Стефано Доменикали стал руководителем самой титулованной команды Формулы 1 с сезона 2008. Он не был человеком со стороны, он был человеком плоть от плоти Феррари. Практически вся его карьера развивалась в этой команде, а предыдущая его должность – спортивного директора, не позволяла никому усомниться в том, что для него практически не существует серых зон в Королеве Автоспорта.
Надо сказать, что старт был достаточно успешным. Команда завоевала Кубок конструкторов, а в личном зачете от титула её отделил всего лишь один удачный обгон в финальной гонке. Эмоций было невероятное множество, но! Гонки – это гонки и побеждает всегда не всегда самый быстрый, но практически постоянно - самый успешный. Уже следующий сезон стал настоящим испытанием для коллектива. Несмотря на все усилия в КК команда добыла только четвертое место, а в личном зачете Райкконен смог дойти только до шестого места.
Вполне естественно, что реакция руководства последовала незамедлительно. Коренным образом был укреплен пилотский состав, в команду пришел Фернандо Алонсо. Преобразования коснулись и технического штаба, технический директор Альдо Коста сделал выводы из провального сезона, на базе команды был установлен новый супер-компьютер и под руководством Николаса Томбасиса работа над Ferrari F10, что называется, кипела ударными темпами. Сезон 2010 нельзя отнести к провальным, даже, несмотря на проигрыш в КК принципиальным соперникам из McLaren. Фернандо до последнего круга не оставлял надежд на титул, но обогнать Петрова так и не смог. Вице чемпион, в принципе неплохое начало в новой команде.
Сезон 2011 ознаменовался дальнейшим укреплением технического департамента. В команду пришел Пэт Фрай, но, к сожалению, особой скорости Ferrari 150° Italia это событие не добавило. За весь сезон Фернандо смог победить только один раз, а в личном зачете финишировал только четвертым. Откровенно провальным сезон был для Массы, он набрал в два раза меньше очков, чем Алонсо, при полном отсутствии подиумов. В Кубке Конструкторов, команда опять не смогла составить конкуренции McLaren. Естественно, руководство конюшни обязано было отыскать «козла опущения» в сложившейся ситуации. Таковым назначили Альдо Косту. Возможно, я и ошибаюсь, но, на мой взгляд, Коста для КБ в Маранелло был более полезной фигурой, нежели его приемник. Однако пути господни неисповедимы и болид к следующему сезону готовил уже Фрай. Кроме того, выяснилось, что немалый вклад в слабые выступления коллектива дала аэродинамическая труда, расположенная на базе команды. Инженеры установили, что информация, собираемая на ней при испытании новых моделей, не подтверждается при обкатке болидов на трассе. Но, поскольку трубу невозможно отправить следом за Костой, её решили кардинально реконструировать.
Новая F2012 в начале сезона выглядела достаточно неоднозначно. С одной стороны, уже во второй гонке Алонсо завоевал долгожданную победу. А вот Фелипе так и не смог приручить новорожденного жеребца. Сложно сказать, что оказало большее влияние на неудачные выступления Массы, новая резина Пирелли или психологическое состояние пилота, но факт остается фактом, в первых 11-ти гонках Масса смог набрать только 25 очков. Естественно, в паддоке поползли слухи о скорой и неминуемой отставке бразильского пилота. Но! Команда поверила пилоту, и он ответил ей взаимностью. В оставшихся гонках пилот набрал в четыре раза больше очков и оказал Фернандо максимальную поддержку. К огромному огорчению коллектива до такого желанного титула в личном зачете не хватило сущей мелочи – трех очков. В Бразилии пилоты команды поднялись на подиум, но большего сделать не смогли. Слезы на подиуме были ярким подтверждением тому, что борьбе отданы все силы и претензий быть ни к кому не может.
Следующий сезон продолжил эпоху доминирования РБР. В сложившейся ситуации максимум, на что могла рассчитывать Феррари – это быть первой среди остальных. В первых пяти гонках сезона Алонсо завоевал две победы и одно второе место. Неплохое начало. Однако в Милтон-Кинсе разработали совсем другой сценарий. Девять подряд побед Феттеля не оставили шансов Алонсо. 150 очков – пропасть, которая великовата даже для Фернандо. Однако настоящей оплеухой послужило третье место в КК. Набирающая ход Мерседес, отодвинула команду из Маранелло от привычно забронированного второго места. Звезда Массы так и не взошла в том сезоне, а Ferrari F138 только с огромной натяжкой можно считать болидом, удовлетворяющим чьим-либо амбициям. Фернандо бился как лев, однако его усилий было недостаточно, чтобы создать даже видимость сопротивления. Уже с середины сезона стало понятно, что Масса покинет конюшню, на его место сосватали Райкконена. Более звездного дуэта давно уже не видела земля Италии.
