ЧЕМПИОНАТ МИРА. 15-й этап. ГРАН-ПРИ ЯПОНИИ
Вчера на автодроме "Сузука" семикратный чемпион мира 43-летний Михаэль Шумахер объявил на специальной пресс-конференции о завершении своей карьеры в "Формуле-1" по окончании сезона-2012
Напомним, что первый раз он делал это в 2006 году, когда на его счету было семь высших чемпионских титулов, 91 победа в "Гран-при" и 68 поулов. В строй немец вернулся спустя три года, и в 2010-м за рулем "Мерседеса" начал, по всеобщему убеждению, поход за восьмой короной чемпиона. Однако вопреки ожиданиям никаких дивидендов возвращение не принесло - лучшим результатом Красного барона за минувшие три сезона стало третье место на "Гран-при Европы" этого года в Валенсии, в то время как на счету его напарника Нико Росберга числятся не только несколько призовых мест, но даже одна победа.
Хотя борьба за высший титул сезона-2012 достигает своего апогея, главной новостью паддоков королевы автоспорта в эти дни был все же не вопрос о будущем чемпионе мира, а всевозможные слухи о разного рода переходах пилотов, часть из которых стала реальностью. Напомним, в частности, что "Макларен" подписал многолетнее (точное количество лет не уточняется) соглашение с мексиканцем Серхио Пересом, а чемпион мира-2008 Льюис Хэмилтон, выкормыш британской конюшни, на три ближайших года отправился в "Мерседес".
И вот эта-то последняя новость породила новую волну, рефреном в которой звучало: ну и что теперь будет делать семикратный чемпион мира Михаэль Шумахер, царственно откладывавший объявление о собственных планах на будущее в полной уверенности, что Росс Браун не предпримет ничего до тех пор, пока суперчемпион не определится?
Росс Браун предпринял.
Шумахеру не оставалось ничего иного, как объявить о завершении карьеры. Что он и сделал в четверг на "Сузуке".
Собрав пресс-конференцию, 43-летний немец заявил: "Цели, поставленной после моего возвращения в гонки три года назад, мы не достигли, но я могу быть счастлив теми достижениями, которые у меня уже есть".
Шумахер признался, что его энтузиазм и мотивация начали иссякать довольно давно. Циркулировавшие в паддоках слухи о том, что семикратный из "Мерседеса" направит свои божественные стопы в "Заубер", на место Переса, вызвали у Шумахера только улыбку.
Возвращение Михаэля три года назад уже вызывало у наиболее информированных и наименее восторженных знатоков и представителей прессы, мягко говоря, недоумение. Вслух об этом говорили редко, однако общий настрой был таким: Шумахер переоценил собственный гений. На момент принятия им решения о возвращении в гонки "Формула-1", по мнению многих, не имела в своих рядах ярких личностей, общий ее уровень казался довольно средним, и, видимо, это, как быстро выяснилось, ошибочное утверждение и подвигло амбициозного и падкого на славу Шумахера вернуться. Скорее всего, он был уверен, что нынешнее поколение пилотов ему вполне по зубам даже в 40-летнем возрасте, ибо возвращался он не куда-нибудь, а в экс-"Браун", только что выигравший чемпионат и Кубок конструкторов, имея в составе "средненького" Дженсона Баттона и Рубенса Баррикелло, чьи возможности Шумахер за годы партнерства в "Феррари" изучил вдоль и поперек и привык считать ниже собственных.
Главным же было, что возглавлял команду, обретшую к приходу Шумахера гордое имя "Мерседес", не кто иной, как маг и кудесник, гений тактики и стратегии, настоящий формулический гуру Росс Браун, человек, можно сказать, стоявший у руля всех семи высших титулов Шумахера.
Но верно говорит пословица: нельзя дважды войти в одну реку.
Гуру Браун при практически неограниченных возможностях (и не только финансовых) "Феррари" при Жане Тодте - это не совсем то же самое, что гуру Браун в условиях жесткой экономии и ограничений на расходы в "Мерседесе". Да и усредненность молодых пилотов нынешней "Формулы-1" Шумахер оценил неверно. Хотя бы по той простой причине, что для этого поколения семикратный чемпион мира отнюдь не являлся идолом и фигурой, на трассе неприкосновенной.
Никакого трепета перед титулами, никакого почтения или страха перед свойственной немцу бесцеремонной манерой вождения эти парни не испытывали. Кому, скажите, из прежней, прошумахеровской, "Формулы" могло прийти в голову и сойти с рук то, что позволил себе однажды на трассе испанец Хайме Альгерсуари на скромной "Торо Россо", 17 (!) кругов не пропускавший суперчемпиона вперед себя?! И уж точно в прежние годы Шумахеру вполне сошла бы с рук дикая атака на Баррикелло на Хунгароринге, в результате которой он чуть не размазал бразильца по бетону стены, отделяющей пит-лайн от прямой старт-финиш...
В "той", прежней, "Формуле-1" Шумахеру была создана атмосфера повышенной комфортности, его окружала аура непобедимого суперчемпиона, но в "этой" короли были уже другие. Они, как, к примеру, тот же Алонсо, на словах выражали немцу всяческое почтение и восхищение, а на деле никакого трепета перед ним не испытывали.
Именно по этой причине, как мне кажется, второе пришествие Шумахера в "Формулу-1" было обречено на провал.
И вчера на "Сузуке" подошло к своему логическому завершению словами: "Моя мотивация и мой энтузиазм начали иссякать уже довольно давно".
Ольга ЛИНДЕ
* Отредактировано автором 30.10.2012 в 16:31