнеупорный комбинезон пилот, но даже приступить к тушению пожара имеющимися в наличии средствами.
А вот после голландской трагедии наступила глубокая озабоченность.
В результате, смерть Роджера Уильямсона имела последствия. Под нажимом пилотов под предводительством Стюарта, ФИСА была вынуждена полностью пересмотреть правила, касающиеся появления на трассе Ф1 в случае чрезвычайных ситуаций машин специального назначения (пожарных, технических, скорой помощи и прочих). Кроме того был поставлен вопрос о чётком распределении обязанностей обслуживающего персонала трассы и усилении экипировки тех работников, в задачу которых будут входить оперативные действия в экстремальных ситуациях.
Вот так, путями утрат, продвигалась Формула-1 по тернистому пути повышения безопасности автогонок. Всё это было ещё очень далеко от тех норм безопасности, которые действуют в настоящее время, но это был очередной шаг в верном направлении. К сожалению, этот шаг, как и многие другие аналогичные шаги, был сделан только после очередной трагедии.
В заключительной части заметки я хочу написать про главных героев предыдущих эпизодов.
Майк Хэйлвуд.
Принял участие в семи чемпионатах мира Ф1 и пятидесяти Гран-При. Лучший результат в личном зачёте: восьмое место в 1972 году.
Карьера Майкла Хэйлвуда в Ф1 разбита на две части. Первая часть, в 1963-65 годах, проходила на фоне основных выступлений в высшем классе мотоспорта. Вторая часть, в 1971-74 годах, когда шлем мотогонщика был уже повешен на гвоздь.
В мотоспорте Майк добился бОльших успехов, чем ещё один известнейший мотогонщик и пилот Ф1 Джон Сертиз. Но в Ф1 его карьера оказалась скромнее. Наивысшее достижение: второе место на Гран-При Италии 1972 года. За рулём, кстати, болида «Сертиз». Именно Джон Сертиз, взяв Майка в свою команду, вообще сделал возможным возобновление Хэйлвудом карьеры в Ф1.
После памятного сезона 1973 года, Майк провёл ещё один сезон в команде «Мак-Ларен», завоевав в ней второй и последний свой подиум. Кстати, этот подиум (третье место) он получил на Гран-При Южной Африке, где годом ранее спас жизнь Клею Регаццони. Тогда же в 1974, во время Гран При Германии Хейлвуд попал в тяжелую аварию, закончившуюся для него сложнейшим переломом лодыжки. Эта травма поставила точку на выступлениях британца в Формуле-1.
Удивительно, но многие люди, знавшие Майка, говорили что управление гоночным автомобилем ему противопоказано. Майк был из тех людей, кто совершенно не вникал в техническую сторону Формулы-1. Он просто садился за руль и гнал на том, что есть. При этом многие нюансы поведения болида становились для него сюрпризом, а не знание технической составляющей приводило к незнанию того как выйти из ситуации.
Очень часто Майк попадал в различные ДТП и за рулём обычных машин. О некоторых его ДТП ходили легенды. Так однажды, увлёкшись спором с пассажиром, он не заметил быка, медленно переходящего дорогу, и на полном ходу сбил его. Сам Майкл и его пассажир чудом остались живы (в отличие от быка), а потом выяснилось, что пассажир последние несколько секунд криком предупреждал Майка о том в кого он едет, но Майк воспринимал этот крик как продолжение спора (а они спорили на повышенных тонах) и продолжал не обращать внимания на дорогу (само по себе непростительное разгильдяйство).
Не удивительно, что однажды, уже через семь лет после окончания карьеры в Ф1, очередное ДТП стало фатальным. Правда вины Майка в том случае не было, что, впрочем, является слабым утешением. 21 марта 1981 года Майк отправился за покупками в магазин на личном автомобиле. С ним были дочь Мишель и сын Дэвид. Водитель ехавшего впереди грузовика внезапно, против всяких правил, начал разворачивать свою машину. Майк среагировать не успел… Сын отделался относительно легкими травмами. Дочь погибла мгновенно. Майк Хэйлвуд с тяжелейшими повреждениями был доставлен в больницу, где умер через два дня.
Дэвид Пэрли.
Обладатель весьма скромной карьеры в Ф1. Гонка в Голландии была его третьим Гран-При и вторым выходом на старт гонки. Всего в сезонах 1973, 1974, 1977 года семь раз выходил на старт гонки в одиннадцати попытках. Очков не набирал, лучший результат: девятое место на Гран-При Италии в 1973 году.
В 1977 году в ходе предквалификации к Гран-При великобритании в Сильверстоуне попал в тяжелейшую аварию. На его болиде «LEC» (собственное шасси собственной команды) заклинило педаль газа, и Дэвид на огромной скорости въехал в отбойник. При ударе шлем Перли раскололся как яичная скорлупа, однако если не считать нескольких глубоких порезов на лице, повреждений головы Дэвид не получил. Зато врачи насчитали после аварии 29 переломов (из них три со смещением). По дороге в госпиталь у Пэрли шесть раз останавливалось сердце, но он все-таки выжил и почти полностью восстановился. Разве что левая нога англичанина после аварии стала на 2 дюйма короче правой.
Авария Пэрли занесена в Книгу рекордов Гиннесса как случай действия наивысшей перегрузки (179,8 g), при котором человеку удалось выжить.
Сам же Пэрли после этого случая, поставившего крест на его карьере пилота Ф1, получил прозвище «Счастливчик».
Быстро восстановившись и проведя ещё два года в автогонках более низкого класса, Пэрли занялся авиационным спортом. 2 июля 1985 года, отрабатывая фигуры высшего пилотажа над морем в рамках подготовки к авиашоу на празднике местного значения, Пэрли допустил ошибку. Его самолёт упал в море и затонул неподалеку от его родного города Богнор-Реджис и его собственного дома, стоящего на побережье. Дэвид Пэрли не смог выбраться из самолёта и погиб.
Вот такая вот схожесть судеб у «огненных» героев 1973 года. Оба закончили карьеру в Ф1 вследствие травм, полученных в авариях. Оба погибли раньше срока в катастрофах.
Автор заметки: ROMAN grosjean (май 2014 года)