«Битвы двукратных»

13.09.2012 12:27

Решил на досуге покопаться в истории Ф1 и посмотреть:
- сколько раз на трассы этапов Ф1 одновременно выходили несколько двукратных чемпионов мира (семикратного в расчет не брал - это уникальный случай новейшей истории!)
- кому из них чаще удавалось выиграть чемпионат, более или менее «свежим» двукратным? А может титул уходил к более/менее титулованным противникам?
Получилась весьма интересная картинка:
Одновременно трех двукратных на трассах Ф1 не было никогда.
Нынешний сезон всего десятый в истории Ф1, когда на трассе одновременно присутствуют два двукратных. При этом в предыдущих девяти случаях двукратные являлись самыми титулованными действующими пилотами пелетона. Нынешний случай первый, когда есть в пелетоне некто более титулованный.

История «битв двукратных» такова:

1955 год. «Свежеиспеченный» Фанхио (1951, 1954) против «чуть менее свежеиспеченного» Аскари (1952, 1953).
Фанхио победил в этой битве (не мог не победить на непобедимом Мерседесе) и стал трехкратным. Побежденный Аскари успел поучаствовать только в четырех этапах и погиб. Не на гонке Ф1. Посетив испытания новой спортивной Ferrari 750s, он получил предложение «прохватить пару кругов» на этой машине, и этот короткий заезд стоил ему жизни.
Один балл в пользу «свежеиспеченного» Феттеля.

1966 год. «Свежеиспеченный» Кларк (1963, 1965) против «изрядно запылившегося» Брэбэма (1959, 1960).
Лотус, за который выступал Кларк отказался от совершенствования машины (как и Феррари, Купер, БРМ), из-за грядущих через два года (!) кардинальных изменений в регламенте. Брэбэм, бывший хозяином собственной команды, продолжил новые разработки. В результате команда Брэбэм на два года стала лидером Ф1, а ее хозяин выиграл в текущем году «битву двукратных» и стал трехкратным.
Любопытно очень точное совпадение карьерных витков Брэбэма и Алонсо. Оба выиграли свои титулы подряд, в одной команде, а к моменту начала «битвы двукратных» пришли с пятью подряд нечемпионскими сезонами.
И здесь проигравшего настиг рок, правда через два года. И Ф1 снова была не причем. Слишком большим был в 1968 году разрыв между первым и вторым этапом Ф1 (четыре месяца!). Кларк успел поучаствовать в нескольких гонках разных классов и в одной из гонок Формулы-2 (была в то время такая серия) погиб.
Один балл в пользу «изрядно запылившегося» Алонсо.

1972 год. «Свежеиспеченный» Стюарт (1969, 1971) против «старого» Грэма Хилла (1962, 1968). Первый и последний раз в «битве двукратных» участвовал пилот, впервые ставший чемпионом десять (!) лет назад.
Хилл, выступавший за Брэбэм, Стюарту был не соперником, выступил слабо и был уволен из команды ее хозяином. К этому моменту хозяином команды был Берни Экклстоун (!!!). Но и Стюарт в этой «битве» не победил. Титул достался Фиттипальди, впервые ставшему чемпионом.
Один балл в пользу соперников двукратных чемпионов.

1973 год. Участники те же.
Разрыв между участниками «битвы» еще более вырос. Хилл основал свою команду и использовал клиентское шасси из низшего формульного класса (!) с установленным на нем двигателем Ф1. А в руках Стюарта был мощный Тиррелл (последний Тиррелл чемпионского уровня). Со второй попытки победа в «битве» досталась Стюарту.
В третий раз подряд проигравший «битву» пал жертвой рока. Как и в прошлый раз, через два года. И снова Ф1 была не при чем. Хилл погиб в авиакатастрофе, он сам сидел за штурвалом того самолетом. Вместе с ним погибла и практически вся его команда.
Второй, к сожалению последний, балл в пользу «свежеиспеченного» Феттеля.

1978 год. «Свежеиспеченный» Лауда (1975, 1977) против «старого» Фиттипальди (1972, 1974).
Победителя «битвы» в этом году не могло быть по определению. Фиттипальди, сразу после завоевания второго титула, добровольно «сослал» сам себя в национальную бразильскую команду Копершукар, и в борьбу за титул больше никогда не вступал. А Лауда не являлся пилотом Лотус и этим все сказано. Все могло бы быть и более оптимистично для австрийца, но Брэбэм BT46C (оснащенный вентилятором для откачки воздуха из под днища машины) был запрещен после первой же своей гонки, в которой он наголову разгромил хвалёный автомобиль-крыло Колина Чэпмэна. Надежд на титул после этого у Лауды не осталось.
Чемпионом, в первый и последний раз (имеется ввиду карьера в Ф1) стал Андретти.
Второй балл в пользу соперников двукратных чемпионов.

