Приключения на собственную шею.
Хуан-Мануэль Фанхио. Непревзойдённый стратег и тактик на трассе. Человек, считавший автогоночный болид инструментом, а пилота музыкантом, в обязанность которого входит настройка инструмента и исполнение на нём только высококачественных произведений. Это кредо Хуана-Мануэля отразилось в прозвище, которое он получил в среде пилотов-современников: Маэстро.
А ещё Хуан-Мануэль был, ни смотря ни на что, в возрасте. И сам признавал это. Плюсом своего возраста Фанхио считал опыт и умение. Минусом называл невозможность жить в ритме молодёжи, которая может провести на танцах и вечеринках полночи, а назавтра быть в отличной физической форме. Сам Хуан-Мануэль признавал, что всю неделю накануне гонок рано ложился спать, чтобы сохранять бодрость тела и духа на весь гоночный уикенд.
Но был в карьере Хуана-Мануэля эпизод, когда он пренебрёг обоими перечисленными выше собственными постулатами. И едва не заплатил за это слишком высокую цену.
Обо всем по порядку.
Сначала небольшое историческое отступление.
Отгремел сезон 1951 года. Команда «Альфа-Ромео» выиграла второй, из двух возможных, титул в личном зачёте. Этот титул получила аргентинская звезда команды, Хуан-Мануэль Фанхио. Но обострившаяся конкуренция со стороны «Феррари» и сомнения в том, что новые разработки команды окажутся столь же эффективными и победоносными, как довоенная модель, позволившая доминировать в первом чемпионате и выиграть на флажке второго чемпионата, заставили высшее руководство компании свернуть программу участия в Формуле-1.
В то же время ФИА, озабоченная снижением числа команд-участниц высшего класса автоспорта, очевидным отсутствием конкуренции между фирмами-разработчиками гоночных болидов, ввиду явного преимущества «Феррари», а так же перспективой последующего прекращения участия «Феррари» в гонках Формулы-1, ввела в действие новый регламент, в соответствии с которым болиды для участия в Формуле-1 разрабатывались по спецификации болидов Формулы-2, младшей сестры «Королевы автоспорта», введённой в строй в 1948 году в качестве аналога довоенного классу «Войтурет».
Здесь надо внести некоторую ясность. То, что болиды для участия в гонках «Королевского класса», разрабатывались по спецификации болидов класса Формула-2, не привело к объединению двух самостоятельных серий в одну общую. Чемпионаты в классе Формула-1 и Формула-2 продолжали проводиться отдельно друг от друга с независимыми личными зачётами.
Итак, Хуан-Мануэль Фанхио лишился своего места в команде «Альфа-Ромео» и вынужден был подыскивать себе новое место работы. Выбора по большому счёту не было. В автоспорте заправляли итальянские команды. Но в «Феррари» уже была звезда первой величины - Альберто Аскари. Приглашать в команду ещё и Фанхио Инженьери не рискнул. Так что Хуан-Мануэль оказался в стане «Мазерати».
Новая разработка команды из Модены, модель A6GCM, задерживалась. К первой официальной гонке сезона, Гран-При Швейцарии, состоявшемуся 18 мая, новый болид всё ещё не был готов, и команда отложила свой дебют в чемпионате мира в классе Формула-1 до следующего зачётного Гран-При Бельгии, до которого оставалось больше месяца.
Но в интервале между двумя первыми зачётными Гран-При Формулы-1 на автодроме в Монце должна была состояться гонка Формулы-2 (так называемая «Большая Премия автодрома в Монце», в отличие от «Большого Приза Италии» Формулы-1 на этом же автодроме, но только осенью).
И, учитывая одинаковость технической составляющей регламента, именно на гонку Формулы-2 был запланирован дебют новой модели «Мазерати». Дебют с размахом. Три машины официальной команды и одна частная команда, получившая в своё распоряжение два актуальных болида модели A6GCM.
Одна беда. Хуан-Мануэль Фанхио, с разрешения руководства команды, чтобы поддерживать гоночную форму, ну и подзаработать призовых денег, конечно, подал заявку на участие в нескольких внезачётных гонках «Формулы-1» в составе команды «БРМ». И одна из этих незачётных гонок, Ulster Trophy в Северной Ирландии, должна была состояться всего одними сутками раньше, чем «Большая Премия автодрома в Монце». Фанхио в накладке был не виноват. Планы руководства обкатать новую модель болида в гонке Формулы-2 в Монце были озвучены позже, чем сам Хуан-Мануэль подал заявку на участие в гонке в Северной Ирландии.
Однако, как показали дальнейшие события, распорядился Хуан-Мануэль создавшейся ситуацией далеко не лучшим образом. Не желая давать партнёрам по команде «Мазерати» лишний козырь в виде более лучшего знакомства с новым болидом, Хуан-Мануэль даже мысли не допускал договориться с руководством команды о своём неучастии в гонке Формулы-2. Но и отказываться от участия в Ulster Trophy тоже не стал. Может быть, чтобы не упустить личную выгоду. Ему, как действующему чемпиону мира, полагалась весьма значительная «стартовая выплата», да ещё была вполне реальная перспектива «призовой выплаты». Ведь всего за неделю до описываемых событий Хуан-Мануэль стартовал за рулём такого же «БРМ» с поул-позишн в предыдущем внезачётном Гран-При и имел все шансы на победу в той гонке, если бы не техническая неисправность на половине дистанции.
