Автогонки – опасное занятие. Во всем мире счёт жертв автогонок, в число которых помимо пилотов попадают обслуживающий персонал и зрители, идёт на сотни, если не на тысячи человек.
Но то, что произошло однажды в Модене (15 июля 1961 года) стоит особняком. Во первых, жертвами скорости гоночного болида стали совершенно посторонние люди, даже не зрители, а те кому просто не посчастливилось в определённый момент времени проезжать мимо автодрома в Модене. А во вторых, человеческий фактор, приведший к трагедии, был весьма многоуровневый и просто потряс своей безответственностью.
Но обо всём по порядку.
Джулио Кабьянка был одним из энтузиастов скорости, который не нашёл взаимности с королевой автоспорта, выступал в младших гоночных классах, ограничиваясь разовыми выступлениями в гонках Ф1 на Гран-При Италии. Тем не менее, за год до трагедии он сумел финишировать в ГП Италии на четвёртом месте и имел какой-никакой результат в заработанных очках.
В 60-е годы командой, предоставлявшей Джулио Кабьянке болид для выступления на ГП Италии, была команда «Скудерия Кастеллоти» - небольшая частная команда, использующая клиентское шасси «Купер» с установленным на нём мотором «Феррари» (и шасси и мотор не самые актуальные, т.е. не те же, что у заводских команд «Купер» и «Феррари», а с несколько ухудшенными, точнее сказать устаревшими, характеристиками).
На 15 июня 1961 года на автодроме Модены была запланирована тестовая работа команды «Скудерия Кастеллоти» к которой привлекли и Джулио Кабьянку, которому через три месяца предстояло в очередной раз защищать честь команды на очередном Гран-При Италии.
Однако, прибыв с утра на автодром, Джулио нашёл механиков команды в очень удручённом состоянии. Шасси в наличии имелось. Двигатель тоже. А вот коробки передач не было. Как такое произошло, история умалчивает. Но факт есть факт. Тесты оказались перед реальной угрозой срыва. Но людям, работавшим в маленьких командах Ф1, был присущ неистребимый энтузиазм (а все маленькие команды того времени и существовали только за счёт энтузиазма объединённой в команду группы лиц, где все от руководителя до последнего механика готовы были последнюю рубашку ради общего дела отдать, лишь бы продолжать прикасаться к королеве автоспорта, продолжать быть её малюсенькой частичкой) и категорическая вера в свою способность решать практически любые возникающие проблемы.
Вот и на этот раз личными усилиями (может быть связями в мире автосервиса ) одного из механиков была раздобыта некая коробка передач. У команды теперь было в наличие всё необходимое, но пока ещё не объединённое в общую конструкцию. Состоялся небольшой консилиум, постановивший, что «конструктор Лего» или «пазл» (естественно, это моя терминология, а не тех парней из 1961 года, - прим. автора) может быть собран и тесты, хоть и с неким опозданием, но состоятся.
Они и состоялись в итоге. И были очень короткими.
На одном из первых же кругов, когда за рулём был Кабьянки, коробку передач заклинило на четвёртой передаче. Пилот понял, что удержаться на трассе ему очень проблематично и, скорее всего, предстоит скорый вылет. На достаточно узкой трассе это и само по себе было опасно, да и если бы всё обошлось для пилота, техника бы точно сильно пострадала, что есть очень нехорошо для маленькой команды с маленьким бюджетом. Глядишь, и не дадут место в своём составе на предстоящем ГП Италии.
Заклинивание коробки передач произошло в очень неудачном, как оказалось, месте. Там, где с трассы имелся выезд к входным воротам на автодром. Ворота эти были открыты, так как велась реконструкция одной из трибун автодрома и грузовики завозили на стадион строительные материалы, а за пределами стадиона, рядом с входными воротами стояли ранее привезённые бетонные блоки, из которых предстояло сооружать основание трибуны.
Кабьянки принял решение, приведшее к трагедии, покинуть стадион, выехав на гоночном болиде с заклинившей коробкой передач за пределы автодрома.
А непосредственно к автодрому примыкало оживлённое шоссе. Кабьянки пересёк его и врезался в стену мастерской, находившейся напротив ворот.
Но в процессе пересечения шоссе он спровоцировал ДТП с участием нескольких транспортных средств. Непосредственно в контакт с гоночным болидом вступили легковой автомобиль и минивэн, водители которых в результате утратили контроль над своими машинами. Итог был печален. Легковой автомобиль стал причиной гибели не сумевшего избежать столкновения с ним мотоциклиста, а минивэн врезался в те самые бетонные блоки. Водитель минивэна погиб, а отлетевшим от столкновения в сторону бетонным блоком убило некстати подвернувшегося велосипедиста. Ещё в результате группового ДТП пострадали три припаркованных поблизости легковых автомобиля. К счастью других людей ни в этих автомобилях, ни рядом с ними не было.
Из всех участников ДТП живыми, но в тяжёлом состоянии, остались только водитель легковушки, столкнувшейся с гоночным болидом и сам Кабьянки. Их отвезли в госпиталь, где Кабьянки вечером того же дня умер от полученных травм. Водитель легковушки выжил.
Трагедия вызвала большой резонанс. Казалось бы, после ле-мановской трагедии 1955 года, унёсшей рекордное число жизней зрителей и пилота Пьера Левега, автоспортивный мир сложно чем-то потрясти (а была ведь ещё и «Милле Милья 1957 года, когда кроме пилота, механика и взрослых зрителей погибли ещё и дети). И всё-таки эта трагедия стала рекордной на то время по числу жертв в инциденте с участием гоночного болида «Формулы-1». Да ещё трагедия произошла буквально на улице, вне автодрома.
Вездесущие журналисты сделали всё, чтобы раздуть масштабы трагедии. И хоть число жертв после официальных заявлений увеличить не представлялось возможным, можно было увеличить число пострадавших. Что и было сделано. Легковой автомобиль (тот самый, водитель которого выжил) превратился в набитое пассажирами такси. Эти мифические пассажиры и пополнили список пострадавших.
Ну а три месяца спустя,Модена передала Монце первенство по числу жертв «Формулы-1» за один раз. На ГП Италии, на котором выступил бы, если бы не смерть, Джулио Кабьянки, претендент на титул и вице-чемпион посмертно Вольфганг фон Трипс погиб сам, унеся с собой жизни ещё полутора десятка зрителей.
Всё относительно.
Можно быть механиком от бога и, воспользовавшись удачным случаем, сменить в 28 лет комбинезон механика на комбинезон гонщика и стать двукратным чемпионом мира, как это удалось Грэму Хиллу.
А можно быть механиком (может быть от бога, может быть от дьявола, может быть просто механиком), однажды состыковать гоночный болид, гоночный двигатель и неподходящую для болида Ф1 коробку передач, и запустить трагическую цепь событий.
Про неподходящую для болида Ф1 коробку передач я не просто так сказал. Было полицейское расследование трагедии. Был исследован гоночный болид. И один из механиков (тот ли, что «надыбал» коробку передач или другой, мне неизвестно) так и сказал на следствии, мол, коробка передач не предназначалась для использования на гоночном болиде Ф1, но из-за неуёмного желания провести тесты (пресловутого энтузиазма), решили таки рискнуть. И рискнули, блин.
Автор заметки: ROMANgrosjean (январь 2014 года)