Джек Брэбэм- Легенда Формулы-1

27.11.2012 03:08

Джек Брэбэм — Чемпион мира 1959-1960, 1966 гг.

Родился: 02.04.1926 Хертсвилл, Сидней, Австралия

Своим характером Джек Брэбэм являл олицетворение профессионального спортсмена. Жесткий, амбициозный, внимательный к мелочам, он отличался от тех, кто участвовал в гонках ради гонок — Мосса, Кларка, МакЛарена и был ближе к современной эпохе. Австралиец прожил в «Формуле-1» долгую и очень успешную жизнь, проявив себя не только в роли пилота, но и удачного менеджера команды.

Полное его имя - Джон Артур "Джек" Брэбэм. Его отец был зеленщиком, а вот молодому Джеку больше овощей и фруктов в лавке отца был интересен грузовик, на котором они развозили товар. Мальчик научился управлять им задолго до того, как получил права. В возрасте 15 лет он бросил школу и пошел работать в гараж. Любовь к технике привела его и в технический колледж, где по вечерам он стал учиться на курсах по автомеханике. Во время Второй мировой войны, как только ему исполнилось 18 лет он пошел служить добровольцем в Королевские австралийские Военно-воздушные силы в Аделаиде.
Потомок английского эмигранта не сразу влюбился в автогонки. Вначале он хотел стать летчиком и пошел в армию. Но юный (18 лет) австралиец оказался не пилотом военного самолета, а механиком. Это, как и возня в гараже с машинами отца, в дальнейшем помогло Джеку.
После окончания войны, в 1946 году он уволился из армии и открыл свое дело, небольшую мастерскую по ремонту автомобилей.
Вскоре Джек стал сотрудничать в подготовке машин для его выступлений со своим другом спидвэй-гонщиком Шонбергом. В 1948 году, после того, как Шонберг решил уйти из спорта, Джек стал выступать сам. Брэбэм в том же году выиграл чемпионат Австралии по спидвею, а год спустя победил на чемпионате Австралии и чемпионате Южной Австралии под спидкару. В спидвее он выиграл подряд четыре Австралийских чемпионата.
В 1951 году Джек женился на Бетти, которая стала матерью их трех сыновей, Джеффри, Гари и Дэвида, все они тоже попробуют себя в автоспорте, но их карьеры не будут столь успешными, как у их отца.
Спортивные амбиции Брэбэма расширились, Джек начал интересоваться дорожными гонками. Встреча с Джоном и Чарльзом Куперами привела к дружбе и плодотворному сотрудничеству, которое впоследствии выдвинуло небольшую компанию Куперов и Джека Брэбэма на передовые позиции в тогдашней Формуле 1.
Джек купил несколько машин у Cooper Car Company и в 1953 году стал принимать участие в соревнованиях. Он собирался выступать на национальном уровне и обзавелся спонсорской поддержкой (в 1954 году.), но организаторы не приняли коммерческого новаторства, и Брэбэм вынужден был отказаться от этой затеи.

После ГП Новой Зеландии 1955 года его пригласили в Королевский Автомобильный Клуб. В Англии Джек начал выступать на разных местных гонках на своей машине, он показывал отличные результаты.

Вскоре Джек перебирается в Англию и участвует в своем первом Гран При — Великобритании-55 за рулем «Купера». Дебют нельзя назвать слишком уж удачным. Квалифицировавшись 25-м, в гонке Джек сошел из-за механической неисправности.В тот момент надежность машины Джека была очень низкой, и из-за технических ошибок в 1955 году Брэбэм не смог закончить, ни одной гонки . В 1956 году Джек переходит в команду Мазерати, где его ждет такой же неудачный сезон.
Год спустя в 1957 Брэбэм вернулся в Купер и после двух средних сезонов он дважды подряд выиграл чемпионаты Формулы 1 – в 1959 и в 1960 годах. Гораздо важнее, впрочем, то, что австралиец стал пилотом команды «Купер». Как Брэбэму был нужен хороший автомобиль, так и Чарльзу и Джону Куперам нужен был хороший пилот, способный доводить их автомобили до финиша.

Машины «Купер» завоевали славу не благодаря скорости или новейшим техническим новшествам. Залогом их побед были простота и надежность. Принцип, вкупе с двигателем, расположенным позади гонщика, доведенный до полного совершенства Колином Чепменом. Уже в 1958 году «Куперы» громко заявили о себе. За рулем частного «Купера» Роба Уокера Стирлинг Мосс выигрывает первую гонку для «гаражной» команды отца и сына. Сам Брэбэм набирает лишь три очка (первые в своей карьере), но уже в следующем сезоне никто не мог его остановить.

Помимо гоночного мастерства самого Блек Джека и надежного автомобиля, многие факторы говорили за австралийца. В автокатастрофе погибает действующий чемпион — Хоторн (который и так собирался прекратить выступления в первой «формуле»), уже не было на трассах двух грозных команд 50-х — «Мерседеса» и «Мазерати». «Феррари» всегда ставили во главу угла двигатель, а не болид. И оказалось, что реальных конкурентов у пилотов «Купер-Клаймакса» просто нет.

Стоит, однако, отметить, что Тони Брукс и Мосс по максимуму старались осложнить жизнь новому чемпиону. Но, одержав победы в Монако и Великобритании, Брэбэм стал пятым Чемпионом мира. Его напарник — молодой новозеландец Брюс МакЛарен — также одержал первую для себя победу и стал (на долгих 44 года) самым молодым победителем гонки «Формулы-1». Сезон 1960 года не преподнес изменений в расстановке сил. Брэбэм и МакЛарен обеспечили победный дубль в чемпионате для «Купера».