Чтобы успеть принять участие в течение двух дней в двух разных гонках, проводимых в разных частях континента, Хуан-Мануэль договорился с местным владельцем одного из частных самолётов, что тот, за соответствующее вознаграждение, доставит Хуана-Мануэля прямо на аэродром Монцы.
Однако всё пошло не по плану.
Сначала разбились мечты о призовых выплатах. Трасса оказалась для Хуана-Мануэля совершенно незнакомой, а если учесть, что Хуан-Мануэль прилетел в Северную Ирландию не заранее, чтобы ознакомиться с трассой, а прямо к началу квалификации, удивляться двенадцатому стартовому месту при тринадцати стартующих участниках не стоит.
В гонке Хуан-Мануэль тоже особо не блистал. В принципе, мог бы всё равно заработать и побольше чем в итоге получилось, если бы добрался до финиша. Но примерно на середине дистанции вновь произошел отказ техники.
Дальше больше. Выяснилось, что, несмотря на предварительную договорённость и, несмотря на то, что Хуан-Мануэль «освободился» раньше времени, частный самолёт уже улетел. Не туда куда изначально планировалось и не с тем пассажиром. Частники люди непредсказуемые, что наземные таксисты, что воздушные.
Ближайшим местным рейсом Фанхио вылетел в Париж. Из Парижа добраться до Монцы по воздуху не получилось, над Европой бушевала непогода, практически все рейсы были отменены или отложены, а начало гонки Формулы-2 никуда не откладывалось. Фанхио взял машину напрокат и в течение немалого числа часов, с пересечением государственной границы, добирался до Монцы на наземном транспортном средстве.
Кроме непродолжительного сна в самолёте до Парижа, другого времени отдыха у Хуана-Мануэля не было. Остаётся только добавить, что Хуан-Мануэль опоздал и к проведению квалификации и ко всем предусмотренным перед гонкой практикам. Конечно, разбрасываться действующими чемпионами мира было в то время не принято, особенно в младших гоночных классах, поэтому Хуану-Мануэлю по любому забронировали место на стартовой решётке, правда первое с конца (29-е!).
В результате, на старте гонки Фанхио представлял собой абсолютного антипода тому пилоту, который был мной обрисован в первых двух абзацах заметки. Он был уставшим и не выспавшимся. Он находился за рулём совершенно незнакомого ему гоночного болида, на котором проехал к этому моменту один единственный круг - установочный. И этот болид был предположительно быстрее всех тех болидов, которые стояли непосредственно перед Хуаном-Мануэлем на стартовой решётке. Значит с самого старта уставшему Фанхио предстояло прорываться через более медленных соперников, большую часть которых он совершенно не знал с точки зрения присущего им поведения на трассе.
И всё это вместе взятое привело к закономерному итогу. На втором круге гонке, Хуан-Мануэль был вынужден, избегая столкновения с соперником, покинуть пределы трассы, причём покинуть значительно более сильно чем планировал. Болид подскочил на неровности местности и контроль над ним был утерян. Был выброшен Хуан-Мануэль из болида или выпрыгнул сам (пилоты формульных серий часто так делали в то время, когда видели что переворачивания болида не избежать, благо ремней безопасности не было, а переворачивание болида грозило почти стопроцентно смертью или тяжелейшими увечьями пилоту, который остался бы в болиде), это не важно. Важно, что закончилось всё это для Хуана-Мануэля серьёзнейшей травмой шеи, которая вычеркнула из его карьеры практически весь остаток 1952 года, который в тот момент ещё не перевалил через свой экватор.
И всё-таки «Младшая сестра Королевы» оказалась хоть «девушкой» с характером (не простила Хуана-Мануэля за пренебрежение собственной усталостью и плохое знание матчасти), но отнюдь не кровожадной (сохранила Хуана-Мануэля для дальнейших подвигов на трассах «Старшей сестры»).
И спасибо ей за это огромное.
Ну и в качестве завершения заметки приведу итоги гонки за «Большую Премию автодрома в Монце» с точки зрения команды «Мазерати».
Итоги были плачевные. Во второй заезд (а «Большая Премия» Формулы-2 в отличии от «Большого Приза» Формулы-1 была не только короче по длине дистанции (количеству кругов), но и была разбита на два отдельных заезда) попали только две из пяти «Мазерати» A6GCM, причём одна из них, не квалифицированная по результатам первого заезда из-за нескольких потерянных на ремонте в боксах кругов, попала во второй заезд только ради кворума из пятнадцати пилотов. И ни одна из них до финиша второго заезда (окончательного финиша в гонке) не добралась. «Мазерати» была разгромлена командой «Феррари», которая получила по три первых места в обоих заездах, обогнав в первом заезде лучшую из «Мазерати» на круг (а ведь заезды то были всего по 35 кругов).
Дебют «Мазерати» A6GCM в зачетных Гран-При Формулы-1 был в очередной раз отложен. Но Фанхио это уже мало волновало.
Автор заметки: ROMAN grosjean (май 2014 года)