«Заложники» или «Вершители»?

15.10.2012 13:25

Часть 1. «Витки карьерных спиралей».

Самый простой и незамысловатый метод попытаться с помощью статистики заглянуть в недалёкое будущее (т.е. попытаться определить чемпиона нынешнего сезона, не дожидаясь свершения события «де факто» и «де юре»), это провести исторические параллели между нынешними соискателями и героями прошлого.

Примем за исходный постулат: где больше совпадений, там и правда.

В этом случае, самый главный статистический фаворит сезона это Фернандо Алонсо. В предыдущей своей заметке я уже обращал внимание на необычайную схожесть карьерных витков Джека Брэбэма и Фернандо Алонсо в случае, если стоящий на кону титул, действительно достанется Фернандо. Два титула подряд за одну команду, далее пять «промежуточных» сезонов и, наконец, третий чемпионский титул. Схема весьма замысловатая и сложная, тем ценнее абсолютное попадание. Правда третий титул при такой схеме является и последним, что вряд ли может сильно обрадовать не старого ещё и весьма амбициозного испанца.

Пройдемся по прочим претендентам, в число коих я на данный момент отнесу пожалуй только троих: Себастьяна Феттеля, Льюиса Хэмилтона и Кимми Райкконена.

Себастьян Феттель.
Может получить свой третий титул. Причем подряд. Ранее такое удавалось только Хуану-Мануэлю Фанхио и Михаэлю Шумахеру, причем оба на этом не остановились. Но…
К моменту начала своих суперсерий и Фанхио и Шумахер уже были титулованными пилотами. На счету Фанхио был титул 1951 года, а у Шумахера целых два: 1994-95 годов. Это серьёзное расхождение витков карьерных спиралей указанных пилотов и Себастьяна.
А вот если взять случаи, когда идущие подряд титулы являлись первыми в карьере пилотов, то картина вырисовывается для Себастьяна самая мрачная.
Пилотов выигравших свои два первых титула подряд, да ещё выступая при этом за одну команду, в истории Ф1 до Себастьяна было шесть. Что ни имя, то легенда. И никому развить успех в виде третьего подряд титула не удалось.
Альберто Аскари выиграл чемпионаты 1952-53 в одну калитку, но затем попал под каток Фанхио-Мерседес.
Джек Брэбэм в 1959-60 принес первые успехи заднемоторным гоночным болидам, но был остановлен последним взбрыком переднемоторных монстров (Филл Хилл-Феррари).
Более чем четверть века спустя Ален Прост (1985-86) был остановлен непобедимым Уильямсом и Пике старшим.
Михаэль Шумахер после победных бенеттоновских годов (1994-95) ушёл давать разгон Феррари, а когда разогнал наконец алый болид, своей рекордной серией оборвал неплохую попытку Мики Хаккинена (1998-99).
Ну и последним, наступившим на те же грабли в такой наезженной колее, стал Фернандо Алонсо (2005-06) с чего-то решивший, что защищать чемпионскую серию ему лучше в Мак-Ларене, да не согласовал этот вопрос с Кимми Райкконеном и дорвавшимся до элиты молодым Льюисом Хэмилтоном.
В общем, получается такой своеобразный закон. Выиграл два первых титула подряд, выступая за одну команду? Сделай паузу, скушай «Твикс».
Себастьяну, по этому закону «Твикса», ничего в этом году не светит. Не таких монстров обламывало.

Льюис Хэмилтон.
Выигрывал ли кто-то до него очередной чемпионский титул спустя четыре года после предыдущего успеха? Да. Нельсон Пике старший (1983, 1987) и Ален Прост (1989, 1993). Отличная компания. Но есть одна нестыковочка витков карьерных спиралей. И Пике и Прост выигрывали означенные титулы в разных командах, а Хэм продолжает выступать за ту же команду где получил первый титул. С другой стороны сам факт четырёхлетней разницы между первым и вторым титулом очень органично дополняет следующую логическую цепочку: у Пике четырёхлетняя разница между вторым и третьим, а у Проста между третьим и четвёртым титулами. Отметим, что крайние титулы у обоих героев прошлого оказались их последними титулами что, так же как и в случае с Алонсо, вряд ли обрадует ещё более юного и не менее амбициозного Льюиса.
Рассмотрим вопрос получение титулов с разницей в четыре года в рамках одной команды. И такое случалось. Джеки Стюарт (1969, 1973) и тот же Ален Прост (1985, 1989). Опять отличная компания. Да вот только у обоих это была разница между первым и третьим титулом. Так что опять точного попадания нет.
Будем считать Льюиса запасным вариантом статистики, но с гораздо более туманными и размытыми перспективами, нежели у Алонсо.

Кимми Райкконен.
С интервалом в пять лет между соседними титулами, образцом для него может служить только Михаэль Шумахер (1995, 2000). Но комментарии по данному поводу считаю совершенно излишними. Кимми совершенно точно не идёт по спирали великого чемпиона и на титул в этом году может не рассчитывать. А вот в следующем году…
Это другое дело. Наклёвывается очень хорошая карьерная спираль имени Грэма Хилла (1962, 1968). Так что Кимми следует подождать годик, глядишь всё очень удачно для него сложится.