Сокращение объема двигателя с 1961 года больно ударило по английским командам. Но Брэбэм не только не смог оказать сопротивления «Феррари», единственной команде, которая приветствовала изменения регламента, но проиграл также и «братьям по несчастью».В 1961 году был только одиннадцатым по итогам сезона. Неудачи «Купера» вкупе с наполеоновскими планами самого Брэбэма привели его к мысли создать собственную команду.
Это грандиозное дело он затеял вместе со своим другом Роном Торонаком. Вначале эти планы держались в тайне, так как Чарльз Купер, никогда не отличавшийся мягким характером, отреагировал бы на такой поступок своего пилота весьма специфически.

Но уже в 1962-м году на автодромах появились автомобили команды «Брэбэм». Поначалу Джек использовал машины «Лотос», а дебют собственной машины пришелся на гонку в Германии. Как и дебют самого Джека в гонках, это рождение не дало много приятных эмоций. И, как и сам Брэбэм, гадкий утенок со временем вырос в белого лебедя.

С 1963-го года пару пилотов «Брэбэма» составляют сам владелец команды и американец Дэн Гарни. Интересный факт: все время, что Гарни провел в команде, он, по итогам сезона, опережал своего напарника и работодателя. Первую победу команде принес именно Гарни — во Франции-64.

Но время Гарни в команде — это время, когда «Брэбэм» пытался выбиться из середняков в гранды. Следует отметить еще одну начинание предприимчивого Брэбэма — он продавал свои автомобили частным гонщикам. Именно эта идея послужила причиной основания команды, а лишь потом появилась мысль создать собственную команду «Формулы-1».

Гарни покинул «конюшню» австралийца перед сезоном-1966. Сезоном, в котором Черный Джек завоевал свой третий титул... Теперь напарником чемпиона был новозеландец Денни Халм.
В 1966 году в средствах массовой информации Джека сравнивали с его более молодыми соперниками по чемпионату не в пользу Джека, называя его “престарелым человеком”, на что он ответил с чувством юмора. Джек, которому недавно исполнилось сорок лет, пришел на стартовую решетку ГП Нидерландов с большой накладной бородой, ковыляя, как старик и опираясь на трость. Другие пилоты, смеясь, помогли ему сесть в болид. После чего он отбросил фальшивую бороду и трость и стартуя с поула триумфально выиграл гонку.
Автомобиль «Брэбэм-Репко» (двигатель также австралийский) был такой же надежной связкой, как и «Куперы» начала десятилетия. В тот год Брэбэм наголову разгромил своих соперников и стал чемпионом на машине, носящей его имя.
В следующем году Джек стал вице-чемпионом. А два года подряд, в 1966 и 1967 годах команда выигрывала Кубок конструкторов.

Австралиец мог стать и четырехкратным чемпионом. Победа Халма в сезоне 1967 года произошла не благодаря рыцарству Брэбэма. Первый пилот (и совершенно случайно — хозяин команды) стремился получить все технические новинки раньше кого бы то ни было. Необкатанная техника часто подводила, а Халм за свою внешность и характер, получивший прозвищеМедведь, на надежной, хоть и не новой технике выиграл чемпионат.

И снова после триумфального двухлетия, Брэбэм попал в черную полосу. В гонках дебютировал «Форд Косворт» модели DFV. Самый известный мотор в истории «Ф-1» оставил за бортом своего австралийского собрата — «Репко». Промучившись сезон, Брэбэм также взял на вооружение этот движок. И снова оказался претендентом на звание чемпиона. Если в 1969 он занял лишь девятое место, то в 1970 мог в четвертый раз стать сильнейшим пилотом на планете. И пусть никого не обманывает его пятое место по итогам года.

В начале чемпионата именно Джек казался фаворитом чемпионата. Но в Монако, обидная ошибка на последнем круге, отобрала у австралийца победу. В гонке, как и через несколько месяцев в сезоне, победил Йохен Риндт. После монакской неудачи Брэбэм, казалось, потерял кураж. Тот сезон стал для 44-летнего чемпиона последним.

В 1970 году Джек Брэбэм окончил карьеру гонщика. Команда Брэбэм была продан Берни Экклстоуну, и Джек вернулся домой в Австралию, где он занялся работой на ферме, управлением своими автомобильной и авиационной компаниями, и помощью своим сыновьям в развитии их автоспортивных карьер. Его вклад в британский автоспорт был официально признан, когда он первым из пилотов Формулы 1 получил звание рыцаря и стал Сэром Джеком Брэбэмом.
Джек Брэбэм получил на трассе прозвище “Черный Джек” по аналогии с пиратским флагом не только из-за черного цвета волос, но и из-за своей немногословности, сдержанности и нелюбви к светской стороне Формулы 1. Он не любил шумихи вокруг своей персоны и старался избегать излишнего внимания к себе.

Великий автогонщик, механик и владелец команды вошел в историю автогонок как первооткрыватель. Начиная от спонсоров (хоть та попытка и не была удачной) и заканчивая собственной командой. Он не был лишен чемпионской амбициозности, был требователен к себе и другим. Команда с его именем еще дважды побеждала в чемпионатах, хотя тогда к самому Брэбэму она не имела отношения. Три сына Джека пытались пойти по стопам отца, но кузовные гонки оказались их пределом.
Сейчас Сэр Джек регулярно посещает автомобильные гонки, как в Австралии, так и за рубежом.
В 1990 году Сэр Джек Брэбэм был введен в Международный зал Славы Автоспорта

Гран При: 128
Старты: 126
Победы: 14
Подиумы: 31
Поул-позиции: 13
Первый ряд: 38
Быстрейшие круги: 12
Дубли: 6
Хет-трики: 3
Большие шлемы: 2
Лидирование старт/финиш: 5
Пройдено кругов: 6162
Круги лидирования: 824
Очки: 261,00
9 Отзывов