Финишные Рокировки Претендентов.

20.11.2012 11:41

Принятый в заметке термин:

Рокировка - решающая смена лидера чемпионата после последнего Гран-При сезона.

Меньше чем через неделю нас ждёт Гран-При Бразилии, одним из вариантов исхода которого может стать последняя в сезоне и необратимая смена лидера Личного Зачёта.

Я решил вспомнить все подобные ситуации в истории Ф1, а полученный справочный материал увязать с её величеством статистикой. Может «разговорится» упрямая дама?

Вообще, рокировка претендентов на титул «на флажке» первенства Ф1 имеет глубокие корни и давние традиции. Я бы даже сказал, самые глубокие корни и самые давние традиции.

Ибо впервые это произошло в самом первом розыгрыше чемпионата мира в классе Формула-1 в 1950 году.
Лидировавший перед последним этапом пилот команды «Альфа-Ромео» Хуан-Мануэль Фанхио, на последнем Гран-При сначала сошел с дистанции, управляя собственным болидом, потом сошёл вторично, после того, как позаимствовал болид у партнёра по команде Пьеро Таруффи (такое тогда допускалось правилами). Чемпионом в итоге стал победитель гонки Джузеппе Фарина, ещё один партнёр Фанхио по команде, перед последним этапов располагавшийся только на третье строчке Личного Зачёта.

Впрочем первый опыт оказался единственным очень надолго. Рокировки претендентов на титул по результатам последней гонки были не в чести в оставшиеся сезоны 50-х и в начале 60-х годов прошлого столетия. Если и решалась судьба титула в последней гонке сезона, то чемпионом становился тот пилот, который лидировал в ЛЗ перед последним Гран-При.

Вторая в истории Формулы-1 рокировка претендентов произошла в 1964 году и стала следствием командной тактики «Феррари».
Лидировавший в чемпионате пилот «БРМ» Грэм Хилл, вынужденный прекратить гонку за два круга до финиша, всё равно стал бы чемпионом, если бы Лоренцо Бандини не пропустил бы на второе место своего партнёра по команде Джона Сертиза. Рокировка пилотов «Феррари» была очень демонстративной.
Сертиз стал первым мотогонщиком - чемпионом мира Ф1, а Лоренцо Бандини на Рождество получил подарок от Грэма Хилла: книгу «Как освоить простейшие приемы управления автомобилем».

И вновь наступило «условное» затишье.

Лишь в 1976 году победу в чемпионате вновь сумел одержать пилот, не лидировавший в ЛЗ накануне последнего Гран-При.
Этим человеком стал пилот «Мак-Ларен» Джеймс Хант. Третьего места на дождливом Гран-При Японии вполне хватило ему для рокировки с Ники Лаудой из «Феррари», который отказался рисковать жизнью в дождевой гонке и заехал в боксы после первого круга.
В сторону Лауды, уже однажды оказавшегося в этом сезоне на грани жизни и смерти, никто не посмел кинуть ни одного камня. Даже в самой «Феррари».

В 1981 году произошел четвёртый случай рокировки лидеров после последнего Гран-При.
В тяжелейших условиях последней гонки сезона, Гран-При Лас-Вегаса, когда из-за сильнейшей жары большая часть пелетона последние круги гонки ехала в полубессознательном состоянии, лидер чемпионата мира Карлос Ройтеманн из команды «Уильямс» не смог уцепиться за очковую зону, и его сопернику Нельсону Пике старшему из команды «Брэбхэм» хватило пятого места, чтобы превратить одно очко отставания в одно очко преимущества.
Новоиспечённый чемпиона мира своего триумфа не осознавал. Его достали из болида, так как сам он сделать этого был не в состоянии. Воспринимать поздравления на слух он так же в тот момент не мог. Пришлось показать специально приготовленную табличку с соответствующей поздравительной надписью. Тогда, наконец, до Нельсона дошло, что он чемпион!

