Авторская заметка. Первый пейскар, как блин - комом.
К идее применения пейскара организаторов Гран-При Канады 1973 года подтолкнул опыт проведения этих соревнований двух последних лет.
В 1971 году, в гонке поддержки в классе Формула-Форд, состоявшейся перед Гран-При, было много аварий (одна из которых привела к гибели пилота), то тут то там на трассе находились обломки и осколки шасси разбитых болидов, даже в условиях жёлтых флагов сотрудники трассы не успевали вовремя очистить асфальт от обломков, что приводило к новым повреждениям остающихся в гонке болидов. После окончания гонки поддержки организаторам потребовалось не мало времени, чтобы привести трассу в порядок. Гонка Гран-При началась из-за этого с солидным опозданием. В самой гонке организаторы вновь столкнулись с проблемой невозможности оперативно убирать с трассы обломки пострадавших в авариях болидов из-за того, что пилоты были практически равномерного распределены по трассе, и это очень затрудняло и удлиняло процесс очистки трассы обслуживающим персоналом.
Подобная ситуация повторилась и в 1972 году. Правда там гонка поддержки была отменена, а старт Гран-При отложен из-за сильного тумана. Но в самой гонке вновь организаторы столкнулись с теми же трудностями, что и год назад.
Между тем, буквально под боком у организаторов Гран-При Канады, в США, был многолетний опыт применения пейскаров, значительно упрощавший процесс очистки гоночных трасс от последствий аварий.
Поэтому к Гран-При Канады 1973, предпоследней гонке сезона, года организаторы подготовили новшество, ни разу до той поры в Ф1 не встречавшееся (не рассматриваю гонки Иди-500, в пятидесятые годы формально входившие в зачёт чемпионата мира, никаких сведений на этот счёт не имею, но пейскары на этих гонках использовались с 1911 года - прим. автора).
Пилотам Ф1 на официальном брифинге впервые было рассказано о том, что такое пейскар, в каких случаях он будет применяться и как надо ездить, когда пейскар на трассе. Правила казались не сложными, аргументы в пользу появления пейскара вполне серьёзными (особенно в свете активной борьбы за повышение безопасности пилотов, зрителей и обслуживающего персонала трассы, которая велась в то время силами самих пилотов), возражений против такого новшества ни у кого не возникло.
Перед гонкой прошёл сильный дождь. Он прекратился незадолго до старта, но трасса была мокрой, вероятность возобновления дождя высокой и все пилоты стартовали на дождевой резине. По ходу гонки трасса подсыхало, небо прояснилось и в какой-то момент времени пилоты стали массово заезжать на смену шин.
Здесь надо отметить такой момент. Не смотря на то, что часть трассы уже достаточно просохла, отдельные участки трассы продолжали оставаться очень мокрыми. В результате те пилоты, кто сразу перешли на слики, теряли на этих участках управление, разворачивались или вылетали с трассы без повреждения машин, но с потерями времени и были вынуждены второй раз заезжать на замену шин, ставя себе шины для влажной трассы (некий аналог нынешней промежуточной резины).
Электронной системы хронометража в те годы не было, и обилие пит-стопов внесло путаницу в подсчёт кругов, пройденных пилотами, который вела дирекция гонки.
На самом деле ситуация была вовсе не необычная и не критическая. Подобное в то время случалось довольно часто, но благодаря тому, что команды параллельно с организаторами сами вели учёт кругов своих пилотов с хронометражем каждого круга, любые недоразумения быстро разрешались в течение считанных минут после окончания гонок, а то и по ходу гонок.
Но на Гран-При Канады 1973 года, неточность подсчёта кругов организаторами гонки имела более серьёзные последствия. Обо всем по порядку.
На 32 круге гонки в борьбе за третье место сошлись Франсуа Север на «Тиррелл» и Джоди Шектер на «МакЛарен». Шектер слишком горячо и безрассудно атаковал Севера.
В одной из своих предыдущих авторских заметок, посвящённой пилотам Ф1, дебютировавшим за «МакЛарен», я уже рассказывал о том, что предыдущее появление Джоди Шектера на трассе Ф1(Гран-При Великобритании текущего 1973 года) закончилось грандиозным завалом в конце первого круга по его вине.