Рейтинг претендентов по итогам первой части:
1. Алонсо - 99%
2. Хэмилтон - 1%
3-4 Фетель - 0%
3-4 Райкконен - 0%

Часть 2. «Вершители своей судьбы».

Во второй части своей заметки я исхожу из следующего допущения. Самая главная закономерность - это отсутствие каких-либо закономерностей.
В самом деле. В истории Ф1 было всего восемь великих пилотов, достигших рубежа в три чемпионских титула. Пять из них (Джек Брэбэм, Джекки Стюарт, Ники Лауда, Нельсон Пике старший, Айртон Сенна) на этом рубеже остановились, трое (Хуан-Мануэль Фанхио, Ален Прост, Михаэль Шумахер) пошли дальше. И у всех этих великих пилотов была своя собственная схема достижения трёх титулов (да и последующих тоже). Ни одного повторения. Великие пилоты и сильные личности вершили свою карьеру сами, не следуя каким-либо чужим карьерным спиралям, но создавая свои собственные.
И если следовать такому постулату, то как раз самый главный повторенец Фернандо Алонсо не имеет никаких шансов. Если этому сезону суждено родить нового трёхкратного чемпиона, то им просто обязан стать Себастьян Феттель. Он проследует девятым по счёту (и самым коротким!) путём к третьему чемпионскому титулу.
Стоит ли огорчаться Фернандо? Абсолютно незачем. Путь сильных личностей никакими рамками не ограничивает то число титулов, которые может получить Фернандо до конца своей карьеры. И если в ближайшие годы Фернандо возьмёт свой третий титул, то это в любом случае будет очередной (может быть десятый по счёту, а может и нет) уникальный и неповторимый путь к третьему титулу. Что, как выяснилось, статистикой фактически возведено в ранг закона.

Рассмотрим других кандидатов.

Льюис Хэмилтон.
Как уже было показано в первой части: получить два соседних титула с интервалом в четыре года в составе одной команды, само по себе уникальное достижение. К тому же способствующее ещё одному уникальному достижению: одновременно трое двукратных чемпиона мира Ф1 на трассах Ф1.
Как я писал в своей предыдущей заметке, такой вариант мне очень и очень нравится.

Такого же результата (трое двукратных в одном сезоне) могут помочь добиться и Кимми Райкконен с Дженсоном Баттоном, которого я не рассматривал в первой части заметки.
Но в данном случае я не хочу рассматривать во второй части заметки ни одного из этих пилотов в качестве кандидатов на чемпионство по той причине, что они уже выступили «разрушителями» нерушимых ранее традиций. Они своё дело сделали и теперь должны дождаться своей очереди, чтобы выкинуть очередное уникальное коленце.

Что же такое натворила эта парочка?
В 2007 году Кимми Райкконен разрушил священную традицию, в соответствии с которой ни один пилот, покидающий Мак-Ларен не завоевав для команды хотя бы один титул, не становился чемпионом в ходе своей дальнейшей карьеры.
Кстати, если бы не этот подвиг Кимми, я обязательно привёл бы этот факт, как главный аргумент против чемпионства Фернандо Алонсо по крайней мере до тех пор, пока он снова не вернулся бы в Мак-Ларен. А сейчас без проблем. Кимми расчистил для Фернандо дорогу к титулу в любой команде (!).

На а два года спустя (в 2009) Дженсон Баттон разрушил ещё одну схожую традицию, связанную с командой Уильямс. Он стал вообще первым в истории пилотом, который стал чемпионом мира после того, как ушел из этой команды.
Благодаря Дженсону не всё так мрачно теперь для Нико Росберга и для Марка Уэббера (не в этом конечно сезоне, а в некоем будущем). Да и Пастор Мальдонадо может с лёгким сердцем искать счастья в других командах (!).

Рейтинг претендентов по итогам второй части:
1. Фетель - 85%
2. Хэмилтон - 15%
3-5 Алонсо - 0%
3-5 Райкконен - 0%
3-5 Баттон - 0%
P.S. В расчёте шансов Феттеля и Хэмилтона я безусловно учёл текущий гандикап Феттеля в очках при ограниченном количестве оставшихся гонок, а так же уровень Ред Булла и Мак-Ларена на текущий момент.

Эпилог:

Я сам лично отдаю предпочтение второй части своей заметки.
Если выражаться образно то, по моему мнению, Фернандо Алонсо уже неприятно обжёгшийся о закон «Твикса» и не желающий становиться заложником карьерной спирали Джека Брэбэма, рассматривает Себастьяна Феттеля в образе:
«Гляжу размыли путь ручьи весенние.
Там выезд есть из колеи! Спасение!»
И пропуская Себа к его третьему чемпионскому титулу, напутствует:
«Себастьян, делай как я.
Это значит: не надо за мной.
Колея эта только моя.
Выбирайся своей колеёй.»

А вы как думаете? Вам какой вариант статистики больше нравится? И какой рейтинг?
Кто же они, пилоты Ф1: «Заложники» или «Вершители»?
6 Отзывов