1979 год. Участники те же.
Впервые за всё время «битв» оба участника оказались аутсайдерами чемпионата. Фиттипальди продолжал «коптить» на хилом Копершукаре. В яму угодил и Лауда вместе со своей командой. Такую «битву» выиграть было невозможно, её можно было только прекратить. Что Лауда и сделал, в первый раз завершив свою карьеру. Через год завершил карьеру в Ф1 и Фиттипальди, так что когда Лауда через пару лет вернулся, «битва» не затлела с новой «слабиной»! Чемпионом 1979 года стал Шектер. Это был его первый и последний триумф в Ф1.
Насчет преследования рока. Во первых проигравших в этой битве не было. А во вторых смерть что-то напутала, и явилась к одному из участников «битвы» не в годы «битвы» и не через два года после, а за два года до.
В 1976 году в своей знаменитой аварии на Нюрбургринге у Лауды не было шансов выжить. Он был зажат в разбитой горящей машине. Спасся он только благодаря коллегам Бретту Лунгеру, Артуро Мерцарио и Гаю Эдвардсу. Первый врезался в горящий автомобиль Лауды, другие остановили (!) свои болиды, все вместе поспешили на помощь и вытащили пилота из горящих развалин.
Так что совместными усилиями, как писал В.С.Высоцкий:
«Доверчивую смерть вкруг пальца обернули.
Замешкалась она, забыв махнуть косой».
С тех пор участников грядущих «битв» рок оставил в покое. Случались конечно очень неприятные травмы (Хаккинен, Шумахер), но без трагичных исходов.
Третий, последний, балл в пользу соперников двукратных чемпионов.

1984 год. «Свежеиспеченный» Пике-старший против «порядком устаревшего возвращенца» Лауды.
Мак-Ларен, за который выступал Лауда, с этого года начал стремительный взлет. В тяжелой битве за титул с коллегой по команде молодым Простом, Лауда попутно выиграл и «битву двукратных».
Второй балл в пользу «старого» Алонсо.

1987 год. «Свежеиспеченный» Прост против «старого» Пике-старшего.
Уильямс доминировал. Соперником Пике в борьбе за титул был только партнер по команде Мэнселл. Незадолго до конца чемпионата Мэнселл получил травму и выбыл из борьбы. Победа в чемпионате и «битве» досталась Пике-старшему.
Впервые за всю историю «битв», «свежий» участник выиграл свои титулы подряд (аналогия с Феттелем).
Третий балл в пользу «старого» Алонсо.

2000 год. «Свежеиспеченный» Хаккинен против «старого» Шумахера.
Последняя до настоящего времени «битва двукратных».
Перепетии борьбы свежи в памяти у большинства участников портала.
Шумахер победил в «битве», открыв свою невероятную победную серию.
Обращаю внимание на очень близкое сходство «битвы» 2000 года с нынешней. Как говорится максимальное совпадение из всех отгремевших «битв». Шумахер взял два титула подряд за Бенеттон, Алонсо за Рено, бывший Бенеттон. И Шумахер и Алонсо вступили в «битву» на Феррари. Их соперники (Хаккинен, Феттель) выиграли свои титулы подряд и вступили в «битву» не меняя команды. Разница только в том, что у Шумахера перед вступлением в «битву» было четыре не чемпионских сезона, а у Алонсо - пять.
Четвертый балл в пользу «старого» Алонсо.

Такая вот статистика. В соответствии с ней у Алонсо шансов стать чемпионом в два раза больше, чем у Феттеля. И на одну треть шансы на чемпионство у остальных участиков чемпионата.

Кстати насчет остальных. Все три раза, когда титул не доставался двукратным, список чемпионов Ф1 пополнялся новым именем. Вроде бы намек на Уэббера. Не воспринимается как-то намек на Росберга (из-за уровня команды), Массу (из-за статуса в команде) и Грожана (жаль, но факт).
Но, как я уже указывал выше, в нынешней «битве» перестал действовать такой незыблемый ранее закон, как наибольшая титулованность участников «битв» перед другими участниками пелетона. Нарушено одно правило, необязательно соблюдение второго. Так что не сбрасываем со счетов Райкконена, Хэмилтона и Баттона. Шумми в расчет не беру. Он легенда, и ему уже ничего большего и не надо, по-любому легендой останется.
И если кому-то из этой тройки удастся взять титул, следующий сезон Ф1 станет уникальным. Три двукратных чемпиона на стартах гонок.

И подумалось: а ну их, Феттеля с Алонсо. Даешь уникальность следующего сезона! Представьте: «Битва триумвирата двукратных», да еще на трех разных болидах. Зрелище будет - пальчики оближешь!!!
А вы как считаете?
12 Отзывов