В сочетании с новым регламентом практически все эксперты сходились во мнении, что подчиненные Доменикале просто обязаны в сезоне 2014 продемонстрировать максимально возможный результат. Суровая действительность не оставила Стефано никаких шансов. Если в первых двух гонках Алонсо, по старой доброй памяти, останавливался в шаге от подиума, то в третьей звездный дубль с трудом достиг двух последних ступенек очковой зоны. Гром грянул, и, перекрестившись, Доменикали подал в отставку. Само собой разумеется)))), что она была личным решением Стефано и принята без малейшего давления со стороны президента. Однако для многих выражение лица Луки ди Монтедземоло после старта гонки в Бахрейне было откровеннее, чем «Евангелие от Луки».
Но так ли виноват Стефано Доменикали в том, что произошло с командой? Этот вопрос не покидает меня со времени подачи рапорта об отставке. Не исключаю, что перед глазами Стефано мгновенно проплыл прошлый сезон в исполнении заклятых друзей из Уокинга. Такого сценария он не мог себе позволить даже в страшном сне, перспектива зловещего костра инквизиции в конце сезона может любого заставить написать прошение об отставке. Вполне возможен вариант, при котором ди Монтедземоло нежно зажал левую руку Стефано в тисках, и вложив в правую перо, услужливо подвинул чистый лист. Если честно, я склоняюсь ко второму варианту. Для Доменикале Скудерия Феррари была и останется колыбелью, первой и последней любовью. Только сверхъестественные причины побудили его написать прошение об отставке в начале сезона. Да и кандидатура приемника, честно говоря, не внушает особого доверия. Правда история имеет свидетельство того, что выдвижение прожженного торгаша на пост руководителя команды помогло команде Беннетон завоевать не один титул.
По моему глубокому убеждению, успех любой команды Формулы 1 зиждется на трех основных китах: гениальной конструкции болида, успешной организации проведения гонки и таланте пилотов. Что зависит непосредственно от руководителя команды? Конечно же, организация выступления команды. И именно этот огород Доменикале возделывал с нескрываемым энтузиазмом. Посудите сами, за шесть сезонов его руководства болиды Феррари не доезжали до финиша в 23-х гонках. При этом по вине команды сходов всего 8, т.е. примерно каждый третий. Ошибки пилотов я намеренно не рассматриваю. Те же показатели, но в исполнении РБР: 27 сходов, из них по вине команды 13. т.е. пилоты и команда в равной степени несут ответственность. Ситуация в McLaren выглядит следующим образом: 29 сходов, из них по вине команды 18, т.е. грубо 2/3. Лично мне теперь вполне понятны причины увольнения Уитмарша.
Если провести хоть малейший анализ ситуаций, когда пилоты Скудерии не смогли финишировать в гонке, то окажется, что в большинстве случаев по не зависящим от них причинам. Вывод из приведенных выше цифр напрашивается сам собой – организация работы команды находится на самом высоком уровне во всем пелетоне. В таком случае, в чем же вина Доменикали?
Давайте попробуем прогуляться по волнам своей памяти и вспомнить наиболее знаковые технические решения, которые оказывали реальное значение на увеличение скорости. Несомненно, основное число этих разработок принадлежит гению великого Ньюи. На втором месте по праву расположились Маки и Мерсы с их всевозможными Duck-ами и воздуховодами. На третье место по праву может рассчитывать команда Лотус с их разработками приложения непонятных масс. А Феррари где? Чем они запомнились на ниве рационализаторства? Если пару дней не покопаться в технических уголках авто-сайтов, то вряд ли что-то вспомнишь. Но какое отношение к этой ситуации имеет Доменикале?
Наверно пора подводить черту. Мнение мое простое, до безобразия: «Доменикали ушли явно не по собственному желанию и глобальным заслугам». Святых, конечно, нет в королевстве Маранельском и часть его вины в неудачах команды есть, НО! Не стоит вешать всех скелетов на один гвоздь – он может выдержать, а стена - рухнуть. История наверняка докажет, что Стефано поторопился с отходной, только кому от этого легшей?