После возвращения Лауды в гонки в 1982 году, на трассах Ф1 впервые в истории оказались сразу два пилота в разные годы участвовавшие в разных рокировках. А в первых двух гонках сезона (до завершения карьеры Ройтеманном), количество пилотов, имевших опыт рокировок (лишь для одного пилота опыт был положительным) впервые достигло трёх.

В 1983 году ситуация для Пике повторилась. Перед последним Гран-При он уступал лидеру чемпионата Алену Просту на «Рено» два очка. Титул достался Пике внешне легко. Он лидировал почти всю гонку, поддерживаемый партнёром по команде Риккардо Патрезе. И только когда все соперники по борьбе за титул (кроме Проста был ещё Рене Арну на «Феррари») сошли из-за технических проблем, позволил себе, сберегая мотор и машину опуститься на третье место, гарантировавшее титул в сложившейся ситуации.

Пике стал первым за всю историю Формулы-1 человеком, дважды участвовавшем в рокировках, и все два раза оказался триумфатором.

Прошло ещё три года и пришло время (1986 год) очередной рокировки претендентов на титул.
Не буду говорить про спортивную сторону вопроса.
Просто приведу факт. Ален Прост, выступавший теперь за «Мак-Ларен» благодаря тактической задумке боссов команды выиграл чемпионат у Найджела Мэнселла из команды «Уильямс», возглавлявшего ЛЗ перед последним Гран-При.
В своей будущей заметке (замысел есть, дело только за свободным временем) остановлюсь на этом событии поподробнее, а пока не хочу.

Прост повторил достижение Пике насчет количества рокировок, в которых ему довелось участвовать. Но при этом добавил уникальности, став первым кому удалось совместить триумф с поражением.

После относительной частоты рокировок в первой половине-середине 80-х годов, наступило относительное затишье.
Время новых рокировок наступило только в конце 90-х.

Сначала, в 1997 году, попытка Михаэля Шумахера на «Феррари» защитить очко преимущества путём тарана Жака Вильнева на «Уильямс» закончилась исключением Михаэля из Личного Зачёта.

Через два года, в 1999 году, партнёр Михаэля по «Феррари» Эдди Ирвайн упустил уже четырёхочковый гандикап. По моему мнению, руку к этому приложил Михаэль. Стартуя с поул-позишн, титулованный оруженосец Ирвайна безропотно пропустил вперёд претендента на титул Мику Хаккинена на «Мак-Ларен», после чего на протяжении всей гонки, подобно почётному эскорту, сопровождал Мику на его пути ко второму подряд титулу.

В результате, к началу 2000-х годов в Ф1 была развёрнута в небывалом доселе объёме группировка «рокировщиков». Аж четыре человека имели подобный опыт.

К 2007 году от былого изобилия остались одни воспоминания, но тут пришло время очередной рокировки. Поменялись местами Кимми Райкконен на «Феррари» с Льюисом Хэмилтоном на «Мак-Ларене».
Дело совсем недавнее. Расписывать смысла нет. Мое мнение, восторжествовала некоторая справедливость. Ну в самом деле, надо же совесть иметь. Имеется устоявшийся состав мастеровитых пилотов, опытных парней. А тут, нате вам здрасте. Я в Формулу-1 только пришёл, ещё молоко на губах не обсохло, но подавайте мне сюда титул. Скромнее надо быть. Вот и результат.

К 2010 году ушёл Кимми, вернулся Михаэль, и состав пилотов, имеющих опыт рокировки, впервые за всю историю Ф1, стал состоять из одних неудачников (имеются в виду случаи, когда таких пилотов не меньше двух).

В конце 2010 список «рокировщиков» пополнился ещё двумя фамилиями. Триумфатор Себастьян Феттель и неудачник Фернандо Алонсо. Себастьян стал уникальным чемпионом. За всю его тогдашнюю карьеру, был всего один единственный Гран-При, после которого ему удавалось возглавить ЛЗ. Но это был очень правильно выбранный Гран-При - последний Гран-При в крайнем чемпионате!

