День рождения Жака Лаффита

21.11.2013 13:31

.. Однажды на Warm-Up он прибыл в пижаме, поскольку для него было слишком рано. В то время как его соперники часто были интровертами, "роботами" и людьми, склонными к долгим размышлениям, он оставался в течение всей своей долгой карьеры весельчаком и ветрогоном, который, несмотря на французскую "легкость бытия", был чертовски быстрым гонщиком: Жак Лаффит.

Жак Лаффит родился 21 ноября 1943 г. в семье адвоката в Париже. Он взрослел в изолированном мире французского высшего сословия, посещал привилегированные школы и имел на уме только одно: спорт. Он быстро стал великолепным теннисистом, отличным лыжником и конькобежцем. Он был "солнечным мальчиком" и любителем женщин, вот только результаты в учебе оставляли желать лучшего. Зимой 1958 года на катке он познакомился с Жаном-Пьером Жабуем. Жабуй был достаточно интровертированной личностью и ему импонировала жизненная энергия Жака. Оба стали неразлучными друзьями, вместе отслужили в армии и, когда Жан-Пьер начал интересоваться гонками, Жак был тут как тут.

В то время Лаффит стал специалистом по выживанию, поскольку родители перестали оказывать поддержку сыну после очередных проваленных экзаменов. Так "Жако", как звали его друзья, стал учиться искусству жить самому. Для Жабуя Лаффит был просто незаменим. Там одолжит гаечный ключ, тут найдет запасной мотор... Он все время пытался по мере возможностей держать автомобиль Жана-Пьера "на ходу". Жак имел мало представления о предмете, но каким-то странным образом друзьям удавалось добиться того, чтобы автомобиль не разваливался еще на старте. Жабуй и Лаффит, которые уже успели сыграть двойную свадьбу, женившись на сестрах (!), получили возможность подготовить машину на французской специализированной фирме Hrubon. Разумеется, за свой счет. Вскоре Жабуй сделал себе определенное имя во французской формуле-3 и стал получать предложения от спонсоров. Французский промышленник Жиро, который познакомился с "веселой компанией" во время катания на лыжах, при посещении мастерской внимательно все осмотрел и спросил, а какие, собственно, функции у Лаффита? Почему он сам не участвует в гонках? И получил ответ: "А потому что у него нет ни франка в кармане". Лаффит от стыда готов был провалиться сквозь землю, но в итоге получил от Жиро автомобиль формулы France, хотя подготовку и настройку машин друзья должны были делать сами. Поскольку Жабуй был занят в гонках формулы-3 сезона 1968 г., Лаффиту пришлось долго ждать своего первого выступления. В свободное время он обучался в школе гонщиков Ecole Winfield, где на соревнованиях выпускников стал вторым. Это означало, что он получал оплаченный сезон в формуле-3. Таким образом, карьера Жака началась весной 1969 г. профессиональнее, чем он думал раньше. Лаффит получил шасси Martini, его обслуживали 2 механика, задачей Жака была "только лишь" езда.

В 1970 году Лаффит переходит с Martini в популярную Формулу Renault. Это был шок. Вокруг носилась толпа сумасшедших водителей, а Лаффит был к тому времени уже 27 лет от роду и обладал здоровым инстинктом самосохранения. Это привело к тому, что в итоге в 1971 г. он поделил автомобиль Формулы Рено с одним богатым гонщиком-любителем и в этом сезоне выступал гораздо лучше. Последовали первые победы в Алби и Поль Рикар. В общем зачете он закончил сезон пятым. В 1972 г. Жак перешел в команду ВР Racing и доминировал в сезоне, одержав 12 побед. И в следующем году его было не остановить в чемпионате Европы Формулы-3.

Его имя стало известным далеко за пределами Франции, и Лаффит получает предложение от Фрэнка Уильямса, сесть за руль второго заявленного автомобиля ISO-F1. Лаффит, несмотря на то, что выступал в Ф2 за Ligier Maserati, согласился. Его дебют в Формуле-1 состоялся 4 августа 1974 г. на требовательном во всех отношениях Нюрбургринге. Первый год в королевском классе был весьма посредственным, но он остался в Williams, подписав контракт на 1975 г. Поначалу все шло, как и прежде: стартовые места в середине поля и частые сходы. Но на Нюрбургринге, через год после своего дебюта, Лаффит умудряется занять на более слабом, чем у соперников, автомобиле 2 место. Тем самым подтверждается, что Жак имеет право быть полноценным пилотом Ф1. В формуле-2, где он выступает параллельно, Лаффит давно уже звезда.

В 1976 г. путь наверх удался французу и в Формуле-1. Жак переходит в новую команду Ги Лижье, базировавшуюся в Маньи-Куре. Ligier дебютирует в Бразилии, и уже в 3-й гонке Лаффит занимает четвертое место! Сезон-76 с 20 добытыми в итоге очками он считает очень удачным. 1977 год был не таким хорошим. До Гран-При Швеции гонщик на голубой машине с визгливым мотором Matra не заработал ни одного очка. В Швеции случилось невероятное: Лаффит выиграл гонку. Франция была в лихорадке - впервые французский пилот на французской машине выиграл Гран-При! Команда Ги Лижье со всех сторон Франции стала получать поддержку. Однако после этого успеха Лаффит лишь однажды дал повод говорить о себе - на Гран-При Голландии он был вторым.

