Как зарабатывали на жизнь команды Ф1 в стародавние времена

14.01.2014 13:57

Нам всем хорошо известно, по какому принципу и как получают команды «Формулы-1» призовые выплаты по итогам сезона в настоящее время.

А сейчас я хочу дать небольшую зарисовку о том, как осуществлялись выплаты призовых денег в начале 70-х годов прошлого века, когда романтизм уже сильно сдал свои позиции под натиском прагматизма, но не исчез ещё до конца.

В то время чемпионат мира в классе «Формула-1» не существовал в современном понимании. Был зачёт среди пилотов и производителей, представлявший собой набор отдельных Гран-При, организаторы которых и производили расчёты с командами за то, что те собрались вместе и провели гонку, обогатив тем самым организаторов прибылью за счёт доходов от продажи билетов и за счёт оборота, проданных за время Гран-При, товаров самого разного характера.

Благодаря летописцу «Формулы-1» Хайнцу Прюллеру имеется возможность прочитать пару зарисовок о том как в то время осуществлялись выплаты призовых денег командам после завершения гоночного уикенда и представить себе относительный размер этих выплат.

Все зарисовки относятся к сезону 1972 года (в скобках мои примечания к оригинальному тексту).

Зарисовка 1:

Наблюдать Фрэнка вечером после Гран-при - это целое событие, поскольку контраст с остальными, которые в приемной гоночного бюро ждут своих призовых денег, огромен. Про Шетти (гоночный директор «Феррари») думаешь, что он ждет своего архитектора, про Парнелла (руководитель одноимённой команды) - он ждет, пока не освободится туалет, про Майера (руководитель команды «МакЛарен») - ждет, пока не откроется биржа, а Уильямс всегда как будто ждет Деда Мороза (возможно переводчик текста адаптировал ихнего Санта Клауса к нашим российским реалиям). После произведенной выплаты он прижимает конверт к себе, чтобы никто ничего не смог отобрать, надевает свою кепку в клеточку и счастлив.

Зарисовка 2:

Когда для Джеки подсчитали, сколько денег он выиграл своей победой в Уоткинс Глене (ГП США, 1972 год), он хитро улыбнулся: "Я знаю, что здесь можно было выиграть и хотел выиграть все". Команда Tyrrell получила 97 500 долларов (за дубль пилотов в гонке), больше, чем какая-либо команда Формулы 1 раньше. Даже Фрэнк Уильямс получил на 700 долларов больше, чем Lotus (пилот Фрэнка Уильямса Анри Пескароло занял 14 место в гонке, а оба пилота заводского «Лотус» гонку не закончили) и радовался своему сокровищу: "На один день я стал богаче, чем Колин Чепмен" (руководитель команды «Лотус»).

Вот так то, ребята. Руководители с директорами в общей очереди в «кассу». И, если причитающиеся суммы не очень большие, получают конверт с наличными деньгами в руки! А в случае значительных выплат, небольшая (и оговоренная заранее) часть - в конверте, остальное - банковским чеком.

Для сравнения такие цифры (по данным того же Прюллера) 1972 года:

John Players выплачивает в год «Лотус» в районе 420 000 долларов, Marlboro выплачивает в год BRM около 500 000 долларов, американская бензиновая фирма STP платит March в год примерно 210 000 млн долларов.

Команда из двух пилотов обходится в районе 500 тысяч долларов в сезон (эта цифра рассчитана именно для сезона 1972 года, включавшего 12 зачётных Гран-При и включает в себя полные затраты на конструирование, изготовление, тесты, зарплаты сотрудникам команды, накладные расходы - данные усреднённые, полученные Прюллером от руководителя команды «Лотус» Колина Чэпмэна)

Ещё так же Прюллером приводились данные, что несколько аварий Анри Пескароло в начале сезона (все болиды были разбиты в хлам и приходилось закупать новые клиентские March) обошлись Фрэнку Уильямсу в сумму около 35 000 дополнительных долларов. При том, призовых Пескароло заработал меньше чем 4 000 долларов. Хорошо, что спонсоры Пескароло обеспечивали команду Фрэнка Уильямса средствами большими, чем указанные непредусмотренные расходы.

На мой взгляд, получается, что всем без исключения командам «Формулы-1» спонсорской помощи хватало только на то, чтоб с трудом свести концы с концами. Так что успешные выступления и стабильные призовые, ну хотя бы в районе 60…70 % от того, что получил «Тиррелл» в последней гонке сезона были просто необходимым спасением. Но как же этого тяжело было добиться, когда 10 сходов в 12 гонках (имею в виду 10 сходов на два болида) были обычной нормой, редко когда недовыполняемой.

И пусть не обманывает бюджет БРМ. Они начали сезон 1972 года эскадрой из четырёх болидов, по ходу сезона сократив до трёх, так что выплачиваемых им 500 000 долларов, кому-нибудь другому с головой хвативших, им могло так же не хватать, особенно учитывая, что эта эскадра оказалась весьма слабой и «Лотус» с «Тиррелл» их в хвост и гриву чехвостили на трассе.

А выходили команды из положения за счёт рента-драйверов (хоть в то время данный термин и не использовался). Просто сейчас рента-драйверы берутся на весь сезон, а в то время зачастую только на отдельные гонки, когда совсем уж припирало.

Историческая справка 1: Так же в то время на некоторых трассах вводились дифференцированные ставки призовых выплат. Чем выше было место заводской команды в конструкторском зачёте предыдущего сезона, тем выше был коэффициент на который умножались положенные за те или иные места в гонке призовые выплаты конкретным командам (это правило работало только для заводских команд, а не для «частников» на клиентских болидах). Бывали и такие случаи, когда дополнительные выплаты полагались какой-либо команде просто за то, что она даст возможность выйти на старт пилоту - протеже организаторов гонки (обычно популярный в данной стране местный пилот). Обычно в этом случае команды, согласившиеся на такое условие организаторов, не заменяли одного из своих основных пилотов, а предоставляли «навязанному» пилоту дополнительную машину, если имели, конечно, такую возможность. И получали гарантированную финансовую надбавку независимо от результатов всех своих пилотов в гонке.

Историческая справка 2: Любопытно условие организаторов Гран-При Италии персонально для Энцо Феррари в 50-е годы. Энцо получал очень солидные вознаграждения за то, что «Феррари» участвовала в Гран-При Италии (даже в случае, если бы все его болиды покинули бы гонку, победитель Гран-При вряд ли получил бы больше той суммы, на которую обогащался Энцо). Но… обязательное условие: не менее двух итальянских пилотов в гонке и итальянцы не должны становиться жертвами командной тактики, должны иметь право бороться за победу. Представьте. Гран-При Италии всегда стояло в числе последних Гран-При сезона. Пара итальянцев, бывало, пропустившая большую часть сезона и потому на титул не претендующая. А дать им указание не бороться с тем пилотом Скудерии, кто может быть претендует на титул, нельзя. Организаторы придерутся к любому спорному моменту и лишат этих самых дополнительных бонусов. А время то было ещё безрекламное. Эти призовые (и дополнительные бонусы) и составляли основной смысл участия в гонках (вот, кстати, одна из причин широкого распространения внезачётных Гран-При - очков в зачёты они не приносили, а мошну команд, при успешном выступлении, пополняли неслабо).

Надеюсь это была если не интересная, то любопытная историческая справка.
4 Отзыва