Ну и очередной рекорд. Теперь Ф1 имела сразу трёх рокировщиков-неудачников в одном флаконе, т.е. пелетоне.
На этом собственно и всё. По рокировкам.
По составу пилотов-рокировщиков не всё. Вернулся Кимми. Есть новый рекорд! Весь 2012 год в пелетоне было пять пилотов-рокировщиков. Два триумфатора, три неудачника. Все рокировались строго по одному разу.
В 2013 уже не будет Михаэля. Начинается деградация рекордной группировки.

Всё изложенное выше, что-то вроде справочного материала, экскурса в историю.
Где здесь ответ на главный вопрос? Кого поздравлять? Поздравлять так, чтобы не ждать до конца недели, но чтоб наверняка.

Для начала вернёмся к самой первой моей заметке «Битвы двукратных».
Там я высказал желание увидеть уникальный сезон-2013 с тремя двукратными чемпионами в пелетоне.
Более трёх недель назад в крышку гроба, в котором покоится несостоявшаяся уникальность, был вбит последний гвоздь.
Так что мать-статистика явно дала понять, никакой уникальности следующего сезона. Уникальность похоронена, плита влежалась в грунт.

Вот из этого и будем исходить.

Что мы получим в случае, если Фернандо превозможет Феттеля.
Фернандо, впервые в истории Ф1, полностью повторит своими тремя титулами тот путь, который ранее проделал Джек Брэбхэм.
Уникальность номер один (по заметке «Заложники или Вершители»).
Впервые со времён Проста и Пике старшего в Ф1 будут сразу два пилота, рокировавшиеся по два раза. Но впервые в истории Ф1 оба «опытных» рокировщика будут совместителями, т.е иметь как триумф, так и неудачу.
Уникальность номер два.
Впервые в истории Ф1 в пелетоне будет три рокировщика-триумфатора (Кимми, Себастьян, Фернандо)
Уникальность номер три.
Да и вообще, впервые в истории Ф1 одна пара пилотов дважды совершит рокировку.
Уникальность номер четыре.
Куда ни плюнь одна уникальность. А уникальность где? В гробу. А гроб где? В земле. Под плитой. Вопросы есть? Вопросов нет.

Вариант с победой Фернандо Алонсо в чемпионате мира отпадает.
Остаётся Себастьян Феттель.

Проверка полученного решения.

1. Проверка «Битвами двукратных»
Среди десяти имеющихся в истории Ф1 битв двукратных, распределение по победам старых и свежих двукратных, а так же третьих лиц выглядит как 4-3-3.
Именно так и должно выглядеть по закону случайных чисел распределение внутри десятки. Никакого перекоса. Одна четвёрка имеется только потому, что десять на три без остатка не делится.
Абсолютно банальное, усреднённое распределение. Уникальностью не пахнет.
По данному пункту решение верно. Доказано.

2. Проверка «Заложниками или Вершителями»
Победит Себастьян, и мы получим, уже в который раз (в девятый, если точно), не похожего на прочих трёхкратного чемпиона. Т.е. имеет место БАНАЛЬНОСТЬ уникальности.
По данному пункту решение верно. Доказано.

3. Ну и наконец, проверка в рамках нынешней заметки не требуется, так как победа Себастьяна Феттеля в чемпионате мира не приведёт к рокировке, а значит лежит вне сферы действия данной заметки.

Поклонники Себастьяна! Можно конечно подождать.
Но мать-статистика даёт добро!! Можно праздновать!!!
И не надо бояться сглазить!!! Сглаз - это что-то эфемерное, надуманное. А статистика - штука реальная, поддающаяся учёту и систематизации. Она сильнее!!!
ИМХО!!!!!
3 Отзыва