1978 год не принес улучшений. Лучшими результатами Жака были третьи места в Испании и Германии. Мотор Matra V12 был скорее балластом, чем движущей силой, и Ligier, впрочем, как и многие другие команды, был разгромлен "автомобилем-крыло" Lotus. В 1979 году в команде происходят существенные изменения: приходит Патрик Депайе, в качестве силового агрегата устанавливается более компактный и легкий Ford V8. Кроме того, конструктор Дюкаруж создает французскую версию "автомобиля-крыло". Год начался сенсационно: Лаффит на Ligier JS11 завоевывает в Бразилии поул с отрывом почти в 1 секунду, а затем побеждает, лидируя от старта до финиша. 14 дней спустя - вторая победа в Буэнос-Айресе. Лаффит лидирует в чемпионате, в команде хлопают пробки от шампанского. Однако во второй половине сезона удача повернулась другой стороной. Преимущество исчезло, и никто в команде, прежде всего Лаффит, не мог понять, в чем причина. Хотя француз и завоевал еще три третьих места, но титул достался Шектеру на Ferrari.

В 1980 г. Лаффит встречает нового молодого коллегу, Дидье Пирони. Последний оказывает на своего 37-летнего напарника сильное давление, победив в Цольдере. Лаффит одерживает единственную в сезоне победу в Хоккенхайме. Как бы то ни было, Жаку удается набрать больше очков, чем Пирони, и он остается и далее №1 в команде. В 1981 г. сбывается мечта Лаффита: его коллегой становится старый друг Жабуй. 12 лет спустя после того, как Лаффит чистил машину Matra F3 Жана-Пьера, оба едут вместе на болидах Формулы-1. К несчастью, на Гран-При Канады Жабуй попал в тяжелую аварию и получил тяжелые переломы ног, от которых до конца так и не оправился. С середины 1981 г. он стал руководителем гоночной команды Talbot.

После слабого начала сезона к лету дела в команде пошли в гору. В Австрии Лаффит выигрывает свой 5-й Гран-При. После еще одной сенсационной победы под проливным канадским дождем, он сохраняет шансы на титул. Впереди гонка в Лас-Вегасе. Однако финал разыгрывается между Пике, Ройтеманном и Джонсом. 1981 год заканчивается для Лаффита уже привычным с прошлого сезона четвертым местом.

В 1982 г. команда Talbot-Ligier оказывается в глубоком кризисе. Лучший результат сезона - 3 место Лаффита в Австрии. Изменения в автомобильной промышленности Франции также негативно влияют на будущее команды. Лаффит обращается к бывшему боссу Фрэнку Уильямсу, который создал за это время одну из лучших команд. Достаточно сказать, что на машине Williams Росберг стал чемпионом в 1982 г.

Правда, в 1983 году без турбо-мотора команда Уильямса не хватала звезд с неба. Лаффит добыл лишь 11 очков. В 1984 г. Williams получает турбированный двигатель Honda и больше года доводит всю комбинацию до ума. В то время как Росберг победил хотя бы в одном Гран-При в Далласе, Лаффит был вынужден довольствоваться несчастными 5-ю очками. В 1985 году в Williams для него уже не было места, и Жак должен был решать, уходить совсем или возвращаться в Ligier. Он выбрал последнее. Гонщик говорил: "Я все еще, как и раньше, получаю удовольствие от езды. Собственно, хотелось бы гоняться вечно". На первой гонке сезона 1985 г. Лаффит стал 6-м, в Сильверстоуне и Хоккенхайме - 3-м. В финальной гонке он стал вторым и в итоге в своей старой команде выступил лучше, чем ранее в Williams.

Свой 13-й сезон 1986 г. 43-летний гонщик начал многообещающе: 3 место в Бразилии. В Детройте он становится вторым и доказывает тем самым, что и ветераны могут многое. Кульминацией года должен был стать Гран-При Великобритании. Здесь Лаффит выступал в своем 176 Гран-При и тем самым повторял рекорд Грэма Хилла. Ничего не предвещало сюрпризов. Трагично то, что именно в этот юбилейный день гоночная карьера француза оборвалась. На старте он попадает в завал, его машина вылетает с трассы в земляной вал. Передняя часть болида полностью разрушена, у гонщика сложнейшие переломы ног и таза, для лечения которых понадобились долгие месяцы. После выздоровления Лаффит выступал в кузовных гонках. Сначала во Франции, потом в DTM. Работал консультантом команды Prost, комментатором французского телевидения, каковым является и теперь, и воспитывал молодых гонщиков. И сегодня его можно видеть на разных этапах гонок.

(Перевод и набор - А.Гесс, г.Ижевск, 2003 г.)

http://vk.com/formula_1_fan
2 Отзыва