Жан-Пьер Бельтуаз.
Сын парижского мясника с молодых лет любил скорость и устроился работать в небольшую компанию по производству автомобилей, а попутно выступал в мотогонках. Стартуя одновременно в нескольких классах, Бельтуаз в период с 1962 по 1964 год выиграл 11 национальных титулов, бывал он и на подиуме гонок мирового первенства.
Параллельно, с 1963 года Жан-Пьер стал участвовать и в соревнованиях на четырёх колесах, пилотируя спортпрототип Rene Bonnetr.
В 1963 году Жан-Пьеру было 26 лет, но он считался молодым, подающим надежды пилотом. В наше время большинство пилотов Ф1 в таком возрасте уже могут относить себя чуть ли не к категории ветеранов, имея за спиной по шесть-семь сезонов. А признанный топ-пилот должен к этому времени завоевать по крайней мере один титул чемпиона мира, а то и больше!
Но для Бельтуаза путь в Ф1 был ещё долог и мог оборваться почти в самом начале.
В 1964 во время двенадцатичасовой гонки в Реймсе Жан-Пьер вскоре после полуночи не заметил огромную лужу бензина, оставленную одним из соперников и вылетел с трассы. Его Rene Bonnetr многократно перевернулся и взорвался, а самого Жан-Пьера взрывной волной отбросило на 50 метров от обломков машины. Аварийная бригада, прибывшая на место крушения, посчитала, что Бельтуаз внутри горящей машины и безусловно погиб.
Пока тушили пожар, пока осмотрели останки машины и не обнаружили никаких останков гонщика, пока организовали поиски пропавшего невесть куда пилота. Один из разбредшихся по окрестностям аварии маршалов и наткнулся на Жан-Пьера.
Итог аварии: сломанные левые колено и локоть и ещё пятнадцать переломов, не связанных с конечностями. Трое суток в коме. Несколько месяцев в больнице. Врачи предрекали борьбу за жизнь. Бельтуаз выиграл эту борьбу и начал бороться за автогоночную карьеру.
Ещё в первые дни после выхода из комы, врачи заявили Жан-Пьеру, что его левая рука останется практически неподвижной, но её можно зафиксировать в какой-то определённой позиции. Бельтуаз потребовал, чтобы это была позиция для вождения.
Благодаря тому, что в 1965 году фирму, где трудился Жан-Пьер, выкупила авиакосмическая корпорация Matra, восстанавливающийся после травм Жан-Пьер получил подарок судьбы - возможность выступать на автомобилях Matra в младших гоночных сериях. В том же 1965 году Жан-Пьер выиграл гонку Ф3 в Реймсе (!) и со следующего сезона стал выступать в Ф2.
В те времена команды Ф2 принимали участие в Гран-При одновременно с командами Ф1, и если лучшие по результатам гонки болиды Ф2 ещё и попадали в первую шестерку на финише, пилотам засчитывались не только очки в классе Ф2, но и очки в классе Ф1, поэтому дебют Жан-Пьера в чемпионатах мира статистика отмечает именно с этого сезона.
Первое очко в личный зачёт Жан-Пьер получил в первой гонке сезона 1968 года (ГП Южной Африки), ещё пилотируя болид Ф2, а на следующем Гран-При заработал очки в своей первой же гонке за рулём болида Ф1 (пятое место на ГП Испании).
Карьера пилота Ф1 шла с переменным успехом сначала в заводской команде Matra, затем в команде Кена Тиррелла, использующего клиентское шасси Matra. В том сезоне, когда первый пилот команды Джекки Стюарт взял свой первый титул, Жан-Пьер стал пятым в личном зачёте, что стало его наивысшим достижением в Ф1.
В 1971 году с Жан-Пьером стряслась очередная неприятность. Гонки Ф1 он совмещал с гонками прототипов, так же выступая за команду Matra.
В гонке «1000 км Буэнос-Айреса» у Жан-Пьера недалеко от въезда в боксы закончилось топливо. Гонщик, одержимый желанием остаться в гонке, выскочил из машины и стал толкать её до боксов вручную. Для того чтобы попасть на въезд в боксы, пилоту необходимо было пересечь трассу. В тот момент, когда Жан-Пьер толкал свою машину поперёк трассы, из-за поворота вынеслась Ferrari Игнацио Джунти, который не успел среагировать и врезался в беспилотную Matra, буквально вырвав её из рук француза.
Автомобиль Джунти загоревшись, пролетел около 200 метров вдоль трассы и перевернулся, итальянец получил множественные переломы, 70-процентный ожог кожи и скончался в больнице спустя два часа.
Несколько тиффози, фанатично болевших за Джунти, прямо на трассе избили Жан-Пьера и кто его знает, может и вовсе убили бы, не вмешайся вовремя полиция.
Для того, чтобы остудить разбушевавшиеся страсти, сам мэтр Хуан-Мануэль Фанхио, невзирая на недавно перенесённый инфаркт, выступил по телевидению в защиту Жан-Пьера, заявив, что на его месте любой пилот и сам Хуан-Мануэль, сделали бы всё, чтобы остаться в гонке.
Гоночная лицензия Бельтуаза была на время отозвана ФИА, но всё-таки ко второй гонке сезона 1972 года Жан-Пьер вернулся в число действующих пилотов Ф1, теперь уже в команде BRM.
Именно в 1972 году Бельтуаз добился своего лучшего результата в отдельном ГП. Он выиграл ГП Монако. Гонка была дождевая. Бельтуазу, стартовавшему четвёртым, удалось прямо со старта захватить лидерство, что очень сильно повлияло на конечный результат. В то время как все пилоты, попавшие в дождевой след впереди идущей машины, совершали ошибки, разворачивались, сталкивались, врезались в ограждения или просто теряли время, Жан-Пьер отрывался всё дальше и дальше. Единственным, кто в итоге не проиграл круг Бельтуазу, стал Жаки Икс на Ferrari, но и он отстал почти на сорок секунд.
В первый и последний раз в Гран-При победил пилот с ограниченной подвижностью руки. Да, имело место стечение обстоятельств, и тем не менее француз заслужил свою «минуту славы».
В истории команды BRM начинался последний спад. Результаты команды и её гонщиков падали. В 1974 году Жан-Пьер Бельтуаз завершил свою автогоночную карьеру, не пройдя квалификацию своего последнего Гран-При.
После этого Жан-Пьер много месяцев помогал землякам из Ligier, "учил ездить" их машину накануне дебюта команды в Формуле 1. А когда дебют состоялся, в качестве единственного пилота был выбран Жак-Анри Лаффит...
Расстроенный Бельтуаз ушел в кузовные гонки, где на BMW стал двукратным чемпионом Франции, после чего пополнил свою коллекцию титулов и еще в одной дисциплине - ралли-кроссе.
Сейчас он руководит собственной школой водительского мастерства и занимается карьерами сыновей - Антони и Жюльена.
Увы, о повторении отцовских результатов обоим остается только мечтать.
Статистика выступлений Жан-Пьера Бельтуаза в Формуле-1:
Сезоны - 9 (1966-1974)
Команды - Matra, BRM
Гран-при - 88
Победы - 1
Подиумы - 8
Очки - 77
Быстрые круги - 4
Лучшее место в квалификации - 2
* Отредактировано автором 28.11.2012 в 15:18