До Гран-При Канады Джоди к гонкам не привлекался, а здесь всё-таки получил место в составе команды и оригинальный стартовый номер «0», который на трассах Ф1 появился впервые.
Так вот «нулевой» Шектер вновь учудил. В столкновении с Севером была именно его вина. Именно Шектер перешёл определённую грань допустимого и испортил Франсуа последнюю в его жизни гонку.
Франсуа в результате аварии даже получил небольшую травму ног. К сожалению, небольшую, не помешавшую ему две недели спустя принять участие в квалификационных заездах перед Гран-При США.
Может быть, сама судьба пыталась спасти Франсуа Севера, воздействуя через Джоди Шектера. Не срослось. И в ходе квалификационных заездов заключительного Гран-При сезона Франсуа Север из-за особенностей стиля своего пилотажа вылетел с трассы, его болид врезался в стальной рельс безопасности, вырвал его из земли и этот самый рельс почти переломил болид пополам, а тело пилота гильотировал.
Но вернемся к гонке в Канаде. Трасса оказалась усыпана обломками и залита вытекшим из разрушенных болидов маслом. И это вдобавок к тому, что трасса ещё не была полностью просохшей.
Вот здесь и пришло время появиться на трассе первому в истории Ф1 автомобилю безопасности.
Лидером гонки в этот момент был Джеки Стюарт на «Тиррелл» (уже обеспечивший себе третий титул чемпиона). Он до сих пор ехал на дождевой резине не заезжая на пит-стоп, что собственно, и обеспечило ему лидирующее положение. Именно перед ним должен был выехать на трассу пейскар.
Стюарт выехал на прямую «старт-финиш» и пейскар по команде дирекции выехал на трассу.
Но Стюарт в этот момент повернул в боксы на свою первую смену шин. Там произошла заминка. На два заключительных этапа команда «Тирелл» привезла три машины, предоставив третье место в своём составе Крису Эймону. Именно Крис Эймон в этот момент обслуживался в боксах команды. Стюарт сначала решил дождаться своей очереди, но с одним из колёс на болиде Эймона возникла проблема и, чтобы Стюарт не терял зря времени, ему махнули рукой, чтобы он возвращался на трассу. Что Стюарт и сделал.
Пейскар в это время был уже довольно далеко впереди на трассе. Ситуация возникла довольно щекотливая. Позади пейскара стали собираться машины, в числе которых не было Стюарта. Никаких указаний на такой случай у водителя пейскара и его пассажира не было. В результате представитель ФИСА (пассажир пейскара), сделал знак пилотам обгонять машину безопасности, что те с удовольствием и сделали.
В этот момент дирекция гонки наконец-то определились с тем, кто стал лидером в результате простоя Стюарта около боксов и по радио передали пилоту пейскара заблокировать за собой пелетон, начиная с Хоудена Генли - пилота команды Фрэнка Уильямса, ехавшего на шасси, имевшем название «ISO Marlboro» (шасси собственной разработки команды, не имевшее знаменитого впоследствии индекса FW, так как спонсор, оплативший разработку и постройку шасси, имел право дать конечному продукту своё имя).
Организаторы ошиблись. И на эту ошибку им сразу же, ещё во время нахождения пейскара на трассе, указали и сам Фрэнк Уильямс, не считавший своего пилота лидером гонки, и хозяева команд - лидеров сезона Кен Тиррелл с Колином Чэпменом. Их ведущие пилоты Джеки Стюарт и Эмерсон Фиттипальди тоже застряли за пейскаром, в то время как несколько пилотов более слабых команд, находившихся из-за чехарды со сменой резины впереди, получили возможность обогнать пейскар и, пристроившись в хвост пелетона, фактически выигрывать целый круг. Правда определить по горячим следам сколько именно было таких счастливчиков никто не смог.
Организаторы приняли решение оставить ситуацию как есть на данный момент и разобраться со всеми вопросами уже после гонки.
