Авторская заметка: В память о Джеке Брэбэме.

19.05.2014 17:18

В память о Джеке Брэбэме.


1959 год. Джек Брэбэм вошёл в число титуларов Формулы-1. На тот момент он стал единственным действующим чемпионом мира.

Это был единственный в истории Формулы-1 сезон, когда титул с равными шансами на успех оспаривали пилоты, управляющие переднемоторными и заднемоторными автомобилями.

Есть одно но. Если бы не катастрофическое невезение Стирлинга Мосса в начале чемпионата (вместо трёх побед в трёх гонках Стирлинг получил два схода по техническим причинам и одну дисквалификацию за то, что его вылетевший с трассы болид вытолкали обратно на трассу болельщики), чемпионат превратился бы в сражение Мосса с Моссом без дополнительных участников. Невезение не было чистым невезением. Стирлинг Мосс, являясь пилотом частной команды, управлял точно таким же «Купер Т51», что и Джек Брэбэм, являвшийся пилотом заводской команды. Таким же, да не точно таким. Роб Уокер, хозяин частной команды, поставил на «Купер» коробку передач итальянского производителя, вместо «родной» коробки, использовавшейся заводской командой. Вот эта итальянская примочка и стала источником проблем Стирлинга Мосса в начале чемпионата. Потом она же сделает его лучшим пилотом заключительной части чемпионата, но будет уже поздно.

Всё получилось так как получилось, и к концу сезона основным претендентом на титул являлся Джек Брэбэм на заднемоторном «Купер Т51» с мотором «Coventry-Climax», а Стирлинг Мосс на "итальянизированном" «Купер Т51» и Тони Брукс на переднемоторной «Феррари 256» составляли ему конкуренцию.

Первый фактор, принесший Джеку итоговую победу, сработал на Гран-При Португалии (шестом из восьми, если не учитывать Инди-500, зачётном этапе сезона).

Брэбэм на три очка опережал Брукса (Стирлинг был пока ещё значительно позади), при том, что у Джека было к этому моменту четыре результативных финиша, а у Тони только три. В зачёт шли только пять лучших результатов, поэтому ситуация когда Джек станет «недобирать» очки в зачёт должна была случиться раньше, чем эта участь постигла бы Тони.

На 23 круге гонки на пути Джека Брэбэма оказывается некий местный пилот Марио-Араухо де Кабраль, пилотирующий устаревшую модель «Купер» с мотором «Мазерати» и отстающий на два круга от лидеров пелетона. Непрофессионализм португальца привёл к столкновению. «Купер» Брэбэма вылетел с трассы и врезался в телеграфный столб. Ремней безопасности в то время не было и Джека выбросило из разбитой машины прямо на трассу (на скорости более 150 км/час). Ещё один пилот «Купер» Мастен Грегори успел среагировать и объехать лежащего прямо на траектории движения Брэбэма. А дальше Джек спас себя сам. Он поднялся и покинул трассу, не получив при ударе о полотно трассы ничего более серьёзного чем небольшие ссадины (!). Это было очень сильным везением.

Второй раз Джеку повезло уже с точки зрения борьбы за титул. Тони Брукс не воспользовался ситуацией и не перехватил лидерство в личном зачёте. Потеряв несколько кругов на ремонте в боксах он финишировал далеко от зачётных позиций.

На последний этап сезона Джек приехал достаточно уверенным лидером, выигрывая у Мосса, благодаря ударной концовке вернувшегося в борьбу за титул, 6,5 очков, а у Брукса 8 очков.
При этом любое место ниже второго очков Джеку уже не приносило, а вот его конкуренты получали всё в полном объёме.

В гонке Джеку повезло дважды. Уже на первом круге коллеги по команде «Феррари» Тони Брукс и Вольфганг фон Трипс не поделили трассу и столкнулись. При этом не один из болидов «Феррари» не пострадал. Но Тони Брукс раньше уже дважды в своей жизни сталкивался с ситуацией, когда его болид поучаствовав в столкновении и вроде бы при этом не пострадав, через какое-то время выходил из повиновения и гонщик лишь чудом оставался жив, попадая в страшнейшие аварии на огромной скорости. Поэтому наплевав на чемпионские перспективы Брукс отправился в боксы и вернулся в гонку только после того как его болид был детально осмотрен на предмет наличия/отсутствия повреждений от столкновения.

А на пятом круге из борьбы выбыл уверенный лидер гонки Стирлинг Мосс, который в случае победы в гонке стал бы чемпионом, так как Джек, испытывавший проблемы с управляемостью своим болидом, значительно отстал и на второе место, гарантировавшее ему титул, совершенно не претендовал.

Ну а Тони Брукс, хоть и прорвался на третье место, опередив Джека, финишировавшего четвёртым и не получившего никаких очков, на победу, которая гарантировала ему титул, тоже больше не претендовал.

Журналисты после гонки указали Бруксу, что своей остановкой после первого круга он лишил себя победы и титула, так как итоговое отставание от победителя гонки Брюса МакЛарена, ещё одного пилота «Купер», составило три минуты, а осмотр его «Феррари» в боксах продолжался около трёх с половиной минут.

Но Тони ни о чём не жалел. Для него уверенность в своей технике была важнее титула.

Вот так Джек Брэбэм стал первым чемпионом мира на заднемоторном болиде. Да, эта победа стала возможна благодаря целому ряду факторов, но уже на следующий год «Блэк Джек» доказал не случайность своей прошлогодней победы, став чемпионом за явным преимуществом над остальными конкурентами.

А потом он стал подлинной легендой Формулы-1, став чемпионом мира за рулём болида, носящего имя "Брэбэм", но это уже совсем другая история.

Автор заметки: ROMAN grosjean (май 2014)
3 Отзыва