Самыми быстрыми в гонке после ухода пейскара были лидеры сезона Джеки Стюарт и Эмерсон Фиттипальди. Но Стюарт проигрывал Фиттипальди целый круг. Если помните, Джеки впустую заехал на пит-стоп в момент выезда пейскара, и лишний круг на изношенной дождевой резине по подсыхающей трассе слишком дорого ему обошёлся. Сначала Джеки так и не смог нагнать заторможенный пейскаром пелетон, а после состоявшейся таки смены шин не успел выехать перед пейскаром. Вот и получился минус один круг.
Фиттипальди со Стюартом синхронно двигались по трассе, обогнав всех пилотов кроме Питера Ревсона на «МакЛарен» на круг. Фиттипальди первым принял отмашку клетчатым флагом.
Но вручать венок победителя было рано. Началось обещанное разбирательство по поводу положения пилотов в гонке на момент появления пейскара. Разбирательства длились более четырёх часов. Было установлено, что Гоуден Хенли находился в тот момент лишь на четвёртой позиции в гонке. Впереди него находились Питер Ревсон на «МакЛарен», Джеки Оливер на «Шедоу» и Жан-Пьер Бельтуаз на «БРМ», которые были ошибочно признаны организаторами отстающими пилотами.
Соответственно, Питер Ревсон, которого Фиттипальди так и не опередил в заключительной части гонки, был объявлен победителем. Фиттипальди получил второе место. Совершённые им обгоны Оливера и Бельтуаза были не обгонами на круг, но обгонами в борьбе за позицию. Стюарту досталось пятое место вслед за уже указанными Оливером и Бельтуазом. Совершенные им обгоны этих пилотов позволили ему просто вернуться в один круг с ними. Одновременно Джеки лишился возможности в последний раз в карьере подняться на подиум. В последней гонке сезона он не участвовал, Кен Тиррелл снял свою команду с гонки после гибели Франсуа Севера. Генли получил шестое место, при этом он совсем немного проиграл и Оливеру и Бельтуазу, практически ликвидировав тот разрыв, что возник между ними благодаря пейскару. Так что Фрэнк Уильямс пострадал весьма серьёзно. За весь сезон это было второе и последнее очко в зачёт его команды. А четвёртое место принесло бы целых три очка за раз. Для одного из аутсайдеров пелетона это была очень большая потеря.
Как я отметил выше, в самом факте неправильно подсчитанного количества кругов, пройденных пилотами, не было ничего совсем уж необычного. Считали пройденные круги люди, а не компьютеры. Ошибки могли случаться и случались. Потом ошибки исправлялись, позиции пилотов при необходимости уточнялись. Но именно появление пейскара обычную ошибку в подсчёте кругов превратило в физическое отставание практически всего пелетона на круг от пилотов, которые такой чести не заслуживали, и в необходимость физически отыгрывать разрыв, которого не должно было быть.
Если перед гонкой решение организаторов о диковинке в лице пейскара было встречено с одобрением, то после гонки идея появления пейскаров на трассе подверглась осуждению.
В результате, устроители Гран-При Канады на много лет отказались от своей инициативы. А устроители остальных Гран-При изначально не собирались реализовывать эту идею.
Вот так и прошло целых двадцать лет до того момента, когда появление пейскара на трассе было в духе времени узаконено регламентом и стало обязательным атрибутом сезонов Ф1.
На трассах Формулы-1 пейскар вновь появился только на Гран-При Бразилии 1993 года. Это случилось из-за сильного дождя, приведшего к многочисленным гоночным инцидентам. И за пейскаром, как и двадцать лет назад, ехал пилот команды Фрэнка Уильямса. Это был Деймон Хилл. Только это была уже совсем другая команда Фрэнка Уильямса, не чета той, из 1973 года.
Так же в этой гонке с пейскаром, как и двадцать лет назад, победу одержал пилот «МакЛарен», блистательный Айртон Сенна, ранее в гонке оштрафованный десятисекундным «стоп энд гоу» и не имевший уже, казалось, шансов на победу. Пейскар компенсировал это наказание. Остальное Айртон сделал сам.
Но это уже совсем другая история.
Автор заметки: ROMAN grosjean (апрель 2014 года).